Поучение в неделю 15-ю по Пятидесятнице (1)

Признаки нашей любви к богу и отсутствие ее.  Как возгревать в себе любовь к Богу.

В ныне слышанном вами, возл. Братья и сестры. Евангельском чтении повествовалось о том, как однажды  приступил ко Христу один законоучитель, и слушая его и глаголя: Учителю, какая заповедь больше есть в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим. И всею душею твоею и всей мыслею твоею. Сея есть  первая и большая заповедь  (Мф.22, 35-38).

Кажется, для чего бы нам и давать заповедь о любви к Богу? Спросите кого угодно, всякий скажет, что он любит Бога – и ни у кого не повернется язык сказать, что он не любит Его. Не смотря , однако, на это заповедь о любви к Богу предписывает нам Господом и св. апостолами не раз, не два, а почти на каждой странице Священного Писания и даже с такой настойчивостью, что кто не любит Господа, тот да будет подвержен анафеме, отлучению, по слову апостола (1Кор.16,22).

Почему же это? Значит можно и, говоря, что любим Бога, не иметь этой любви  и таким образом  обманывать себя и других?

Да, братие, можно. Но вот что надо отметить, — и себя обольщать и других обмануть мы можем, но Самого Бога никогда не обманем. Он видит самое сокровенное в сердцах наших и  потому, что видит, некогда воздаст каждому…Кому  это Он скажет в час суда: « отойдите», « не знаю вас» ? Тем, которые не имели любви к нему, хотя думали, что имеют ее и от других почитались, имеющими ее.

Какая горькая ошибка! И тем более горькая, что ее и  поправить тогда не будет возможности. Так видите. братие, стоит труда узнать, если в нас любовь к Богу, или нет.

Остановим же свое внимание на самых простых, близких для всех, признаках, по которым безошибочно можно судить об этом.

1. Кто кого любит, у того только и речей, что о своем любимом лице, или предмете; тот, с кем бы не случилось ему сойтись, или прямо начинает говорить о нем, или скоро склоняет на него свой разговор.

Так и кто Бога любит, тот о Нем только охотно и беседует, и когда начнет говорить о Нем, наговориться не может. Ему там только и приятно быть, где ведут речь о Боге и делах Его  и скучно там, где занимаются другим чем. Напротив, кто не любит Бога, тот не заговорит о Нем сам и чуждается тех, которые любят и говорят о Нем. Тому приятно бывает, когда говорят о делах житейских, торговых, судебных; тот охотно сидит там, где занимаются новостями, модами, пересудами и бежит оттуда, где говорят о Боге и делах Его. Посмотрим же, каковы наши беседы, и откроем, есть ли в нас любовь к Богу или нет.

2 Кто кого любит, тот охотно спешит туда, где надеется или встретить самого любимого и близких к нему людей или получить весть о нем , или напасть на  что, напоминающее о нем

Точно также и кто любит Господа, тот охотно спешит в храм Божий, где Господь являет Свое особенное присутствие, где слышится слово о Нем. Кто любит  Господа, тот  с особенным желанием стремится быть причастником Св. Таин, потому что через то Бог к нему приближается и он к Богу. Тому сладко и тепло в Храме, как в доме Отца своего: тщательно внимает здесь всякому священнодействию и молитве, и так охотно спешит к началу службы, так с некоторою горестью  переступает порог церковный по окончанию ее.А кто не любит Господа, того не зазовешь в Храм. Когда другие идут сюда, он спешит в другое место, а если и заходит иногда сюда, то неохотно, не к началу и не затем, чтобы помолиться. Того только нужда или обычай и стыд заставляют как -нибудь поговеть и причаститься, а о других постановлениях или молитвованиях и говорить нечего.

Посмотрим же. каковы мы в отношении к церкви и всему ее богослужению, обрядам и обычаям и увидим, любим ли мы Господа, или нет..

3. Кто кого любит, тот не выпускает из головы своей помышления  о нем и оставшись наедине, мысленно беседует с ним, вспоминая и любезно лелея образ его. Так и кто любит Господа, тот не отступает от помышлений о Нем.Тот после законных дел требуемых семейством,  или службою, или промыслом, не развлечений ищет, а спешит уединится, чтобы побыть  одному со своим Господом,  чтобы или богомысленно предаться, или размыслить , например , о  беспредельных совершенствах Божиих, о домостроительстве нашего спасения, о последней участи нашей;  или развернуть  и почитать какую –либо спасительную книгу. Напротив, кто не любит Господа, тот не любит оставаться один, и  после необходимых дел спешит к развлечениям, на гуляния, или что еще, что хуже того. Если нужда заставит его остаться наедине, то что делает он? Бездействует , мечтает о пустом, или строит козни, или читает пустые книги.

Осмотримся же, каковы мы в этом отношении и увидим, любим ли мы Господа, или нет.

Вот несколько близких к нам признаков любви и нелюбви к Богу! Но о том и говорить нечего, что кто любит  Господа, тот всячески старается угодить Ему исполнением Его святой воли. Ибо какая любовь к Богу в том, кто не исполнеят заповеди Его, а явно и сознательно нарушает их? Только  в таком случае можно видеть любовь в таковых, когда , нарушив какую либо заповедь Божию, они  тотчас приходят в сокрушение и болят сердцем, что оскорбили Господа и спешат очистить грех покоянием  и  обещанием воздерживаться впредь от греха. А кто, согрешив, не только не болит о том, но еще оправдывает себя тот совсем почти погибший человек.

Не будем распространяться более. И этих признаков достаточно, чтобы увидеть: есть ли в нас любовь к Богу или нет Если найдем, что у нас есть любовь к Богу, хотя в начатках – благо нам.. А если найдем, что мы холодны к Богу, возболезнуем о том  и поспешим возбудить этот спасительный огонь любви…Как? Хранением, соблюдением  всего того, что, как мы сказали, служит признаком любви к Богу – хранением, хотя неохотным, принудительным, и Господь поможет. Дерево холодно само по себе, но когда начинают тереть дерево о дерево – они согреваются и дают пламя. Также, когда онемеет какой нибудь член тела от холода , или другого чего, — начинают тереть его, и возбуждают в нем потерянное чувство. Так и когда  начнем мы тереть душу  свою, охладевшую к Господу, хождением в храм, домашними молитвами, чтением спасительных книг, назидательными беседами. частым говением  и причащением святых Таин, не оставляя при  всем том ни одного случая к исполнению заповедей, то, вероятно. Умягчим сердце наше и начнем согреваться любовью к Нему; надобно только не пожалеть себя, а в начале понудить себя….Пройдет несколько  времени, и то, к чему не лежала душа,. начнет ей быть приятным. И чем более будем принуждать себя. Тем приятнее и сладостнее будут те дела, а потом  возгорится и огонь в нашем сердце, который преобразит душу нашу в пламенного серафима, горящего непрестающею любовию к Господу. Таким путем самопринуждения, внутреннего подвига шли все угодники Христовы. Только после долгой работы над очищением себя при помощи Божией от страстей, только после долгих бдений, пощений, молитвенных подвигов св. угодники достигали той любви  ко Христу, от которой по словам апостола уже не может отлучить ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни Начала, ни настоящее, ни будущее. (Рим.8, 38); достигали  они того внтреннего состояния, когда вся радость и сладость жизни заключалась для них в Боге, во Христе.

Будем же ежедневно во время чтения вечерних молитв усердно просить Господа словами одного из 24-х молитвенных воззваний св. Иоанна Златоуста, помещенных среди этих молитв: « Господи! Сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою», чтобы и нам сподобиться хотя отчасти вкусить той сладости любви к Богу, которую пламенели все угодники Божии, чтобы вместе с ними удостоиться наслаждения этою любовию и в будущем  царстве любвиобильного Отца небесного, имеющего открыться после второго пришествия Христа, Сына Божия.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.