Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1)

Что значат частные требования особых видов любви к Богу, указанные в евангелие: «всем сердцем», « всею душою», «всею крепостью», «всем разумением»

«Возлюбити Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим и ближнего твоего как самого себя» (Лук. Х, 27)

Вот что заповедал Господь, как вы слышали сегодня из читанного за литургией евангелия

Ближнего-то своего мы кое-как любим, особенно такого ближнего, с которым имеем дружеское общение , который симпатичен нам по своим душевным качествам, или жалок по несчастиям, или обязал нас своими услугами. Но любить Бога , это для нас бесконечно труднее. Ведь Бог невидим и  непостижим! .Ведь Он безмерно величествен и далек! А как всеблаженный и вседавольный повидимому и не нуждается в нашей любви. Таким образом мы решительно можем затрудняться, как нам любить Бога —  и невидимого и безмерно великого и далекого и не нуждающегося в наших чувствах. Однако , Сам Господь Бог все – таки  требует от нас любви к Нему, да еще как! Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всей душой, всей крепостью и всем разумением! Что же значат все эти частные требования особых видов любви к Богу?

Что значит прежде всего возлюбить Господа Бога всем сердцем?

Наилучший ответ и разъяснение этому каждый может найти в своей собственной жизни. Каждый из нас ведь любил же или любит же кого – нибудь именно всем сердцем. Ведь любят же всем сердцем например добрые и нежные родители своих милых, дорогих детей; любят же сердцем и хорошие дети своих добрых и бесценных родителей. Любят также от всего сердца друг друга истинные христианские супруги, верные и преданные друзья, чистые и невинные юноши и девицы? Во всех этих случаях сердечная любовь выражается во первых в горячей нежности, при которой сердце любящего как бы подобно горящей свече, истаевает от сознания бесконечной ценности для него любимого; во вторых в постоянном влечении к любимому,  подобном непреодолимой жажде.

Возможны ли, однако, такие проявления сердечной любви именно к Богу – Существу невидимому и духовному?  Вполне возможны.  Мы имеем живые и поразительные примеры такой любви к Богу и в далеком и ближнем прошлом.

Возьмем в пример из далекого прошлого дивного пророка Давида .Он любил Господа Бога как раз с тою нежностью и с тем сердечным влечением. О которых только что сказано мною. Вслушайтесь в его собственное горячее и искреннее выражение сердечной любви к Богу:  «Боже, ты Бог мой! Тебя от ранней зари ищу я, Тебя жаждет душа моя, по тебе томиться плоть моя (62 пс.,2) Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Богу крепкому. Живому (Пс. 41,2) Но возьм ите всю псалтырь. Что она такое, как не одно сплошное излияние беспредельной любви и сердечной  преданности Богу – любви стражлущей и тоскующей вдали от Бога среди  бедствий этого грешного мира?1 Из более близкого времени возьмем в пример сердечной любви к Богу любовь св. преп. Серафима Саровского, о котором недаром церковная песнь говорит: « От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и сего единого пламени вожделев… умиленным сердцем любовь Христову стяжа» Или вспомним незабвенного о. прот. Иоанна Кронштадского, действительно любившего Господа Бога «всем сердцем» со всею нежностью и стремительностью, на какое только способно человеческое сердце!

Что значит далее: возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею? На языке слова Божия под душею, в противоположность духу, разумеется низшая сторона нашей психики, т,е,  все внешние наши чувства. А потому:  «возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею», значит – возлюби Его всеми твоими внешними чувствованиями: зрением, слухом, осязанием. Да, любовь наша к Богу нисходит и до таких внешних проявлений нашей человеческой природы.

И есть действительно много людей, которые с любовью стремятся к Богу и взорами своими и слухом своим и всеми своими чувствами. Такова именно была ранее любовь к Богу нашего простого народа в его лучших представлениях. Беззаветно преданный Господу Богу наш простой народ в прежнее время выражал  свою всецелую любовь к Нему именно непосредственным стремлением – созерцать своими глазами изображения Божии; слушать своими ушами Божественное Писание, ходить собственными стопами ко святым местам, ознаменованным чудодейственным пребыванием Божиим, целовать своими устами и осязать своими руками священные предметы и останки. Таким – то именно образом народ наш в лице лучших и благочестивейших своих представителей любил Господа  Бога  всею всею душою, — душою, хотя малоразвитою – но в и в грубых почти  полутелесных проявлениях,  умеющею быть безмерно преданною и всегда стремящеюся к своему возлюбленному Богу и Спасителю.

Возлюби Господа твоего и всею крепостью твоею, т.е. всеми твоими силами, способностями, дарованиями и средствами не только духовными, но и материальными.

Св. богомудрые отцы, религиозные светила науки, благочестивые люди, обладающие более других материальными достатками —  вот преимущественно тот круг людей, которые любили и должны любить  Господа Бога именно   «всею крепостию своею», т.е. из любви к Богу посвящать Ему все свои дарования духовные и всю свою власть и силу материальную. Впрочем, не только они, но и каждый из нас может также любить Господа всею своею личностью крепостью и силою, посвящая на служение Ему свое духовное  и материальное достояние, как бы незначительно оно ни было.

Возлюби, наконец, Господа Бога и всем разумением твоим. Это значит имей в Господе Боге твоем главный и высший смысл и интерес твоей жизни: стремись к нему всеми способностями твоего разума, как к самому совершеннейшему образцу – идеалу! Лучшими примерами людепй, любящих Бога  «всем разумением»могут служить те христианские подвижники, которые посвящали свою жизнь постоянному богомыслию и религиозной созерцательности, мысль которых постоянно витала, если не в самом Боге, то около Бога.  Сюда же относятся и истинные христианские поэты и философы. Все они оставили нам живые примеры, как нужно любить Бога «всем разумением, т.е. как в Нем одном  находить высшую мировую красоту, единственную основу вселенной и  окончательную блаженную цель жизни.

Теперь мы более или менее знаем все главнейшие виды любви к Господу Богу. Что же?  имеем ли мы у себя их? К сожалению современность наша слишком скудна всеми указанными проявлениями любви к Создателю и Спасителю нашему…Не заметно у нас той тоски по Боге и жажды Бога, какими пламенел например Св. богоотец пророк Давид! Сердце наше далеко от Господа. Сердце ваше там, где сокровища  ваше, -сказал Господь. А у нас главное сокровище наше – здесь на земле. К земному мы действительно влечемся неопреодолимо. К Господу же Богу редко, кто испытывает постоянное си сильное тяготение, сердечную нежность и готовность потерять и  потерпеть все ради Него.

Наша народная любовь к Господу, направленная к таким видимостям Божественного присутствия в мире, как чудотворные иконы. Честные мощи св. угодников Божиих и св. Храмы также очень и очень убыла.

Любовь же к Господу Богу всею крепостию или силою нашей и всем разумением нашим еще реже и слабее проявляется среди нас. Многие ли посвящают теперь свои силы и дарования Господу Богу?

Настоящие дни умаления любви к Богу, распространения среди русских людей забвения Бога и даже неверия вынуждают нас особенно неотступно молить Бога, Чтобы Он скорее явил у нас такую чудную силу, которая смогла бы  покорить любви божественной все наши силы человеческие. И какие чудные плоды должна принести воскресшая и возрожденная любовь людей к Господу.

Если по слову великого апостола всякая любовь долго терпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, все переносит и никогда не перестает(1 Кор. 13, 4), то не тем ли более любовь, посвященная Богу.

Будем же горячо молить Господа.Да рассеется скорее мрак неверия и забвения Бога среди русских людей, да разгорится опять среди них горячая любовь к Богу, а вместе с тем и любовь  ко всему  светлому , доброму, ч истому и святому. Да поможет Господь и нам в полноте исполнять Его заповедь: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем, всею душою твоею, всею крепостию твоею и всем разумением твоим.»

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.