Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице

Наша жизнь есть виноградник, к которому надо приложить труд, чтобы он приносил добрые плоды  Господу, Управителю мира.

Был некогда хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари схватили слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Наконец он послал своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего».Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник, убьем  его и завладеем наследством его.» И схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Злодеев предаст злой смерти, а виноградник отдаст  другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды  во времена свои. (Мф.ХХ1, 33-41)

Такую притчу сказал Иисус Христос еврейскому народу, указывая им в немногих притчевых словах всю их минувшую жизнь и будущую судьбу. Каких только милостей не видел еврейский народ от Бога? Бог освободил его от рабства и  дал ему во владение плодородную, ханаанскую землю. Через Моисея и других пророков открыл ему Свою волю, дал истинные законы жизни, избрал евреев Своим народом, поручил им Свой лучший виноградник и ждал, чтобы они обрабатывали его и приносили  Домовладыке Господу должные плоды, т.е. устроили свою жизнь по законам Божиим, сеяли среди людей правду, умножали на земле любовь, одним словом — были примером для других народов и святостью своей жизни прославляли святость имени Господня. Но евреи оказались злыми виноградарями. Господь давал знамение  евреям, посылал им пророков. Но знамениям они не внимали, над пророками  смеялись, побивали их камнями.  Тогда милосердный Отец небесный посылает  Сына Своего Господа Иисуса Христа. Спаситель совершает дела необычайной милости, проявляет к людям величайшую любовь, поучает слушателей истинной, разумной Божьей жизни, а евреи предают Его позорной казни, распинают, как злодея среди разбойников на кресте. И отнят был от злых виноградарей данный им виноградник; сбылось над ними слово Спасителя: «Се оставляется дом ваш пуст» (Мф.ХХ111, 38); евреи рассеяны были по всему миру.

Таков смысл приведенной притчи по отношению к евреям, не  внимающим пророкам и не принявшим Спасителя.

Но слово евангельское имеет не временное и не местное только значение, оно относится ко всем  временам, говорит всем народам. Поэтому и мы русские православные люди наших дней здесь также  можем и должны искать наставление, урок. Нам также Господь дал для возделывания Свой виноградник, сделал нас виноградарями и ждет для дела Божия плода трудов.

Мы имеем  истинную православную веру, которая учит нас, что Иисус Христос Сын Божий, пришедши на землю и совершивши спасение человека через Свою крестную смерть и воскресение, положил начало на земле царству Божию,- царству правды, любви, света, добра, мира, радости. Он дал людям учение об истинной жизни, исполняя которое люди только и могут чувствовать себя счастливыми. Своим примером Христос показал, как это учение следует исполнять, а в основанной Им на земле Своей Св. Церкви подает каждому благодатную помощь и силу через св. Таинства для исполнения человеком в своей жизни этого учения. Проводя в свою жизнь учение Христа, люди и должны трудиться для  водворения Царства Божия на земле, должны людскую жизнь  возводить все на большую и большую высоту. Чем больше будет в людях правды Божией, чем сильнее, властнее сделается голос братской любви на земле – тем ближе  люди станут к Богу, тем скорее наступит царство Божие среди людей. Отсюда обязанность каждого народа и  вместе с тем каждого человека порознь и состоит в том, чтобы увеличивать в мире тепло любви, делать как можно больше добра, выяснять пред людьми и словом и своею жизнию правду и красоту жизни по – Божьи, по –христиански. Как деятели своего частного виноградника – т.е. своей души каждый из нас должен стараться о том, чтобы , пользуясь богодарованными средствами очищать себя от сухих, негодных ветвей, т.е. от  греха; развивать в себе лучшие по качеству богоподобные соки: любовь, чистоту, правду, кротость, смирение, послушание, терпение и пр.  произращать те плоды, т.е. христианские добродетели, которых требует от нас Господь, и без которых нельзя достигнуть царства Божия.

Вот и спросим теперь себя. Мы православные русские люди, что сделали для устроения царства Божия на земле? План для постройки указан самый лучший: Евангелие ясно и подробно говорит, как устроить жизнь по Божьи, чтобы она была светлой и радостной. Материал дан также  безупречный. Разум и сердце – великие дары Божьи человеку, ценный материал для устроения человеческой жизни по-Божьи на земле.  На что же мы их тратим? Какое применение им даем? Куда направлены  наши силы, наш ум, знание, труды, заботы? Чего мы ищем прежде всего и больше всего? Царства Божия, правды  его, как учил Господь? Или  удовлетворения своим страстям, своего плотского довольства, своего эгоизма? Светится ли в нашей жизни свет правды Божий, любви Христовой, чистоты евангельской так, чтобы  все видели наши добрые дела и прославили Отца нашего небесного; или больше среди нас всякой злобы, всякой хитрости и коварства? Сознаемся, покаемся: из жизни нашей не всегда видно, что мы хорошо помним о том, кто мы и для чего живем на свете. Забрасываем часто ниву Божию,  и зарастает она бурьяном и сорной травой. И как печально наблюдать: поколения людей, что волны на море сменяются новыми поколениями, а жизнь по характеру своему остается все та же. Рождаются новые люди, заводятся новые обычаи, строятся новые города, а злоба и неправда остаются те же. Люди исследуют самые отдаленные страны, прокладывают дороги через дремучие леса и пустыни, а себя, своего сердца, темноты, духовной дикости своей души не знают, путей правды Божией не ведают и искать по настоящему не хотят.  Увеличиваются на земле люди числом, умножаются их богатства, растут знания, все новые и новые делаются открытия  и приобретения, лишь одна правда Божия на земле не растет вровень со всем этим, не множится любовь евангельская в людях, не являются новые самоотверженные вестники и носители Христова духа. И поэтому хотя велик мир Божий, дивно прекрасен, неисчетны в нем блага и радости для человека, виноградник дан Богом людям дивный на редкость, а урожая плодов  необходимых нет – и жизнь людская, если взять ее в общем масштабе, в общем обзоре, поэтому тяжела, печальна, безрадостна.

Чтобы этого не было, чтобы жизнь людская была светлой, радостной, все мы должны стремиться быть добрыми виноградарями на ниве Божией, приносить добрые плоды Домовладыке – Господу. А для этого примемся  усердно за святую работу над своею душей, над своим ближайшем виноградником. Будем очищать ее от всякой нечистоты и греха в таинстве покаяния, оплодотворять Св. Телом и Кровию Господней, возделовать постом и молитвою, украшать любовию и правдою, помня, что мы слуги Божии на земле, что вся наша жизнь должна совершаться по воле Его. Должна быть отдана во славу Его святого имени, что все мы должны быть добрыми  виноградарями в винограднике Божием, в этом мире, чтобы и там, в будущей жизни получить похвалу от Домовладыки – Господа и услышать от  Него вожделенный глас: «Добрый рабе, благий и верный; о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего».

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.