Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице

В чем заключается причина неверия.

В сегодняшнем евангельском повествовании об исцелении Иисусом Христом  бесноватого обращает на себя внимание различное  отношение людей к этому дивному событию. Одни с трепетным  умилением удивляются Божественной  власти и могуществу а другие говорят: Он изгоняет бесов силою князя бесовского . (Мф.9,33-34И) И  почти по всем таким делам Христовым отношение людей было почти такое же, только с небольшим и разностями.Одни со слезами благодарности падали к ногам  Иисусовым, прославляли его Божественное милосердие и силу , а другие наоборот  чем чаще были свидетелями Христовых  чудес и великих дел милосердия  Его к людям, тем с большей ненавистью относились к Нему, тем больше негодовали, злобствовали и ожесточались, и свою бессильную злобу выражали во лжи и клевете,  или называя Христа Спасителя бесноватым, или говоря, что Он  творит чудеса силою бесовскою.

Так же различно было отношение людей и к проповеди Христа Спасителя. Одни с радостью и умилением слагали слова Его в сердце своем, готовы были день и ночь  сидеть у ног Его, слушая  Божественные глаголы жизни вечной и многие с изумлением говорили: никогда человек не говорил так, как этот человек. Но было немало и таких, которые или притворялись, что не понимают слов Христовых, или перетолковывали их по-своему; а когда нельзя было этого сделать, то обвиняли Спасителя в богохульстве, называя Его лжецом, не раз собирались побить Его камнями и свергнуть со скалы. И наконец за  то добро, какое Он им делал и  ту правду, какой он их учил, они оклеветали Его, беззаконно осудили, распяли как злодея со злодеями.

Но не подумайте , что так было только в то время, и что если бы Христос Спаситель жил в наше время, совершая те же чудеса и проповедуя то же учение, то  люди приняли бы его иначе. Нет, братия. Люди всегда были и  останутся теми же людьми.  Всегда были и будут  люди с чутким и добрым сердцем, с открытой, доверчивой душой, которые с радостью принимают все великое и  святое. Но есть  всегда и такие, которые закрывают очи, чтобы не видеть чудных дел Божиих и  затыкают уши, чтобы не слышать  Христовой правды. Разве теперь не бывает чудес? Разве Христово учение не проповедуется и ныне?.Но что же? Кто из всех тех, которые так любят постоянно говорить, что если бы они видели бы такие чудеса, о которых повествует евангелие,  то сейчас же стали бы верующими христианами,- кто из них стал верующим? Лживые и лукавые речи! И враги Христа Спасителя постоянно требовали от Него чудес, но что же? Чем более великие чудеса видели, тем в большее неверие и ожесточение и впадали. Ибо раз нет в сердце человека любви к добру и правде, то, если  даже и мертвый воскреснет, он все равно не поверит. Не от  чудес зависит вера, а от сердца человека.

Одно и тоже ласковое солнце светит людям с высокого неба; но как различно  люди относятся к этому свету. Люди с неиспорченным зрением, со здоровыми  глазами радуются ему и желают его, и для всех больных глазами  он неприятен и нежелателен. Вот то же самое бывает и с сердцем человеческим. Почему все неверы  и богоотступники времен  Христа Спасителя и нашего времени не хотят принимать  «слов истины и здравого смысла» (2Тим. 4, 3-4) Почему с ненавистью отворачиваются от того Христова света, которому другие радуются и принимают его с любовью? А или потому, что греховное сердце их не позволяет их гордому уму  покориться Христовой  истине, или потому, что дела их злы. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»(Иоан.3,20-21). Вот где причина всякого неверия, всякого противления божественному свету и истине. Не потому теперь много неверов и богоотступников, что люди стали умнее, просвещеннее, образованнее, как думают некоторые. Нет, а потому, что люди стали самонадеянны , горды, грехолюбивы, сластолюбивы, невоздержаны и распутны. Ибо вера во все то, чему учит Христово евангелие, что проповедует Церковь, требует и жизни  покорить свой ум истине Христовой, надо воздерживаться, молиться, смирить себя, терпеть неприятности и обиды, быть целомудренным, всех любить и всех прощать. Вот, что тяжело, что неприятно и противно нынешнему гордому и прелюбодейному роду.  Вот, что заставляет его отворачиваться от веры в Бога.

О, если бы в  минуту духовного отрезвления все подобные люди поняли, от чего отворачиваются они, от чего бегут и куда удаляются. Если бы не заглушали голоса Божия так  часто говорящего в наших сердцах, то увидели бы и познали как благ Господь, как сладостно жить с Ним, как благо Его иго, и как бремя Его легко. Они в трепете пали бы подобно апостолам пред  непостижимым Божиим величием и  воскликнули бы: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной, и мы уверовали и познали. что ты Христос Сын Бога живого «(Иоан. 6, 68 –69)

Будем же молить Господа, чтобы Он дал нам силы быть чистыми, добрыми  , хорошими людьми, по Евангелию. Потому что только тогда будет зреть и крепнуть наша вера во Христа и свет Христовых дел и учения будет для нас действительно светом, освещающим и  облегчающим наш жизненный путь, а не обличающим только нашу внутреннюю нечистоту и тьму.

О заблуждающихся  же и неверующих наших братьях помолимся, чтобы Господь наставил их на путь истины, на путь спасения, чтобы все мы одними  устами  и одним сердцем прославляли имя отца Сына и Св. Духа.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.