Вопрос о смерти ясен и прост только для верующего христианина.
Вдумывались ли вы в замечательную песнь праведного Симеона, которую не раз слышали вы в храме вчера и сегодня? В ней такая глубина мысли, такая сила и яркость настроения, вся она дышит такой восторженной верой, что в наше тщедушное время вы , конечно, не найдете ничего подобного.Впрочем и сам – то праведный Симеон был человек особенный, необыкновенный, какой – то загадочный. Обратите внимание уже на его возраст; в ту пору, когда он встретил младенца Христа, ему по преданию было уже под 300 лет Такая долговечность была совершенна неестественна, в ней было что- то исключительное, чудесное.
По преданию с праведным Симеоном еще в далекой юности произошло одно таинственное событие, которое имело роковое влияние на всю судьбу этого человека В числе других 70 ученых, он участвовал в переводе еврейской библии на греческий язык. На его долю для перевода досталась книга пророка Исаии. Дойдя в ней до известного пророчества и рождении Христа от Девы он в недоумении остановился. Это показалось ему совершенно невероятным. Это, наверное, думал он, описка, ошибка, вообще неточность выражения. Он уже хотел сделать соответствующую поправку, но появившийся ангел удержал его за руку, и сказал, что он напрасно сомневается, что он сам своими глазами увидит исполнение этого пророчества. Слова ангела, как вы знаете сбылись с полной точностью. Долго , долго ждал и томился праведный Симеон. Наконец настал желанный день и бедный старец, измученный годами, действительно увидел Божественное Дитя и Его пречистую Матерь – Деву. Неудержимая радость волной подступила к его сердцу. С благоговением взял он на руки Младенца – Иисуса, и из его уст, как благодарственный гимн , полилась эта вдохновенная песнь: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».
Как видите, здесь целая драма. Она завязалась еще в далеком прошлом, когда прав. Симеон был еще молод, пылок, самоуверен; она развивалась и зрела долгие годы в душевных тайниках праведного Симеона. Один Бог знает, что там у него происходило, какие бушевали там бури! Уже одна мысль, что он оскорбил Бога своими недоверием, что он принужден влачить жизнь, как наказание свыше, уже одна эта мысль, конечно, больно и мучительно надрывала его душу. Прибавьте сюда же естественное утомление жизнию, сознание своего одиночества, так сказать, запоздалости среди новых сменяющихся поколений.
Но и среди бури, из – за туч, иной раз проглядывает солнце. Так быыло и с праведным Симеоном. Как ни тяжко страдал он в душе, но впереди он уже видел радостный просвет, который становился все ближе и ближе. Он знал, что рано или поздно он дождется того, чего ждал, что Слово Божие не может быть ложно, что в конце концов ему предстоит ни с чем несравнимая радость и он действительно увидит Спасителя Христа. И вот в Иерусалимском храме сбылось все, чего ждал прав. Симеон. Сбылись слова Исаии; сбылось и слово ангела. Обещанный Сын Девы родился, и сам же Симеон держит Его своими старческими трясущимися руками. Теперь вы легко поймете эту загадочную песнь святого старца. В ней как бы выли лась вся его изболевшаяся душа, вся эта пережитая им истома. А на первый раз она , действительно, может смутить, может показаться несколько странной: как это так? Человек радуется, что умирает, что может вот – вот сейчас придет смерть и навсегда смежит его очи? По — видимому, должно бы быть наоборот. Мы все так боимся смерти. Стараемся об ней и не думать. Она, как кошмар, как грозный призрак. отравляет нам всю радость жизни, разрушает все наши жизненные планы. Мы рады бы откупиться от нее любой ценой; вообще считаем ее величайшим злом. А между тем праведный Симеон не только ее не страшится, а еще ждет не дождется. Положим он уже стар, слишком стар; годы давят его, как непосильная ноша. Но под старость, говорят, жажда жизни усиливается еще больше. Иной старик цепляется за жизнь гораздо сильнее. Чем когда был юношей. Почему же праведный Симеон так радуется смерти? Допустим даже, что жизнь ему действительно надоела, стала в тягость, потеряла для него и прелесть и цену. Но неужели его не пугает то, что будет там, за гробом? Эта загадочная темь, таинственность, неизвестность? Ведь говоря по правде, эта – то темь , эта неизвестность нас всего больше и страшит, когда мы думаем о смерти. И этим же страхом мы уличаем сами же себя. Значит одно из двух.: или мы слишком плохо веруем, даже не уверены, будет ли загробная жизнь, или наша совесть так нечиста, так загрязнена грехами, что нам страшно и подумать, как мы явимся на суд Божий. А чего же было страшиться праведному Семиону? По словам Евангелия он был праведен и благочестив (Лук. 2, 25 ), иначе сказать был человек глубоко и беззаветно верующий, богобоязненный, святой жизни. .Еще раньше, пока не явился Христос, он, может быть и боялся бы умереть. Ведь до Христа двери рая были наглухо закрыты для всех. А теперь чего же ему боятся? Спаситель мира уже пришел; он сам видит Его своими глазами, осязает своими руками. С ним же неразлучно он будет там за гробом, в Его вечном Блаженном царстве. Это ли не радость? И разве есть такие блага на
Земле, которые он пожелал бы променять хоть на одну минуту этого вечного счастья на земле?
Да для праведного Симеона в вопросе о смерти было все ясно.Но вообще же смерть есть величайшая мировая загадка. Самая пылкая и пытливая человеческая мысль упирается в нее, как в глухой тупик. А обойти нельзя: этой роковой задач и никак не минуешь. Об нее мощно разбиваются все наши жизненные мечты, самые широко намеченные планы. Эту мысль очень ярко и картинно выразил Господь в одной из своих притчей. Вы ее, конечно, знаете. Помните как один богач, после происшедшего у него обильного урожая в поле, размечтался о том, что он будет делать, как он построит новые житницы и обеспеченный на долгие годы будет есть, пить, веселиться. Но среди этих сладких грез он вдруг услышал голос Божий:» Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут»(Лук.12, 20). Легко представить себе весь страшный трагизм этой минуты. А между тем эта трагедия повторяется в жизни постоянно И особенно хотелось напомнить эту притчу всем мечтателем — экономистам, всем этим политическим и социальным пророкам. Они так самоуверенно, с цифрами в руках сулят облагодетельствовать людской род, грезят о каком то земном рае. Дальше земли их мечты и не идут. Им вообще очень хотелось бы как нибудь поплотнее отгородиться от неба, да кстати и от самого Бога. По их мнению никакой загробной жизни и не нужно, ведь на земле будет так хорошо! – Все это прекрасно, но что вы придумаете против смерти? Ведь ей нельзя объявить бойкот, выражаясь по вашему, по мудреному. Или устроить ее по вашему усмотрению! Она вас наверное не послушает и будет косить людей так же , как и встарь.
Вообще наши новые пророки уже слишком просто решают эту вечно больную мировую загадку смерти: они ее замалчивают… Да, впрочем что же им больше и делать? Ведь они не признают ни религии, ни веры, стараются вытравить ее из других. А вопрос о смерти такого рода, что с одним разумом без веры к нему нельзя и подходить. Вопрос о смерти ясен и прост только для верующего человека! Посмотрите на праведного старца Симеона, как он радуется смерти, приветствует ее, благословляет! Он знает, что смерть не так страшна, как ее , обыкновенно , представляют, что это просто переходный к лучшей, вечной, лучезарной жизни. Правда, там будет грозная минута, общий суд Божий. Но у кого совесть чиста, тому этот суд не страшен… Вот и вся разгадка смерти. И кто хочет встретить ее бесстрашно и спокойно, пусть поучится у праведного Симеона, как нужно веровать и жить по вере, по – Божьи. Тогда быть может , и он подобно этому св. старцу радостно прошепчет в последнюю минуту жизни: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владык с миром…».
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.