Поучение в неделю 5-ю по Пятидесятнице

Для спасения требуется «сердечная вера во Христа Спасителя и безбоязненное обнаружение этой веры перед другими.

«Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10.10).

Вот, что мы слышали в нынешнем апостольском чтении. Таким образом: «веруй и исповедуй!» — вот по словам  апостола спасительное правило для всех истинных христиан. По смыслу слов св. апостола в вере и исповедании, т.е. в выражении своей веры вовне, в словах, даны нам два чудодейственных средства, которые оправдывают и очищают человека от греховного зла, которое коренится в человеке, и спасают от вечной погибели.

Но на первый взгляд эти средства могут показаться слишком простыми и малыми и вовсе недостаточными для достижения указанных великих целей. Не  ведет ли прямое и буквальное понимание приведенных слов св. апостола лишь к  известному протестантскому заблуждению относительно  оправдания человека одною верою?

Верует человек в Иисуса Христа и в силу этой веры он и оправдан пред Богом и свят, и спасен. Так говорят протестанты всех видов и толков, не  исключая и наших сектантов с протестантским характером: баптистов,  штундистов, евангелистов.

Но так ли говорит Христов апостол? Нет. Он говорит: » сердцем веруют к оправданию». Главная сила этого изречения в том, что не всякая, а именно сердечная вера служит к оправданию пред Богом.

Можно веровать не сердцем, а умом, или даже языком только. О первой , умовой вере в слове Божием сказано:» и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2,19). А о второй словесной говорится:» Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи!» войдет в царство небесное».(Мф.7,21).

Значит вера, не затрагивающая внутреннего существа человека, не имеет вовсе оправдывающей и приближающей к Богу силы. Такую силу имеет только  вера сердечная, т.е. такая вера, при которой человек всем сердцем, всей душой своей прилепляется к Богу, жаждет и любит Его, тоскует по Нем, и стремится к Нему постоянно. При такой живой, заполняющей всю душу вере человек  перерождается душой,  очищается сердцем, просветляется умом, исправляется волей. Все помышления его принимают религиозное направление, все чувства  обращены к святому, все желания направлены к добру. Не удивительно, что такой человек по своему настроению и складу внутренней жизни вполне приближается к тому душевному состоянию, какое требуется от него Богом; что он вообще делается угодным Богу, духовно — чистым перед Ним и свободным от того греховного настроения, которое, удаляя от Бога делает человека неправым и преступным, прилепляется сердцем к злому и грешному миру —  ведь далек от Бога,  виновен пред Ним. Напротив, прилепляющийся сердечной верой к Богу, близок Ему, чист пред Ним и оправдан.

Но сердечная вера требует своего  укрепления и упрочения, требует перехода в постоянную верность Богу.

Только в таком случае близость к Богу и праведность пред Ним из непрочного, мимолетного состояния превратится в прочное и совершенное спасение. И достигается по Богооткровенному слову апостола открытым устным исповеданием веры: «Устами, говорит он, исповедуют ко спасению». Это происходит вот почему. Исповедующий вовне, устно свою сердечную веру во-первых уясняет ее для себя, делает наглядною и таким образом более прочною. Сокровенные мысли его веры и трудно уловимые чувства его  религиозности,  запечатлеваясь внешним образом в устном исповедании оживают, освежаются, усиливаются.

Кроме того, устное исповедание искренней религиозности перед другими выделает человека из среды безрелигиозных людей и  сближает с религиозными.Через это устраняется пагубное влияние со стороны первых и обеспечивается благотворное влияние со стороны последних. Надо иметь еще в виду и то, что устное исповедание веры полагает вообще грань между религиозным человеком и грешным миром, и в большинстве случаев ставит его в положение гонимого со стороны грешного мира, если не в прямом смысле, то в том, что ему приходится испытывать глумление и призрение со стороны неверующего мира. Современная верность Богу перед безбожным  миром покупается драгоценною ценою мужества, терпения и добровольного внутреннего и нередко внешнего страдания ради Бога. А ведь здесь — то и лежит самый прямой и верный путь нашего спасения.

Итак, братья, подлинно сердечная вера и открыто исповедумая верность ей вполне достаточны для нашего оправдания пред Богом и получения вечного спасения.

Пользуемся ли мы в настоящее время этими спасительными средствами?

Пусть каждый сам отдаст себе отчет в этом. Со стороны — сердечная вера, как явление  сокровенное внутри человека, не поддается учету. Устное же исповедание веры  напротив является для всех доступным показателем существования   или несуществования источающей его сердечной веры.

Каково состояние устного исповедания веры в наше время в нашем обществе всем известно. Оно видимо достигло крайнего оскудения. Единственным местом устного исповедания своей веры у нас теперь остается лишь храм Божий. Во всех прочих местах своей жизни — в семье, в обществе мы большею частию совершенно уклоняемся от устного исповедания своей веры и считаем его здесь неуместным. У нас нет ни решимости, ни мужества на него. Даже там, где отсутствие исповедания веры неизвинительно и можно сказать, преступно даже и там оно не обнаруживается нами.

Пастыри духовные перед мирянами, отцы и матери перед детьми, благочестивые люди перед безбожниками и кощунниками теперь часто безмолствуют и тогда, когда нужно бы со всем одушевлением, со всею  сердечностью и силою заявить спасительную правду спасительнейшей христианской веры!

Но раз уста молчат, молчит, очевидно, и сердце. Нет сердечного исповедания, значит нет и сердечной веры. Нет сердечной веры, нет и близости к Богу и оправдания в своем существовании. Нет сердечного исповедания, не может быть и прочной надежды на спасение.

Какой неутешительный вывод. Как нам избежать его  Как избыть беду?

Путь сам собою очевиден и прост. В ком таится сердечная вера и кого удерживает от выявления ее вовне лишь слабость и малодушие, тот преодолев их, пусть исповедует открыто словом и делом сокровенную святыню своей сердечной веры во спасение себе и другим.

В ком есть вера, но лишь слабая холодная. больше умовая, тот углуби ее в сердце , согрей Живым чувством, после чего спасительное исповедание явится само собой

А в ком вообще мало веры, она лишь временами слабо мерцает, тот ищи и прислушивайся, внимай открытому. живому безбоязненному исповеданию своей веры у других, и если ты искренно ищешь веры, то примеры такого исповедания зажгут и в тебе веру, вызовут отклик и в твоем сердце.

Будем молить Господа, чтобы Он всем нам помог приобрести как пламенную, сердечную, проникнутую живой любовью к Нему веру, так открытое, безбоязненное исповедание этой веры перед другими. Будем просить Его об этом усердно, потому что только имея такую веру и безбоязненное обнаружение, исповедание ее перед другими, мы можем чувствовать себя истинными христианами, которые могут вместе с тем иметь надежду и на оправдание пред Богом и на свое спасение по словам апостола (Р.10,10)

Аминь

______________

Читателю этой проповеди надо помнить, что исповедание веры должно  совершаться разумно с памятью о словах Спасителя: «не мечите бисер перед свиньями».

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.