Человек по телу смертен, а по душе бессмертен.
На первой странице Библии, этой древнейшей и святейшей книги человеческой, говорится, что Бог сотворил человека по образцу Своему и подобию. Сказано также, что Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2.7.)
Из этого неложного свидетельства Слова Божия, — подтверждение которого каждый с ясным, с неизвращенным умом человек может найти в наблюдении над самим собой и над другими людьми – видно, что человек имеет две природы, два родства: по телу он, имея материею своею землю, состоит в родстве со всеми живыми обитателями земли: зверями, птицами, рыбами и другими живыми существами. А по духу он «род Божий», одной природы с духами, обитающими на небе. По телу он перстен и смертен, а по душе духовен и бессмертен. По телу он, как взятый от земли, стремится к земле, мудрствует по земному и делает то, что сродно земнородным другим существам: ест, пьет, спит, трудится, добывает себе пищу, бережет свою жизнь, здоровье, оставляет после себя потомство. А по духу он, как образ Божественной, неизреченной славы, рассуждает духовно, мыслит о том, что прекрасно, что истинно; в нем таится божественное желание, стремление к Богу. Сообразно этому он направляет и жизнь свою. В Боге он ищет себе покой и отраду; в Нем видит для себя образ неизреченной доброты и стремится к ней.
Все земные твари подчинены земным законам необходимости: с чем они родятся, с тем и остаются на всю жизнь; они не могут быть ни лучше ни хуже; ни умнее, ни глупее своих предков. Волк не сделается кротким, как овца, а овца злой, хищной, как волк. Лисица не изменит своего хитрого нрава, заяц – своей трусости.. И тело человека также подчинено закону необходимости: человек не в силах сделать на голове своей черный волос белым, или белый – черным; он не может прибавить роста своего даже на один локоть, — говорит Христос.
Но дух человека свободен. Он действует по своему выбору. Он может быть и кротким, как агнец и злым, как волк; и простым, как голубь, и хищным, как коршун. Ни одно из земных существ не знает, что такое добродетель, и что такое порок; ибо у них нет внутри нравственного закона, нет совести. Только у человека в сердце написан этот Божественный закон. Совесть говорит человеку, что добро, что зло; она упрекает, когда он грешит, она одобряет, когда он поступает по ее требованиям. У животных нет мысли о Боге, нет богопочитания, нет религии. Только человеку вложена мысль о Создателе всего, Премудром и Всесильном; только люди молятся Богу и поклоняются Ему, только у людей есть религия. Нужно ли говорить еще о том, что у животных нет мысли о жизни по смерти и нет заботы о приготовлении себя к ней. Только у человека есть предчувствие загробной жизни; только ему врождена забота об умерших; только у людей есть обычай чтить умерших предков, молится о них с несомненною мыслию о том , что они продолжают жить за гробом. Эта мысль о загробной жизни есть у всех народов, а у христиан вера в будущую жизнь и ожидание будущего воскресения мертвых составляет одно из главнейших учений христианской веры, подобно учению о бытии Божием.
Все священное писание от первых строк до последних говорит о бессмертии человека, о том, что есть загробная жизнь, что там будет праведное воздаяние по делам его. Но не все христиане имеют возможность читать слово Божие и из него убеждаться в истинности загробной жизни. Кроме того, всегда были люди, а в наше время их особенно много, исказившие свою человеческую природу ( ведь человек, как свободное духовное существо, может сделать и это), которые не только сами не хотят верить в будущую загробную жизнь, но и другим стремятся внушить свое неверие. Поэтому Господь по временам свидетельствует истину загробной жизни разными знамениями и чудесами. Умершие по Божию, конечно, изволению, иногда являются своим живым сродникам, или знаемым, просят их молить о себе, благодарят их за молитвы и милости ради их творимые, извещают о своей загробной участи, а иногда оставляют вещественные доказательства действительности их явления Кто, например из христиан не слыхал, или не читал в житиях святых благочестивой повести, в которой говорится о посмертном явлении блаженной Феодоры некому Григорию, ученику преп. Василия и об извещении его о своем хождении по мытарствам.
Святитель Иннокентий Иркутский чудотворец не во сне, а наяву предстал одному исцеленному им по его молитве от болезни, который после своего исцеления сомневался в действительности чуда этого исцеления. Явившись ему Святитель ударил жезлом в пол и сказал исцеленному: « не буди неверен, но верен.» Знак удара жезлом после явления святителя остался на полу, как очевидное доказательство истины этого явления.
Есть много и других повествований из наших времен о посмертных явлениях своим близким и знакомым, причем достоверность этих повествований подтверждена очевидцами этих явлений. Вот одно из таких повествований. Один молодой человек был воспитан родителями в страхе Божием. Но потом, отданный в учебное заведение. среди развращенного товарищества, и сам предался порокам и утратил веру в Бога и в загробную жизнь. Когда, по смерти матери своей, он пришел на могилу ее, чтобы поклониться праху ее, то, не доходя до могилы, упал, пораженный невидимой силой. В бесчувственном состоянии принесенный оттуда в дом, он долго болел неизвестною и для лечившего его врача болезнию. В этом состоянии явилась ему покойная его мать и упрекая его за порочную жизнь, умоляя его оставить таковую и убеждала верить в будущую жизнь и загробное воздаяние. « Господь хотел поразить тебя, но отец твой и я молились о тебе пред престолом Всевышнего, и Он захотел обратить тебя к себе, для этого Он послал меня к тебе. Это – последнее средство для твоего исправления. Ты не признавал Бога, будущей жизни, бессмертия души – вот же тебе доказательство загробной жизни: я умерла, но явилась тебе и говорю с тобою. Уверуй же в отрицаемого тобою Бога. Ты не веришь, и , может быть, думаешь объяснить мое явление расстройством твоего воображения: но познай, что твои объяснения ложны: я своим духовным существом предстою пред тобой и в доказательство этого – вот тебе крест, отвергнутый тобою; прими его, иначе погибнешь». Так сказала мать и скрылась. Больной опомнился и увидел в руке своей маленький крестик. Молодой человек был потрясен до глубины души этим явлением; прежние его убеждения рушились, он как бы весь переродился, стал набожным и религиозным.
Итак , это повествование говорит не только о том, что есть загробная жизнь, но и том, что счастлив тот, кто имеет благочестивых родителей, потому что и по смерти они могут спасать молитвами своими погибающих детей своих.
Имея в виду все сказанное сейчас мною, а также яркое изображение загробной участи людей в слышанной вами сегодня евангельской притче о богаче и Лазаре, будем, православные, не только несомненно верить, что есть душа, есть посмертная жизнь и праведное воздаяние за гробом, но и будем постоянно вспоминать об этом. Мысль о том, что участь каждого человека в будущей посмертной жизни зависит от худой или хорошей жизни на земле, сильна побудить к воздержанию здесь от худых дел, побудить к добродетельной жизни. Неложно слово Божие: поминай, человек, последняя твоя, т.е. смерть, суд, ад, рай, и во веки не согрешиши
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.