Поучение на день Сретения Господня (2)

Тайна жизни и смерти. Как некоторые относятся к ней и как нужно относиться.

Я думаю, что слушая задушевные сретенские припевы на 9-й песни канона, многие из вас остановили свое внимание на одном из них замечательном по глубине и силе мысли в ней заключающейся именно – на следующем:  не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущение просит. В этих словах вскрывается одна из величайших вековых тайн – тайна жизни и смерти. В этом примере говорится о том, что жизнь и смерть, все нити бытия держит в своих руках Господь Бог, Тот Младенец – Христос, которого держит на своих руках старец Симеон.

Как относится к этой тайне жизни и смерти человек, как некоторые относятся к ней и как нужно относиться – об этом и будет моя дальнейшая речь.

Тайна жизни и смерти издавна волновала человеческую  мысль, не давала ей покоя; она всегда стояла перед ней, как страшная загадка. И первый, кто задумался  над ней, был , конечно Каин – первый убийца и первый  очевидец первой смерти на земле. В самом деле, представте себе его недоумение и ужас, когда Авель , брат его под ударом его упал мертвым. Недаром потом, как рассказывается в Библии, он всю жизнь трясся и дрожал, как загнанный зверь и скитался на земле, чтобы уйти от своей страшной думы! С течение времени люди , однако, убедились, что смерть приходит и без помощи убийц, что это общий удел всех людей. К ней успели приглядеться, но загадка так и осталась загадкой.  Зачем, почему люди умирают?  Почему один умирает раньше, другой позже? Есть ли это слепая случайность, грубый произвол стихийных сил, или тут действует высшая разумная воля,  осуществляются предначертания какого-то сложного плана? Вопросы, как видите первостепенной важности. Смотря по их решению меняется и смысл и ценность самой жизни. Если человек, действительно только игрушка природы, ее механических сил, если смерь без смысла касит всех, кто ей случайно подвернется, то, согласитесь, сколько тут трагизма! И какое же жалкое существо человек! Животные – те хоть сами неразумны, они и не в состоянии осмыслить того, что такое смерть, и  зачем они живут. А ведь человек разумное существо на земле. Он – «царь природы», как многие вообще любят повторять. На природу и ее силу он, вообще, привык смотреть, как на свое подчиненное ведомство

Отчасти, конечно он прав. Наука быстро идет все вперед, отвоевывая все новые области, Заставляет работать на себя такие силы, пред которыми раньше могли лишь трепетать. Не удивительно, что от таких успехов и в самом деле закружилась голова; человек размечтался и гордо заявил: «Я – царь природы»!

Какая, однако, самоуверенность! Гордость вообще плохой советчик;  она еще никого к добру не привела! В старину все же люди были скромнее, не высказывали таких чрезмерных притязаний. При всем разнообразии религий, все бесспорно соглашались в одном, что только Богу принадлежит верховная власть во вселенной, что Он ее сотворил, Он же ею и управляет по Своей воле! Но то было в старину. А в 20-м веке и Самого Бога представили под сомнение, хотят вовсе обойтись без Него! Правда , настоящий ученый – серьезный вдумчивый, убежденный – никогда этого не скажет.  Он верит в могущество ума, но знает и то, что для этого могущества есть свои границы, дальше которых человеку никогда неперейти. Он, чем больше изучает мировую жизнь, ее тайны и законы – тем  ближе сам подходит к Богу, научается благоговеть пред величием и мудростью Творца. Известно, например, величайший астроном, который первый открыл непреложные законы движения светил небесных – всякий раз, когда произносил имя Божие, то снимал шляпу, хотя бы и в трескучий мороз. Даже сам знаменитый Дарвин  — творец теории естественного отбора, которую так жадно подхватили наши безбожники – до конца дней остался верующим и убежденным христианином. Да таких примеров можно привести без конца; вы найдете их в любой апологетической богословской книге. Но у нас разве настоящие ученые делают общественное мнение, создают то или иное течение умов? Те скромно работают в тиши; они не пойдут на базар, не станут кричать про свои труды; да средний обыватель в этих трудах, пожалуй, ничего и не поймет; они ведь так серьезны, специальны, написаны мудреным языком! Нет, у нас слушают больше разных крикунов и верхоглядов, у которых больше хвастовства, чем серьезных знаний. А ведь толпа всегда падка, когода ей льстят! Выйдет какая нибудь популярная брошюрка, с выхваченными клочками разных научных новостей, сдобрят ее громкой фразой:  « Человек – ты царь природы» — ну, разумеется, всем и лестно.  И хвастливая  фраза, как гипноз засела в умах.

Не пора ли , однако, одуматься и потрезвее взглянуть на свое действительное положение, которое м ы занимаем во вселенной? Довольно тешить себя на словах! Ну какие же мы цари природы, когда та же природа на каждом шагу строит нам козни, бунтует грозит, больно карает за малейшее ослушание ее законов! А самое главное опять – таки смерть. Как вы не размечтайтесь, а призрак смерти тут как тут! Допустим, что человек царь природы, что будто бы над ним и выше его никого нет, как говорят некоторые считающие себя учеными. Так пусть же они укротят смерть, обуздают ее! Зачем она так своевольничает. Вероятно, у них же самих она невзначай унесла у кого детей, которым бы только надо жить, у кого друзей, с которыми они привыкли делиться душей, да еще доберется, конечно, и до них. А ведь смерть действует через ту же природу. Подошлет она какую нибудь ничтожную бациллу, которую и в микроскоп – то едва разглядишь, вот и смерть пришла. Разве это не насмешка! Как будто мы не заслуживаем даже того, чтобы тратить на нас более серьезные силы! Насмешки –то , конечно , нет, природа вообще смеяться не любит. А что это очень чувствительный урок для зазнавшегося самомнения именующих себя учеными с этим нельзя не согласиться.

А между тем смотрите, вот старец Симеон. Он ждет смерти, а она все  обходит мимо. Ему уже под триста лет – а он все живет! Что же это значит? Неужели это тоже случайность? – как у нас вообще принято все объяснять… Нет не случайность, а Божий запрет. Евангелие прямо говорит, что Симеону было обещано Духом Св., что он не умрет, пока не увидит Христа. Предание же при этом поясняет, что это была особая Божия кара за то, что когда – то давно еще в молодости он не поверил пророчеству о непорочном рождении Христа от Девы. В конце концов он действительно дождался, увидел и даже взял на руки Младенца – Христа – и теперь уже мог спокойно умереть .Как видите церковная песнь приобретает почти буквальный смысл: Младенец – Христос если и не говорил, то действительно мог сказать: «Не старец Мене держит, но Аз держу его.».

Да, вот Кто на самом деле Царь – то природы – полновластный,  беспредельно могучий, которому трепетно и беспрекословно служат ее силы!  Вот в чьих руках и жизнь и смерть! И если мы с вами до сих пор еще живы, то только потому, что Господь от нас чего — то ждет, еще терпит нашим грехам. Аз держу его – это с полным правом относится и к нам, к каждому из нас!  Очевидно, что все мы вообще со своей личной судьбой, быть может еще раньше, чем успели родиться – уже значимся там, в вечных планах Творца, и в этих же  планах от века предрешены и наши жизненные сроки! А почему эти сроки неодинаковы у разных людей – об этом, пожалуй, дерзко и вопрошать; это тайна, которую нам не дано знать. Во всяком случае, доверьтесь и  мудрости и благости Творца! Он лучше нас знает, что нам нужно,  и все направляет к нашему же благу! А кто уже очень свыкся с мыслию, на которую его соблазнили современные успехи наук – будто человек действительно царь природы,  тому от души можно посоветовать поубавить свою гордую самоуверенность. Может это и обидно для ученого самолюбия, но, мне кажется, еще обиднее умирать от какой то нелепой случайности, сознавать себя жертвой каких – то голодных бацилл! Нет, истинный христианин твердо верит, что он, и умирая, творит волю Божию, а это огромное утешение в эту роковую минуту! Испуская последний вдох, отдавая свою загробную участь в волю всеблагого Бога, верующий может с полным правом сказать подобно Симеону: « Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром»

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.