Поучение в неделю 24-ю по Пятидесятнице

Вера больной кровоточивой женщины, исцеленной Христом и христианская вера.

Великую силу и спасительность веры представляет нам ныне читанное евангелие. Вот приходит к Господу больная женщина: двенадцать лет страдала она и накакие усилия врачей не могли исцелить ее, так что она прожила все свое и мение. В таком состоянии скорби и безнадежности она слышит о Спаси теле, о Его чудном учении, о Его благости и любви к страждущим, о чудесах , совершаемых Им, об Его необычайных исцелениях больных. Она приходит сама увидеть и  получает несомненное убеждение в божественной силе Христа, в Его всемогуществе.

Произошло это так. Преисполненная благоговейным чувством к Спасителю и сознанием своего недостоинства перед Ним, не смея поэтому беспокоить Господа своей просьбой об исцелении себя, больная женщина твердо верила, что она может получить исцеление от одного прикосновения к краю одежды Спасителя. И вот втеснившись в толпу народа, окружающую Господа, она робко, чуть слышно прикасается к одежде Его, и,  чудо! В награду за ее веру болезнь ее вдруг прекратилась. Сам Господь не заметил, что бы такая сильная вера в Него осталась скрытою, и поэтому спросил: «Кто  есть коснувшийся мне? Трепещущая подошла  женщина к Господу, пала пред Ним в страхе за свою нечистоту и в смущении пред всеми открыла Ему свою болезнь и свое чудное исцеление.. Своим любвеобильным взглядом Господь успокоил ее и сказал: не бойся, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди в мире.

В чем же заключалась та вера, которая спасла больную женщину?  Это было такое высокое понятие о Христе, по которому она признавала Его вышечеловеческую силу, Его Божественное достоинство. Это было сердечное убеждение в Божестве Иисуса Христа, в Его всемогуществе.

В чем же должна состоять наша вера, христиане, теперь, когда мы знаем всю земную жизнь Спасителя, когда в Его учении и делах раскрыты пред нами все Его Божественные совершенства, когда мы в самих себе носим следы совершенного Им искупления? Нам не достаточно иметь только убеждение в Божестве нашего  Спасителя. Нам нужно  иметь и Его образ мыслей и чувствований, надо, чтобы мы и  думали и говорили и поступали так, как учил Христос. Вот что желает от Своих последователей Божественный Учитель, вот в чем должна заключаться наша вера, наше спасение.  Что это так, обратимся за разъяснением к жизни Спасителя.

Когда Иисус Христос выступил с проповедью, Он, видя как в людях раззного рода пороки, страсти, нечестие искажают человеческую жизнь, делают ее бедственной, страдальческой, несчастною, и желая исправить ее, Он, говорю, прежде всего указал, что корень, причина зла заключается  не во внешних обстоятельствах, а в самом сердце человеческом, в его мыслях и чувствованиях: добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища изнси т злое (Мф. 12, 35); извнутрь из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мрк. 7,22).Он хотел Своим Божественным учением просветить умы и сердца людей, внушить им новые понятия и чувствования, пробудить в них иные, высшие потребности и цели и через то и справить их нравы и жизнь. Видел ли он гордых фарисеев и  книжников и их презрение к низшим классам народа и к язычникам. – Своим милостивым обращением с грешниками и мытарями Он  возвышает последних в глазах людей и притчею о самарянине учит в каждом человеке.  Кто бы он ни был. Почитать и любит брата. Видит ли Он пристрастие к богатству, чести, славе, в которых люди полагали все свое счастье и для достижения которых употребляли все усилия и заботы Он обращает внимание на промышление Божие о людях, указывает на красоту  природы, объясняя как бог одевает полевую лилию, питает птиц, как отец небесный печется о всех тварях, обращает внимание на душу человеческую , которая дороже всего мира и в ее спасении указывает высшую цель  забот человека. Ищите прежде  Царства Божия и правды Его, и это все, т.е. земные блага, приложатся вам (Мф6,33)., учил Христос. Видит Он, как скорби , постигающие людей, вводят их в уныние, ропот, кажутся всем какою-то карающей, несправедливой судьбой; и вот Христос называет плачущих и гонимых блаженными и утешительной историей бедного Лазаря объясняет скорби, как путь ведущий к блаженству на небе. Видел Христос, что часто благочестие ограничивается только одними обрядами, внешней, т.е. устами а не сердцем,  молитвой. Постом и не сопровождается изменением человека к лучшему,  очищением сердца от всякой греховной нечистоты, Он выражает высокое учение. Что Бог есть Дух и что поэтому служение Ему должно проявляться не только внешним образом, в обрядах, но главным образом в духе и истине; что все дела благочестия надо совершать в тайне пред Богом, а не на показ людям.

Таким и подобным образом Господь указал, в чем должна выражаться вера наша. Недостаточно знать только об Иисусе Христе и об Его учении, признавать Его за сына Божия. Надо войти в Его  мысли, воззрения, надо проникнуться Его чувствованиями, надо, по выражению Слова Божия, облечься во Христа.

Веруем ли мы, возл. брат. и сестры так, как желал. чтобы мы веровали Христос? Имеем ли мы тот строй святых мыслей, чувств, какой имел и изобразил для нашего научения Иисус Христос? Думаем ли, говорим ли, поступаем ли мы по Христу, по – христиански, сообразно с духом св. веры нашей?

Пусть каждый из нас даст сам себе в этот отчет. Во всяком слу.чае в настоящее врем я, когда так много приходится слышать громких слов и обещаний по поводу улучшения внешнего общественного быта, материального благосостояния, когда люди в погоне за этим внешним, материальным забывают о   своей собственной душе, всецело поглощены  исканием выгод и удобств жизни и готовы для этого жертвовать всем, чем угодно и совестию и честию и  даже своим христианским званием, необходимо говорю, в настоящее время настойчивее напоминать о том, что есть другие более необходимые для жизни заботы – высшие, об улучшении духовного быта, об устроении души, об очищении сердца от греховных  склонностей и пристрастий.

Иначе, т.е. если эти последние заботы будут оставлены, забыты, то, хотя бы внешние людские материальное благосостояние и  улучшится, люди не станут чувствовать себя счастливыми, покойными, довольными, потому что счастье, блаженство человека не в материальном довольстве, не в животном благосостоянии. а в жизни . соответствующей человеческому достоинству, т.е. в стремлении к совершенству, в любовном, восторженном общении с Богом и ближними. Погоня же за одним материальным довольством, как можно наблюдать в жизни, толкает людей к злобной борьбе из-за обладания внешними благами, к потере совести, разрыву с Богом, Источником правды, любви и добра.

Будем же помнить, что спасение и счастье как всего человечества , так и каждого из нас зависит от того, в какой  мере будет проникнута вся жизнь наша верой христианской. . Это каждый может проверить по своему собственному опыту. В какой мере жизнь кого либо из нас станет проникнута верой христианской, светом христова учения, в такой мере она будет улучшаться, т.е. такой человек почувствует, что он становится добрее, любовнее, трудолюбивее, терпеливее, мирнее, покойнее, вообще почувствует себя действительно в числе спасающихся, нс пути к истинному счастью.

Итак, вот в чем должно состоять отличие нашей христианской веры от веры той больной женщины, об исцелении которой повествует ныне читанное евангелие. Наша вера не должна ограничиваться только признанием Христа за всемогущего Бога, творящего чудеса, а в проникновении всей жизни нашей учением Христа. Будьте совершенни яко же Отец ваш небесный совершенен есть (Мф. 5.48). сказал наш Божественный Учитель Христос. Стремиться к совершенству, к богоуподоблению и через то делаться блаженными, счастливыми, для чего подается каждому из нас благодатная помощь в таинствах Св. Церкви – вот к чему зовет и обязывает нас вера Христианская.                   

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.