Для познания спасительного пути есть много средств у каждого.
В ныне слышанном вами Евангелии повествуется о беседе Христа с одним юношей. « Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Такими словами начал свою речь с Господом добрый, но не приобретший опыта и знания жизни и ее назначения, юноша, испрашивая у Христа совета, как получить жизнь вечную.
Ответу на этот вопрос юноши посвятим и мы сегодняшнюю нашу беседу.
Благодарение Господу! У каждого из нас есть средства знать все, что нужно для спасения. Ограничимся о напоминании о таких средствах, которых не лишен ни один человек.. Самый бедный, самый обездоленный, самый неученый ими владеет и может распоряжаться.
Самое близкое средство к научению себя христианскому благочестию – совесть. Без совести людей не существовало и не существует. Всякий из нас слышал и слышит голос этого друга – судьи, который велит и внушает делать одно и избегать другого. Этот голос не умолкает ни днем, ни ночью, ни дома, ни в пути; ни в юных существах, еще не утративших стыдливого румянца на лице, ни в седых старцах, стоящих на пороге вечности.
Может ослабеть внешний слух до того, что человек не слышит дыхания бури и грома, но голос совести ничем нельзя совсем заглушить. Слово Божие этот голос называет голосом Самого Бога, вложенным в нашу душу в то мгновение, когда Его воле было угодно, чтобы мы родились и жили на земле. Этот голос есть откровение воли Божией. Если бы мы внимательно слушались его, то знали бы истинную правду. Нам не нужно было бы иметь ни учителей, ни наставников. По непосредственному откровению Божию в душе, мы знали бы, что нам делать, как жить.
Но вот наша скорбь! Вместо того, чтобы поступать по совести, мы большею частию идем вопреки ей. Водимся своими внешними чувствами, привычками, страстями. « Мне нравится, мне хочется», « к этому я привык» — вот эти – то и подобные им внутренние побуждения и стоят в неприязненном отношении к совести. Ею они пренебрегают, ее подавляют. Нежный голос совести слабеет. Мало по малу прах суеты покрывает все наши душевные силы, и голос небесной правды стихает в нашей душе почти совсем. В душе водворяется забвение Бога, тьма, безрассудность и иногда отчаяние.
Всякое несчастие ужасно, но ничего нет печальнее, как видеть человека, исказившего свою совесть, погубившего ее. Это горе страшное. Бессовестный становится иногда хуже зверя, ниже пресмыкающегося, ползающие движения которого возбуждают в нас желание удалиться от него, закрыть глаза, чтобы его не видеть. Совесть, однако, как искренний друг. Она готова всегда возвратиться в нашу душу, если раскаемся. Возвратившись она будет обычно по прежнему укорять нас за ложь, клевету, за леность, за нерадение, за чувственность, за корыстолюбие и другие пороки, если мы в них повинны. И будет приносить нам радость, если мы устояли в борьбе с вредными искушениями плоти, мира и диавола.
Второе средство к научению себя в благочестии у каждого – собственная жизнь. Правильно жить, значит постоянно учиться. Нужно думать, размышлять, соображать, строго следить за своими поступками, молиться как следует, от всей души. О, если бы мы так жили, то были бы и религиозны, и разумны, и добры, и правдивы. Ежедневно с нами была бы жизнь, как наставница, припоминающая прошедшее, освещающая настоящее, предостерегающая в будущем.
Но вот скорбь наша. Живя день за днем мы не хотим, как следует, подумать ни о Боге, ни о душе своей, ни о том, что произошло, ни о том, что будет. Живем, как придется, как будто за нами с неба никто не смотрит, нашей жизнию никто не управляет. В богатстве – у нас на первом плане чувственность, в довольстве – гордость и всякие страсти. В несчастии – малодушие, ропот, озлобление на людей, проклятие судьбы. Но подумайте, разве это настоящая жизнь, не походит ли такой образ жизни на сон, на грезу, на мечту, а вовсе не на действительную жизнь, подготовляющую нас быть собеседниками ангелов и наследниками вечной, блаженной жизни в сообществе, подумайте, с кем? С Самим бесконечным, непостижимым Богом, всемогущим Творцем всего мира, всякой жизни.
Кроме совести, собственной жизни, каждый христианин имеет средство к научению себя благочестию в Слове Божиим. Св.Златоуст говорит: «Внимательный посетитель богослужения от одного слушания слова Божия может созреть в богослова». Но странно, люди небрегут узнать слово Божие. Многие с жадностию набрасываются на жалкие, часто пустые, душевредные соченительства дюдские, на душетленные песни, и не хотят узнать, что написано к ним с неба о их вечном спасении. У многих нет в этом отношении даже любопытства. Бесчувствие непростительное! « Слушайте же слово Божие, — замечает Златоуст, — Это завещание Спасителя, написанное не чернилами, а кровию Его».
Учительницею благочестия является еще для нас Церковь, которая ежедневно отверзает для нас двери храма, приглашает к трапезе Тела и Крови Христовой, научает обязанностям христианина.
Наконец, есть у нас наставник, выше и божественнее которого нельзя ни пожелать, ни представить, ибо это Сам Дух Св.. Он невидимо сошел на каждого из нас в таинстве крещения, чтобы руководить, просвещать, наставлять каждого из нас в вечную жизнь. Дух Св. внимает нашей чистосердечной молитве, просвещает, наставляет, вразумляет, как поступить, что сделать. Были бы мы только внимательны к Его внушениям и не отгоняли Его от себя своей порочною жизнию.
Вот сколько у человека средств к научению себя в благочестии. Этими средствами пользовались св. Божии угодники. Многие из них не умели ни писать, ни читать, и при всем том не только сами просветились светом небесным, но и сделались светилами всей вселенной.
Знайте же, что путь на небо никому не прегражден. Для познания этого пути, как вы видите, есть много средств у каждого из нас. Итак, не поленимся, пойдем вперед по этому пути озаряемые лучами благости Господа Бога Спасителя нашего: Ему честь и слава во веки веков..
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.