Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице

Почему слово о кресте, Спасителе кажется  для одних неразумием , когда для других является силой Божией во спасение.

«Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым  нам сила Божия есть».(1Кор.1,18).

Слово Божие для одних погибающих  кажется юродством, т.е. неразумным, глупым, а для других оказывается силою Божию. Эти слова из сегодняшнего апостольского чтения нужны и для нашего времени, нужны более, чем когда либо.

Слово Божие, слова веры нашей кажутся  иным и ныне юродством, неразумием. Есть теперь люди, которые считают бессмысленным верить в Бога, в Господа Иисуса Христа, в Евангелие. Есть начитавшиеся теперь широко распространяемых безбожных книг люди, которые думают, что можно прожить и без Бога, что делать добро другим способны только нерасчетливые, неумные люди. Сколько раз приходится слышать по поводу какого нибудь доброго дела обвинение в неразумии. Пожалел заимодавец должника, простил долг, назовут глупым; не сумел поживиться за счет чужой беды – высмеют. А сколько приходится выслушать издевательств и насмешек тому, кто сверх обычного молится, постится не принимает участия в праздных играх, или злой какой либо забаве. Оттого и стыдятся часто своего доброго дела, краснеют, когда заговорят о них. Ведь каждому хорошо известно, как часто за такие дела приходится получать название неразумного смешного человека.

Да и в самом деле, если судить по земному, жить по евангельски, по Божьи и невыгодно о неразумно. Выгоднее все беречь для себя, про черный день, чем раздавать другим. Умнее, полезнее как будто вместо того, например, чтобы идти в храм – поработать, повеселиться.

Да, брат., кто везде и во всем ищет одну земную выгоду  и пользу, тому нечего делать около Господа и храма Его. Тому все учение Спасителя и дела Его покажутся неразумными. Спаситель всю жизнь не имел, где главы преклонить, никогда не думал о Себе, все жил для других. Когда Его схватили враги, он запретил заступаться за Него; он мог сохранить себя от  врагов, но по своей воле предал Себя на смерть и страдания. Кто из любителей земных благ, земных богатств и сокровищ согласился бы на это? Кого из себялюбцев привлечет к себе Господь?

Но, брат., спросим себя: согласны ли мы с этими исканиями одних только земных выгод. Не бьется ли в груди нашей доброе сердце, которое заставляет нас часто отказываться от своей выгоды и после хвалит втайне, а не бранит за это? Забывается порой этот  внутренний голос, вся душа погружается в поиски житейских благ; но нет-нет, да   вспомнится этот внутренний голос, который говорит, что не хлебом единым, не земными благами  только живет человек, но есть у него и другие нужды, другие заботы. Это — заботы о том, что нужно для более важного, для более серьезного – для нашей души. Есть кроме богатства и довольства земного, иное богатство. Иной богач все имеет, должен бы быть доволен, а на самом деле его грызет часто тоска. Чего же ему не хватает?

Не хватает того сокровища, о котором Спаситель сказал, что его ни тля не тлит, ни воры не подкапывают и не крадут. Это богатство добра, чистота совести, радость от молитвенного общения с Богом, от любовного общения с ближними

А рядом с этим есть еще одно зло, которого ни один богач, ни один счастливец мира сего не может избежать. Помните – Евангелие рассказывает об одном богаче, который забыл о душе и набрав в житницы свои огромные  богатства, сказал себе: « Душа моя , пей, ешь, веселись.» « Безумец»-, получил он в ответ на эти слова, -« в эту ночь душу твою возьмут от тебя, кому же достанется , собранное тобою? ».Смерть все земное отнимет, не нужны будут ни почести, ни богатства, ни слава , ни все то, что радует на земле нашу греховную плоть. Есть одно сокровище, которое не уничтожается со смертью – это чистая совесть. Вот этого –то сокровища без Христа и Его Св. Церкви и не получить никому.

Кто не думает о Боге, забыл о совести, как говорится, потерял ее,  тот разумеется не чувствует ничего этого. Но у кого жива совесть, кто хочет иметь ее чистой и покойной, тот знает, как очищает душу Св. Церковь, как легко становится на душе после чистосердечной исповеди, как  спасает от горя и уныния искренняя, теплая молитва к Господу.  Не даром, испытавшие это люди говорят: «Что были бы мы без Бога, совсем пропали, погибли бы.»

Только от Бога и получает человек  силу, очищающую, успокаивающую, посылающую неизъяснимый мир нашей душе. Для таких людей, т.е. испытавших  на себе действие этой силы, вполне ясно, что податель этой силы – Спаситель – Христос и что  помимо Него никто этого мира, покоя душе, совести человека дать  не может. И кто чувствует эту силу, тот никогда не станет ни стыдиться, ни бояться насмешек и упреков за свою веру и жизнь по Евангелию.

А те разумники, которые называют, по слову апостола, юродством, неразумием «слово крестное», т.е. слово о кресте, за веру,  в которой в жизнь по этой вере только и подаются человеку духовные радости, Божественная сила, умиротворяющая и успокаивающая, разумники, говорю, эти жестоко раскаются. Только пока далеко смерть, пока захвачены они житейской суетой, можно забывать о совести, о Боге. Но тяжело будет сознать при  расставании с этой земной жизнию, что нет у них настоящего сокровища, настоящей силы, а все то, что они приобрели, на что затратили всю свою жизнь, все это пустое, преходящее, от которого не останется ничего, что давало  им радость только на минуты, только на время.

Избави всех нас, Господи, от сознания прожитой именно таким образом жизни и пошли нам жить так, как Ты учил, наш Бог, Создатель, Искупитель и Спаситель

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.