Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице (2)

Рай или ад начинаются еще здесь на земле, смотря по настроению человека.

Ныне слышанная вами притча о богатом и Лазаре напоминает всем нам о том, что два состояния ожидают нас в будущей загробной жизни: светлая, небесная радость, блаженство, т.е. рай, или мрак, мука, тоска, ужас, т.е. ад.

Но не можем ли мы и теперь здесь на земле испытывать некоторое предчувствие того и другого – и рая. и ада? Так именно учили святые отцы Церкви, говоря, что ад или рай начинаются еще здесь на земле, смотря по настроению человека, а в будущей жизни лишь откроется полнота того, что приобрела душа в своей земной жизни.

Да так, естественно, и должно быть на самом деле. Ведь что такое рай? Рай – это радость от жизни в Боге. Все создано, все содержится и живет Господом Богом. Небо и земля полны Его разумом и славою. На всем мироздании лежит печать Божией мысли и неизреченной Божией красоты. Вся Божия тварь разумная и неразумная призвана возвещать дивные чудеса Божия, и  первоначальное блаженство людей до их падения состояло именно в этом упоении величием дел Божиих. Тогда человек был чист душою: не было в нем ни гордости, ни темного самолюбия, ни похоти. Ничто не заслоняло от его  сердца  Божественной светлости; одна любовь к Создателю наполняла все его существо. А вы знаете, что для человека нет ничего радостнее, блаженнее, как быть вместе с любимым существом, говорить с ним, слушать его, восхищаться его делами, радоваться при виде его красоты, отдавать ему свою жизнь. Когда мы любим кого, нам дорог не только сам любимый человек, но и все, что принадлежит ему; мы бережно храним даже малую вещицу, если она хоть чем нибудь напоминает нам предмет нашей любви. То же самое было и с первыми людьми.  Их неиспорченные грехом души умели любить Бога, своего Великого Божественного Творца и Промыслителя и  восторгались всем, что  возвещало им славу Божию:  и мир, и вся тварь, и движение звезд, и каждая былинка бытия, возводила их сердца к Божественной любви, потому что во всем они чувствовали милость и благость Божию. Мир для них был храмом Божией славы, и они каждый миг наслаждались его созерцанием. Жизнь для них была раем, непрерывным духовным веселием в Боге.

Но вот человек отторгся от Бога, извратил Божию мысль о себе,  стал полон всякой нечистоты, греха и беззакония. И что же? Он лишился радости, потому что  прежде того лишился Бога!  Он стал чужим для его души; человек стал избегать и страшиться Божия присутствия, стал  скрываться от света. Для живущего в нем греха стало невыносимо и мучительно от соприкосновения со святыней. Когда Бог обращался к беззаконным людям, они  подобно бесам при виде Христа, готовы были с ужасом воскликнуть: «что пришел ты мучить нас» (Мф. 8, 29). Когда же по любви к ним воплотился от Девы Сам Сын Божий, они возненавидели Его, стали Его преследовать, и наконец не вынесли Его присутствия у себя, распяли своего  Жизнедавца на кресте. Но жизнь показала людям, что нельзя безнакаханно попирать Божии уставы, вложенные в природу человека. С тех пор как человек отвернулся от своего Творца, ему стало непонятно и чуждо и все Божие творение. То, что он прежде так любил, чем так жадно упивался, что наполняло его душу  неизобразимым восторгом, — на все это он взглянул холодным оком Люди явились для него уже не родными и добрыми братьями, детьми Единого, Великого Отца – Бога, а  врагами , оспаривающими у него клочок земного счастья. Природа, когда – то несшая со всех своих концов  один восторг в душу человека, видевшего в  ней храм живого Бога, превратилась в его уме в бездушный, безжалостный, мертвый, бесцельный механизм. Весь мир и животные, и стихии, прежде бывшие для человека нежными объятиями Промыслителя, любящими его  слугами, отказались повиноваться ему, грешнику, врагу Божию – и жизнь наполнилась борьбою, кровью, болезнями, сплошным страданием. В целом мире человек остался одиноким среди тысячей опасностей.  В душе образовалась пустота, неудовлетворенность, непонятная ему тоска по истинной жизни, по любви, по радости. В душе человека воцарились мрак, хаос, мука а иногда и отчаяние. Жизнь без Бога стала как бы адом.

И при вдумчивом внимательном наблюдении нельзя не заметить, что чем более люди гасят в себе  духовные, религиозные начала своей человеческой природы, погружаются в одну плотскую жизнь, все дальше уходят от Бога, тем более жизнь их становиться безрадостнее, не смотря  на размножающиеся в ужасных размерах забавы, развлечения, увеселения. Это особенно можно сказать о нашем времени; радости в жизни становиться все меньше, веселие духовное, светлое благодушное настроение в людях все убывает и убывает. На месте последних воцарились черствость, сухость, своекорыстие, гордость и себялюбивая похоть.  Жизнь становится все менее и менее привлекательной. В нашей жизни много острых утех и наслаждений, но нет подлинной радости. Человек живет лишь внешними чувствами: для глаз, для ушей, для вкуса открыты неисчерпаемые возможности. Но на этом пиршестве внешних чувств обделенной осталась наша душа, наше внутреннее духовное существо, полузадавленное в бешеном вихре и сутолоке особенно городской жизни. Его словно не существует. Забыта душа, угасла жизнь духа, а вместе с тем угасла и подлинная радость жизни, которая все – таки была заметна у наших религиозных предков в старину. Хорошо, если современный человек, уставший от бессмысленной мирской суеты, пустоты жизни, от жизни одними  внешними чувствами , обратился к забытой им душе, к забытому им Богу, к забытым им  радостным религиозным переживанием. Но чаще бывает так. Чтобы заполнить чем нибудь душевную пустоту, люди кидаются в омут страстей, стараются переиспытать все виды порока, пьянство, разврат и т.п. Но душа нигде не обретает покоя и человек, измученный, исстрадавшийся нередко сам себя истребляет, оканчивает жизнь самоубийством. Так, потеряв из свой души Бога, человек потерял истинную, настоящую любовь. А с любовию потерял радость, а с радостью и вкус к самой жизни.

Что же нужно делать? Ведь все мы дети своего времени и невольно заражаемся тем общим духовным настроением, которое царит кругом нас! Надо возвратиться к Богу. Надо не вспоминать только иногда о Боге, как поступаем мы, а надо жить и дышать, так сказать, Богом. Надо возлюбить всею силою своей души, счесть за счастье служить Ему; надо очистить свою совесть от нечистоты и беззакония. Тогда и радость вновь возвратится в нашу душу и веселие откроется пред нашими внутренними очами, и ощутим мы рай еще здесь на земле, как ощущали и ощущают его  блаженные души св. угодников Божиих.

Итак, на вопрос, который я предложил вам вначале своей речи по поводу слышанной вами сегодня евангельской притчи и богаче и Лазаре: можем ли мы испытывать предчувствие ада или рая еще здесь на земле, как видите, надо ответить: можем. Пусть же каждый из нас дает себе отчет, спросит у своей совести: так ли он живет, как Бог велит, любит ли Его всей душой, старается ли угодить Ему, или нет? Если «да», то убежден, что у него до некоторой степени царят мир и радость в душе, значит есть, хотя   может быть и слабое предчувствие рая; если же «нет», то совесть его не может быть мирна и покойна; очевидно, душевное его настроение не похоже на предчувствие рая, а скорее на противоположное настроение. Не побудит ли это его серьезно задуматься над своей жизнию и постараться стать на путь, ведущий не к мрачному, мучительному, а к райскому блаженному состоянию.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.