Поучение в неделю 23-ю по Пятидесятнице

Что значит быть мертвым душою и оживленным во Христе.

Бог богатый в милости, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи Христом: благодатию есте спасени (Еф.2, 4, 5 ).

Так учит, как вы слышали сегодня из  апостольского чтения, св. ап. Павел. Бог нас мертвых прегрешениями сооживил Христом.  В этом сущность христианства! Ради этого Господь приходил на землю и к этому направлено все устроение нашего спасения в св. Церкви! Пали мы и духовно умерли.  Восстаем во Христе и снова жить начинаем.

Но, брат. и сестры, эта духовная смерть и это оживление из мертвых через Христа не есть какое либо дело видимое и осязаемое, а есть нечто незримое, совершающееся внутри – в сердце человека. Оживление во Христе незримо, следовательно, ничего  видимого нельзя ставить в признак и доказательство того, что оно в нас есть и действует. Признаки должны быть внутренне, незримы, как и само оно.  Нельзя в доказательство оживления во Христе, христианской духовной жизни ставить, например, то, что мы родились и живем между христианами, числимся в православной христианской церкви, не чуждаемся христианских порядков и прочее подобное, ибо при сем этом – внутренне, душою мы можем быть мертвы, а если мертвы, значит не причастны Господу Иисусу Христу – Оживителю; если же ему не причастны – нет нам спасения, мы в числе погибающих.

Итак пойдем внутрь себя и внимательно проследим черты внутреннего о Христе оживления, чтобы потом вернее определить – действует ли оно в нас, или мы видим только, что желаем духовно, а на деле мертвы душой; А если так, не следует ли нам позаботиться о том, чтобы стать в число оживленных Иисусом Христом?

Но, что значит, скажете вы , быть мертвым душою и оживленным во Христе? Апостол объясняет. Мертв душою тот, кто исполняет  желания плоти и помыслов (Еф. 2, 3), а жив во Христе тот, кто наперекор желанию плоти и помыслов  устремляется во Христе Иисусе на дела благая (Еф.2,10) Главный для христиан закон жизни апостол выражает так: духом ходите и похоти плотские не совершайте (Гал. 5,16). Вся эта похотная страстная область есть область смертная и мертвящая, и все, что она обнимает собою, пребывает в смерти. Ибо когда в человеке водворяются страсти, Бог удаляется от человека, духовные стремления угасают, человек погружается в плоть, конец которой смерть.

Войди теперь всякий в себя и рассмотри, что в тебе действует, что подвигает тебя на дела, в чем главная пружина, заправляющая твоими помышлениями, чувствами, делами? И если найдешь, что действуешь в угоду плоти и чувственности, в угоду только себе и своим желаниям, ни в чем себе не попереча, и всякой страсти покоряясь беспрекословно, как только она появится, — то явно, что ты раб греха и смерти, или по словам апостола «мертв прегрешеньми» творишь «желания плоти и помыслов»

Так и остается человек в этой области мертвящей. Пока не обратится к Господу и пока, ради его обращения, благодать пришедши, не высвободит его из этих уз смерти.  И как не обратиться грешнику к Спасителю с покаянием? Ведь человеку душно и томительно пребывать в работе греху. Хотя и кажется иной  довольным от того, что  удовлетворяет плотской, греховной стороне своего человеческого существа, но внутренно не бывает у него радости и веселия.. Как ржавчина ест железо, или червь точит дерево, так внутри у него жало смерти нравственно грызет его живое существо, и он томится душою И вот, если даст Бог, придет человек в себя, восчувствовав тяготу своего состояния, скажет: «Из-за чего же я работаю суете, плоти, греху, гадким страстям? Все им делаю в угоду, а покоя не имею,  только Бога прогневляю и вечную муку готовлю себе. Не хочу больше покоряться им, брошу греховную жизнь и начну работать Господу Богу – Спасителю моему, нас ради в мир пришедшему и всех  грешников к себе призывающего». Когда скажет так в сердце своем грешник и самым делом обратится усердно к Господу с сердечным сокрушением, тогда в св. Таинствах дается ему благодать и сила устоять в своем немерении и одолевать привычные страсти, с какою бы силою они не нападали на него.

В этой его решимости работать Господу, и в этом ниспослании ему благодати в Таинствах полагается семя жизни о Христе Иисусе, которая и есть единая, истинная жизнь, обнаруживающаяся и состоящая в  противлении страстям и  преодолении их.  С этого времени начинается борьба со страстями, с грехом и чем решительнее кто противится грехам, страстям и искореняет их , тем быстрее выходит он из области смерти и вступает в область жизни. В ком нет этой борьбы, тот значит не живет духовно, он мертв душей, хотя он и  приступает может быть и к Таинствам покаяния и причащения, ибо Таинства спасают человека не внешним, механическим путем, а только того, кто приступая к св. Таинствам, в то же время сам работает над очищением своей души от всего похотного, страстного, греховного.

Брат. и сестры! Кому из нас не случалось переживать такие минуты, когда мы среди общей сутолоки, суеты жизни вдруг как бы останавливаемся. Кто, отвлекшись от мелких дел жизни, разных мыслей и чувств, не пытался разобрать и  рассмотреть свою жизнь, или хотя бы  только прожитый день? Думается, каждый из нас ставил себе вопрос: так ли я живу, как этого требует мое звание истинного христианина? И не становилось ли тебе, брат христианин, больно и грустно всякий раз, когда ты видел, что жизнь твоя идет по ложному пути, что ты потерял самое дорогое, самое ценное в жизни человека – чистоту душевную и невинность, теплоту, радость жизни, которые ты и мел в детские годы? Где теперь эта  невинная улыбка, ясный взор?  Где теперь эти святые кристально  чистые помыслы? Где эта близость неба, Бога к нашей душе? Увы от всего этого остались одни лишь воспоминания.  Кажется все бы отдал теперь, чтобы только воротить назад эту счастливую пору человеческой жизни; порвал бы всю свою прошлую жизнь со всеми ее ошибками и заблуждениями, чтобы начать новую жизнь, жизнь чистого невинного дитяти с полным разумом  совершенного мужа?

Но скажете вы,  ведь это же пустая мечта, невозможная вещь! Нет… это не мечта, а вполне возможная вещь, говорит нам ныне ап. Павел, на себе испытавший возможность порвать свою прошлую жизнь с ее ошибками и начать новую жизнь, жизнь чистую, святую.

«Бог богатый милостию и любовию к нам,- говорит апостол -, нас, омертвевших от греха оживотворяет Христом,  воскрешает и удостаивает небесной славы и еще большей славы удостоит в жизни будущей» (Еф. 2, 4 – 7).

Итак, возлюбленный брат, хочешь ли быть истинным христианином по самой жизни своей, а не по имени лишь только, хочешь жить духовно, а не работать только плоти и греху, т.е. тому, конец чего тление и смерть, хочешь ли получить вновь  детскую чистоту души, хочешь ли  достигнуть вечной , небесной славы? Ты можешь получить это, если всегда будешь помнить и исполнять то, что ты обещал в Таинстве крещения. Отрекись сатаны и всех  злых дел его, борись со страстями.  Соединись со Христом, прилепись к Нему всеми своими мыслями, чувствами и желаниями, будь послушен и  доверчив Ему, как доверчивы малые дети своей матери, и верь, тогда ощутишь  в измученной душе твоей ту душевную ясность, чистоту, которую ты растерял по распутьям жизни, почувствуешь, что ты ожил духовно, пред твоим духовным взором вновь откроется небо и врата  вожделенного рая.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.