Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице (4)

Различные образцы слушателей слова Божия, изображенные в притче о сеятеле.

Изыде сеяй сеяти семени своего (Лук. 8, 5 ) Давно, братие, вышел Божественный сеятель, чтобы сеять в мире святое учение и влагать в сердца людей семена добра. И в след за Ним непрерывной чередою до нашего времени выходили и выходят в Его имя учители веры, проповедники истины,  вещатели спасительных глаголов жизни вечной.  И казалось, давно бы пора миру твердо изучить  святую веру, с любовью воспринять благие семена и организовать из себя поле , обильное спелыми колосьями, принесшее богатый урожай. Между тем, что мы видим? Какие действия производит в людях проповедь слова Божия, есть ли польза от слушания? Вот Спаситель в ныне слышанной вами притче о сятеле жалуется, что мало настоящих слушателей слова Божия,  что слово Божие не всеми приемлется с должным усердием, что труд проповедника не получает надлежащей награды. Он, сердцеведец, изобразил в притче, какие бывают слушатели слова Божия; и черты, какими  описывает Он их , близко подходят и к нашему времени и к нам самим. Послушаем же притчу.

«И егде сеяте, ово паде при пути…А иже при пути суть  слышащии, потом же приходит диавол и вземлет слово от сердца их». ( Лук.VIII, 5, 12.)Вот первый род слушателей, уподобляемых пути, дороге. Дорога безучастна, к тому, кто по ней  проходит и что на ней делается: проходят люди, звери, несется блестящий экипаж, мчится автомобиль, идет пешеход, тянется простая телега, ей все равно, один след покрывается другим, а все упавшее на землю уносит ветер. Вот есть подобные слушатели слова Божия: безучастные, ни мыслию, ни  сердцем, ни чувством внимающие, а слушающие одним слухом, так сказать страдательно. Пришел человек в храм Божий, не выходить же из него ( хотя и это , к сожалению, бывает), когда началась проповедь, и слушает поневоле. Читают  Евангелие; слухом следит за голосом, за словами, а не разумеет, что читают; и это ведь слушатель.  Иной как будто и внимает, но мысль его далеко:  с радостью приемлют пробуждаются иные воспоминания, приходят другие впечатления. Есть много людей, душа которых, как утоптанная дорога: меняются мысли планы, текущие новости, чередуются случаи, обстоятельства житейские и , если как- нибудь появится новое наставление, светлое чувство, чистое побуждение, не долго жить им, не спастись им от забвения. Такие люди одинаково отдаются и священному впечатлению и житейской потребности и новому слуху: все в их душе мешается. Таких людей мало назвать рассеянными, это именно безучастные: в них нет крепкой душевной привязанности, нет убеждения горячего; они живут день за днем под впечатлением минуты.  Вы сами, братие, конечно знаете светскую жизнь, не таково ли она? Что же может сделать, какое глубокое впечатление может произвести на таких людей кроткая проповедь Слова Божия, тихое веяние вдохновенного Писания? И пойми пастырь нужды времени; врачуй недуги его, говори, обличай, убеждай; а чем?  Не равнодушием ли встретят его? Но продолжим притчу..

«а иже на камени, иже егда услышат, с радостию приемлют слово: и сии корене не имут, иже во время веруют и во время напасти отпадают». (Лук. 8, 13)

Вот другой род слушателей, лучших в сравнении первыми, но также не заслуживающих одобрения  Господа. Первая черта таких слушателей есть живая восприимчивость, желание слушать слово Божие, самое усерное восприятие наставлений. Сердце таких людей доброе мягкое; оно легко поддается любому влиянию, на него сильно действует священное впечатление,  оно скоро принимает и  радость,и скорбь. Но вот недостаток такого рода людей: их сердце легко и скоро увлекающее, а также скоро и  легко охлаждается, чувства его непрочны, непостоянны, добрые намерения так и остаются добрыми намерениями. Кто не видел таких людей около себя? Послушайте этого юношу: какие чистые стремления, как много у него высоких благородных планов, как рвется он посвятить свою жизнь добру и правде! Или поговори с этой женщиной; какая она горячая христианка, как умиленно она преклоняет колени  на молитве, как она скорбит о несчастиях людских, какие слезы текут при  умилительных песнопениях. Или вот  пред вами общественный деятель. Он говорит о честности, о благородстве, он готов оказать всякое добро, услугу, он  выражает негодование на всякую неправду. И что же? Сии корене не имут , замечает притча. Все эти чистые прекрасные намерения скоро разлетаются, как только приходится начать исполнения их; все эти на словах чувствительные люди – на деле, в жизни скоро  оказываются себялюбцами , дорожащими своим спокойствием и выгодами. И этот благородный юноша  изменил при первом искушении своему горячему чувству, эта жена сразу после молитвы предалась своему  тщеславию и злословию, этот мнимо честный деятель проводит лишь свои корыстные цели. К этому недостатку присоединяется еще другой – страх труда, борьбы, испытаний. Если истина, которую проповедует евангелие, не относится к практическому приложению ее жизни, если правда не колет глаз, если добродетель легко исполнима,  если подвиг не требует особого напряжения духовных сил, тогда эти слушатели слова Божия, о которых мы говорим, являются первыми ревнителями этого слова. Но вот надобно отказаться от любимой привязанности,  бросить давнюю греховную привычку, побороть в себе дурную наклонность, принять на себя крест терпения, устоять пред искушением; остаться твердым среди неблагоприятных обстоятельств, не ослабеть под гнетом скорби и бедствий. Что происходит тогда в душе такого доселе как будто мужественного христианина? Он колеблется, боится суда  людского , христианские заповеди ему кажутся неудобоисполняемыми, подвиги не под силу , он отлагает их до другого времени. Не те ли это слушатели, о которых в притче сказано, что они «во время», т.е. в благоприятное время веруют, а во время напасти отпадают? И, кажется, едва ли не большинство из нас принадлежит к такому роду слушателей – добрых, но слабых, непостоянных, часто изменяющих своему долгу, отступающих от своих же  добрых намерений

Есть еще род слушателей, осужденных Господом в притче.А еже в тернии падшее, сии суть слышавши от печали и богатства и  сластьми житейскими ходяще подавляются и не свершают плода. (Лук.8, 11).

Как много и этого рода слушателей. Это те, которые ведут чисто мирскую жизнь, преданы всецело заботам житейским, кружатся в вихре удовольствий, горды своим богатством, общественным положением. Где же здесь распуститься доброму семени? Будут ли они  слушать, любить  св. истину, примут ли к сердцу св. евангелие, станут ли беседовать о небе, о душе и ее назначении? Некогда, скажут; есть дела важнее, полезнее. Так «не свершают плода»  и такого рода слушатели слова Божия.

Но есть, как говорится в притче и такого рода слушатели, которые являются как бы доброй почвой семени слова Божия, которые не  обладают отрицательными качествами, перечисленных родов слушателей и  потому «приносят плод в терпении» (Лук 8,15); это те, которые являются примером усердного внимательного слушания слова Божия, у которых благие намерения и желания неразлучны всегда с добрыми делами. Есть в св. Евангелии и пример такого слушания. Однажды Господь пришел в благочестивый дом Лазаря и по обычаю стал учить. Мария, сестра Лазаря, села у ног Господа и, вперивши в Него свой любящий взор, все забыла и только слушала, преображаясь сердцем, словеса Господни. Поучимся у нее быть такими слушателями.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.