Поучение в неделю 15-ю по Пятидесятнице (2)

Как стяжать любовь заповеданную Христом верующим в него.

На вопрос законника, какая наибольшая заповедь в законе, Господь Исуус Христос, как вы слышали, из ныне прочитанного Евангелия, сказал: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя (МФ. 22; 36, 39) В этих двух заповедях по учению Христа или еще короче: в заповеди: «возлюби» . заключается весь  нравственный закон ( Мф. 22, 40).

«Возлюби». Но ведь нельзя , скажете вы, распорядиться своим сердцем, нельзя любить тогда, когда захочешь и кого захочешь? Возможно ли поэтому  исполнение этой заповеди? Да, нужно сказать, возможно. Если всеведующий Господь дал нам такую заповедь, то, значит, возможно ее исполнение. Если Он требует от нас любви, то, значит, в нашей воле создать ее. Не к исключительным личностям, а ко всем относится Его заповедь: « возлюби»

Как же иметь любовь, если ее нет в сердце?

1.Нужно воспитывать  любовь,  возгревая ее постепенно. Главный    двигатель  нашей деятельности – сердце. Наши мысли, желания тогда обнаруживаютя в действии, проявляются в делах, когда сердце сочувствует им. Сердце наше пока не вкусит сладости от чего либо, до тех пор не имеет к нему сочувствия, и дело не движется. Вот бедняк просит милостыню. Совесть побуждает помочь ему; но сердце, не знающее сладости доброделания, сдерживаемое любостяжанием, молчит, идет наперекор, нет стремления помочь и руки опускаются. При усердном желании, трудах и терпении мы и можем этого достичь. Чтобы вызвать сочувствие сердца к доброму, действуют сначала наперекор сердцу, следуя голосу совести и требованиям нравственного закона.  «Стерпится, слюбится»; что делается сначала неохотно , по принуждению, то при повторениях вызывает сочувствие, сладость, сердечную любовь. Принуждай себя наперекор сердцу к добрым делам и при благодати Божией, как от частого трения  возгорается огонь , возгорится в тебе и любовь, говорит пр. Макарий Вел. Повторное действие вызывает интерес. Интерес переходит в заботу, участие , любовь. Преп. Петр, мытарь вынужден был назойливостию нищего к подаче  куска хлеба, .а потом так постепенно вошел во вкус милосердия, что продал себя в рабство, чтобы и эти  деньги шли на бедных.

И нам при черствости и холодности сердца нужно сначала принуждать себя к добру и тем возгревать сердце, воспитывать в нем любовь, которая начинается с малого. Приучай себя сначала к ласковому обхождению с ближними. к мелким жертвам и услугам, и они обратятся в потребность твоей души, затеплят в сердце твоем огонек любви. И чем чаще ты будешь проявлять любовь,  тем сильнее она будет возгораться, пока не дойдет до самоотверженного служения ближнему и до любви к врагам. Деятельная же  любовь к ближнему есть сила приводящая нас к Богу. « Если мы любим друг друга, —  то Бог в нас пребывает. Всякий любящий  знает Бога; кто не любит Бога, тот  не познал Бога, потому что Бог есть любовь».(1Иоанн 4; 12,7).Одного старца спросили, как доказать бытие Божие? Старец отвечал:»Доказать здесь нельзя ничего, убедиться же возможно. Как? Чем? Опытом деятельной любви. По мере того , как будете преуспевать в любви, будете убеждаться в бытии Божием и в бессмертии своей души. Если же дойдете до полного самоотвержения , тогда уже несомненно уверуете и никакое сомнение даже и  не возможет войти в вашу душу.». Второе   и главное средство достичь Христовой любви – это погрузится в любовь Божественную и подвигом молитвы и борьбы привить ее к себе. Созерцание любви Божественной трогает  человеческую душу. Любовь вызывает любовь.  Бесконечная любовь Божеская должна вызвать любовь человека.

« Тако возлюби Бог мир, яко и сына Своего Единородного дал есть» (Иоан.3, 16). «Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любити» ( 1 Иоан.4, 11). Встань у подножия Креста и припомни весь тернистый путь Крестоносца: биения, заушения, язвы, бичевания, пригвождение ко крес ту и смерть. Припомни и скажи, за кого принесена эта бесценная жертва Всесвятейшего? Не за тебя ли? Не за твои ли грехи пролита кровь? Он все- Самого Себя предал на заклание, а  мы, чем ответим на  Его любовь, на великую жертву? Помолись же Господу, чтобы Он и твое холодное сердце возгрел ответною любовию. Иди за Христом  по его зову, и ты почувствуешь в себе источник воды живой,  текущей в жизнь вечную. Он – этот источник оросил и  заставил цвести многое множество сердец, ранее сухих и бесплодных, самолюбивых, может быть, более, чем наши, заставил цвести любовию и самоотвержением. Это любовь первомученика Стефана, побиваемого камнями , побудила молиться за своих врагов и убийц. Эта любовь  из бывшего гонителя  фарисея Савла сделала великого ап. Павла. Эта  любовь и теперь  воодушевляет миссионеров совершать самоотверженные подвиги ради  приведения ко Христу заблудших неверующих овец. Эта любовь заставляет христианских супругов терпеть семейные горя и  неприятности. Эта любовь побуждает  и каждого терпеливо сносить скорби, болезни, бедствия земной жизни. Она —  эта любовь видит в каждом человеческом существе образ Божий, драгоценное  существо , искупленное кровию Иисуса Христа, верит в человека, заставляет  быть великодушным, кротким, милосердным.

Итак, чтобы наследовать жизнь вечную, надо по слову Господа, исполнять важнейшую заповедь о любви, а для этого прежде всего надо подавить в себе самолюбие и гордость. Оставим самолюбие и будем заботиться о приобретении любви. « Не будь самолюбив и будешь  боголюбив» ,- говорит один св. подвижник (Св. Максим. Творен. Св. Петра Дамаскина. Стр. 162).А возгревать любовь будем  подвигом молитвы, чистоты, деятельным служением ближнему, помня, что только в любви радость и смысл жизни, жизнь вечная, блаженная.

«Возлюби же Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10, 27) и будешь наследником жизни вечной, царства небесного.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.