Грех сладок, добродетель трудна; но грех ведет к гибели, смерти, добродетель к вечной блаженной жизни.
«Возмездие за грехи — смерть, а дар Божий за добро — жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. У1, 23)
Вот, братия, истина, о которой вы слышали из нынешнего апостольского чтения и которую мы постоянно забываем. Нас одолевает и губит грех, а мы всегда почти идем к нему на встречу; в большинстве принимаем его как дорогого, любезного нам гостя. Иначе мы относимся к добродетели. Мы тяготимся ею как посещением незванного гостя, бежим от нее, как от злого ворога. Словом, грех нам сладок и приятен, а хождение по воле Божией претит нашим вкусам.
Отчего так? Отчего не наоборот? Ведь слово Божие, как мы сейчас слышали, ясно говорит, что грех несет с собою за временной сладостью разрушение сил, болезни, духовную и телесную смерть. История, жизненный опыт и самая наука на каждом шагу подтверждают и свидетельствуют, что все зло среди людей родилось от страстей и питается только одними страстями. В самом деле отчего у людей постоянные раздоры, свары, предательство, злоречие, уносящие столько сил, спокойствия, здоровья? Конечно от греха, отчего же больше. Откуда обиды, досады, сплетни, подкопы друг под друга, коварство, месть, мстительность, жестокость, несправедливость, посягательство на чужое достояние, ложь, разбои и всякое общественное зло? От греха и только от одного греха. Люди измучили , истерзали друг друга, а кто виноват? Грех. Разве любя друг друга, и отказываясь от своего самолюбия и жестокосердия, люди так жили бы, как теперь живут? Разве были бы у нас голодные, нищие, нагие, расстроенные, унылые, малодушные, отчаявшиеся, самоубийцы, злодеи и т.п.. Никогда. И по отдельности каждый будучи кротким, смиренным, любящим, готовым на всякий труд ради добра, разве может чувствовать себя несчастным? Разумеется нет. Ведь чувствовали же себя блаженными, счастливыми мученики, подвижники, юродивые и вообще все святые, хотя их и унижали, отнимали у них здоровье, имущество, честь и самую жизнь. Очевидно, тот истинно довольный человек, кто живет Божией правдой, а не своим себялюбием, кто дорожит добром больше всякой корости, тот, кто не ищет своего.
Да, все зло, все неустройство вселенной, вся мука жизни, и несчастие людей от греха. Кто поглубже задумывается над бедствиями человеческого бытия, тот по опыту знает, что это правда
Но если грех несет за собою только одно зло, то почему же все за ним идут? И если исполнение воли Божией вводит человека в блаженную жизнь, то отчего же так тягостно жить по уставу Церкви, по правде Господней?
Да потому, возлюбленные братья, что грех мало того, что обманул и постоянно обманывает нас, обольщает нас видом сладости запретного плода, — он свил в нас прочное гнездо, создал внутри нас самих, в нашем себялюбии и плотоугодии своего рода крепость, всосался в плоть и кровь нашу. Поэтому мы не можем сразу освободиться от него. Нужно постоянное внимание, постоянная борьба со грехом; а это трудно нам и мы не хотим работать над собой, бороться с грехом мы не решаемся на эту борьбу. Между тем, как не следует попадаться на обманчивую удочку греха, так и необходима борьба с грехом, необходимо воспитывание себя в страхе Божием. Тогда, по мере успеха борьбы со грехом. само собою видно будет что истинное счастье, благо человека только в Боге, что вне Бога одно только разрушение и гибель А чтобы нам было легче стать на путь добра, на путь борьбы со грехом, будем чаще вспоминать, что грех уродует нашу жизнь, несет нам страдание здесь на земле и мало того, лишает нас и блаженной вечности.
В самом деле нет общения между светом и тьмой. Чтобы воспринять свет, надо иметь соответствующие средства, через которые свет воспринимается. Как же душа может воспринять за гробом свет блаженной вечности, может испытывать счастье от общения со светлейшим и святейшим Господом Богом, святыми ангелами и чистыми душами всех угодников Божии, если эта душа в земной жизни наполнялась только греховной тьмой, греховной нечистотой. Эта мысль очень хорошо, наглядно пояснена в одном коротеньком воспоминании из духовного быта, которое и передам вам сейчас.
Однажды во время обеда у одного архиерея иеродиакону довелось сидеть лицом на полдень. Солнце ударяло ему прямо в глаза. При разговоре о будущей жизни иеродиакон указывал на невозможность вечных мучений, потому что они ( по его , конечно, только словам) несовместимы с милосердием Божием. » А ты, что вертишь головой и не сидишь спокойно? «- спросил преосвященный. «Да солнце бьет прямо в глаза и не дает покоя. » — отвечал иеродиакон.» Вот тебе и ответ на твои слова. » — заметил архиерей, — » не Бог лишает нераскаянных грешников своего небесного Царства, а они сами не вынесут его света, как ты не выносишь света солнечного.»
Итак, не прельщайтесь временной сладостью греха и не падайте перед трудностью добродетельного подвига. Знайте и твердо помните только одно — именно упомянутые нами в начале нашей речи слова апостола из нынешнего апостольского чтения: в награду за грех ты наследуешь смерь, а за добро — дар Божий — жизнь вечную, блаженную. Начните жить по Божьи, по-хорошему, и ваша жизнь покажет вам, что это сущая правда, а не слова одни. Поэтому учитесь жить добродетельно, пока еще не ушло время. В чем да поможет вам милосердный Господь, Ему же честь и слава во веки веков.
Аминь
2 Нравственное назидание, преподаваемое евангельским повествованием
«Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8.10)
Этот отзыв слышали вы сегодня из евангельского чтения — отзыв Господа нашего Иисуса Христа, беспристрастного святейшего Божественного Учителя о Капернаумском сотнике — римлянине, о человеке из такого народа, который был ненавистен евреям.
Чем же сотник выдвинулся из среды людей? Чем заслужил такой отзыв о себе Сына Божия, что Он ставит его как бы примером, образцом для всех верующих?
Своей светлой, разумной верой, соединенной с любящим сердцем и смирением.
У этого сотника был болен слуга; тяжкий недуг приковал его к постели и тяжко мучил. И теперь , когда христианство в продолжении своего 19-и векового существования перевоспитало понятия и взгляды людей, сделало сердца их отзывчивее к чужим страданиям, развило в них чувство сострадания, жалости и любви, найдется много таких, которые крайне равнодушны и холодны к людям другой среды, других условий жизни; словно последние созданы не из той же плоти и крови , словно они иначе переживают беды и несчастья жизни. Пока слуга силен, здоров, им дорожат, его ценят. Лишь только заболел, потерял способность исполнять свои обязанности — и он не нужен, от него спешат избавиться, сбыть его с рук. В те же далекие времена отношение к слугам были еще холоднее, еще суше, жестче, черствее.
Сотник Капернаумский представлял в этом отношении редкое исключение: болезнь слуги тронула его отзывчивое сердце, вызвало в нем чувство глубокого сострадания. Он ищет средств помочь ему, облегчить его страдания. Он берет на себя труд разыскать Спасителя , о котором он слышал так много чудесного. Просит и молит Его о помощи. Он — сотник, римлянин, значительное лицо по своему общественному положению, не считает для себя унизительным и обременительным явиться просителем пред Учителем из Назарета. Он готов все сделать, лишь бы только слуга его был здоров. И Христос оценил любящее отзывчивое сердце сотника: » Я приду и исцелю его» — говорит Он, откликаясь на зов смиренного просителя.
Что же сотник? Как он отнесся к предложению великого Чудотворца?
Господи!- слышится его вдумчивая новая просьба, просьба человека, входящего в положение другого, просьба, полная веры в дивную, животворящую силу Господню, просьба смиренного сердца, просьба благоговейная, святая: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди и идет , и другому: приди , и приходит, и слуге моему: сделай то и делает (Мф.8,8-9).Господи, как бы так говорит он, я не стою того, чтобы Ты ради меня тревожил Себя, тратил дорогое время, которое Ты отдаешь на проповедь Своего Святого учения, дорогое время, в котором нуждается так много людей, притекающих к Тебе. Я верю , Я убежден, что Ты владеешь Божественною силою безграничною, великою; и если мне повинуются люди только потому, что я облечен властию, то тем более Ты силен одним Своим желанием, без всяких внешних действий оказать милость моему слуге.
И сказал Иисус сотнику: » Иди и, как ты веровал, да будет тебе» , и выздоровел слуга его в тот час (Мф.8,13)
Люди крайне бывают порой себялюбивы и не вдумчивы. В радости они забывают о страданиях других, как например евангельский богач, пируя ежедневно со своими друзьями, забывал о болящем Лазаре. В горе же думают только о том, как бы найти себе помощь , не обращая внимания на тех, кого просят, не входя в положение дающего и помогающего. Многие, слыша слово Спасителя: » Я приду и исцелю его, удовольствовались бы этим и поспешили бы привести Христа в свой дом, не обращая внимания на то, что Ему дорога каждая минута, которую Он отдает на служение людям, что кругом Его толпа народа внимающая Его учению, ищущая себе помощи. Многие поступили бы так именно потому, что не дали себе труда поразмыслить, порассудить, вникнуть в суть дела, поставить и решить вопрос определенно, отчетливо, — кто же Христос? В чем Его сила, откуда она льется, воскрешая мертвых, исцеляя больных, укрощая бури, возвращая слух глухим, зрение слепым?
Не так поступил сотник. Он, идя ко Христу, уже знал, к Кому идет и зачем идет. Его разумное , вдумчивое сердце поняло, что такие чудеса творить может только посланник Божий, по своим душевным качествам стоящий выше всего условного, ограниченного; а есть в мире высочайшая любовь, воплотившаяся во Христе, действующая через Него и откликающаяся на веру других. Это та глубокая, ясная, разумная вера , соединенная со святым смирением, согретая горячею любовью к ближнему и заслужила одобрение со стороны Иисуса Христа сотнику, сделала его примером для окружающих, для всех верующих на будущее время.
«Истинно говорю вам и в Израиле не нашел Я такой веры», — сказал Христос Спаситель и потом прибавил:»Многие придут с востока и запада( т.е. язычники) и взглянут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном, а сыны царства ( т.е. избранный Богом народ еврейский) извержены будут во тьму внешнюю , там будет плач и скрежет зубов (Мф.8,10 — 12).
Какое же нравоучение преподается нам нынешним евангелием в его повествовании о сотнике?
Оно напоминает о том, что как в Ветхом Завете не все принадлежащие к избранному Богом еврейскому народу, предназначенные к получению царства небесного, действительно могли получить это царство; наоборот они могли быть за маловерие и нерадивую жизнь извержены во тьму кромешную и это царство могли получить не принадлежащие к еврейскому народу язычники, но верующие, добрые и смиренные, подобные капернаумскому сотнику, ибо не все сущие во Израиле суть истинные израильтяне, говорит Слово Божие (Рим.9, 7); так и в Новом Завете не все, именующие себя христианами, суть истинные христиане. Называть себя христианином, считать себя членом церкви Христовой, это еще не значит быть действительно христианином, быть истинным членом церкви Божией. Чтобы быть наследником царства небесного, получить вечное блаженство, надо стремиться к тому, чтобы все наши мысли, все желания, все наше поведение, вся наша жизнь были христианскими. Надо иметь такую же ясную разумную веру, такую же горячую любовь к ближним, такое же смирение, какое имел капернаумский сотник.
Но имеем ли мы такую веру спасительную? Этот вопрос должна решать собственная совесть каждого. Если имеем, то возблагодарим Господа, нас спасающего. Если не имеем, то воздохнем от глубины сердца к Богу, источнику всякого блага: да истребит Он в нас беспечность о спасении души и да дает нам побуждение и силу приобрести веру спасительную, соединенную со смирением и добрыми делами , ибо только такая вера отверзает врата царства небесного.
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.