Христианину надо усиленно искать Христа и приготовлять себя добрыми делами к принятию его в дом души своей
Мы слышали сегодня за литургией евангельское чтение о бедном грешнике – Закхее мытаре. Перед нами развернулась целая картина далекого прошлого: дорога в Иерихон, толпы народа, идущие за Иисусом и этот Закхей, забежавший вперед и взобравшийся на смоковницу, чтобы видеть Божественного Учителя. И точно сами мы слышали обращение к нему Господа: « Закхей сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лук. 19, 5)» , а более внимательные слушатели Евангелия, я думаю пережили и радость Закхея принявшего в дом свой Иисуса и почувствовали, каким восторгом было охвачено все его существо, когда он говорил, встречая своего дивного Гостья: «Господи половину имения своего я отдам нищим, и , если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лук. 19, 8)
Ведь каждое слово Евангелия есть дух и жизнь и всякое сказание евангельское переживается верующим сердцем, как нечто совершившееся не две тысячи лет тому назат, а как бы вчера или сегодня.
Да иначе быть не может. Христос вчера и сегодня Один и Тот же и каждое слово Его обращено не к одному только кому – либо из людей, живших с Ним на Земле, знавших Его по плоти, но и к каждому из нас; и каждое действие Его, каждый поступок Его имеют для нас такое же значение, какое имели для тех, кто видел и слышал Его когда Он был на земле.
И счастливы те из нас, которые через всю толщу злободневных интересов жизни, через все житейские скорби, заботы и волнения каждый день, хотя на несколько минут бывают способны поднятья душой как бы на смоковницу Евангелия и воскресив в памяти то, или другое событие евангельское, те или иные слова Христовы, как бы взглянуть на Иисуса; счастливы потому, что тогда для них исчезает все тревожное, что часто наполняет нашу душу, притупляется острота скорбей, горечь утрат и их душе, может измученной и надломленной жизнью касается вечно один и тот же тихий, божественный безгранично любящий голос: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме»
« Воззвет ко Мне, и услышу его; с ним есть в скорби, изму его и прослывлю его(Пс. 90,15)», так обещает Господь через пророка Давида в псалмах последнего. И каждый верующий знает п опыту внутренней жизни, что «истинно всяко слово Владыки и Бога нашего» (молитва 7 перед причащением); знает и то, что когда приходит Господь в дом души нашей, когда Он входит в сердце, кода Его присутствие освещает наши мысли, чувства, самые дела наши, тогда свет и безмерная радось бывают в душе, тогда восторг Закхея охватывает и наше существо, тогда и мы готовы бываем все отдать, всем пожертвовать, только бы Господь не оставлял нашего дома, потому что Он, как говорится в одном молитвословии есть «Свет паче всякого света, радость паче всякия радости, упокоение паче всякого упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки».
Конечно, при этом посещении Господом дома вашей души вы можете совершенно забыть то многое скорбное, что приходится каждому из нас переживать так часто. Вы не можете закрыть совершенно глаз на то, что окружает вас, что надвигается, может быть на вас неумолимой и грозной тучей. Но если вы истинно и искренно верующий, то, видя все это, вы не забудете при этом, что вся жизнь наша не случайное сцепление обстоятельств, не роковое стихийное торжество зла, но что она вся в руках Того, Кто ради любви к человеку сошел на землю и прошел и сейчас проходит с человечеством скорбный путь земной жизни. Не забудете о Нем, не только ходившем по холмам Палестины и там учившем, там творившем чудеса, но и сейчас идущем рядом с каждым из нас и готовым к каждому из нас войти так же. Как вошел бы в дом Закхея мытаря. Не забудете, потому что , если вы глубоко верующий человек, то вы ясно сознаете и опытно чувствуете, что только Он один дает успокоение вашему сердцу, Он один даст силу мужественно переносить то, что нельзя перенести одними человеческими силами.
Не слова только, а настоящая действительность, когда Христос называет Себя Женихом души человеческой. И если душа наша не чувствует себя Христовой невестой, она несчастна и слепа при всем внешнем благополучии жизни. И напротив самые тяжкие переживания,. самые жесткие удары судьбы переживаются нами с удивительной легкостью, когда Господь с нами.
Но как достигнуть этого постоянного общения с Богом? Как мы можем подражать Закхею, который чтобы видеть Иисуса влез на смоковницу?
Надо делать усилия, как можно чаще вспоминать о Спасителе. Утром, прежде чем начать одеваться сознательно осените себя крестным знамением. Это уже будет вашим первым порывом к Нему, первым стремлением сквозь готовую окружить вас толпу забот и мыслей житейских пробиться именно к Нему и Его благославения, призвать на предстоящий день и труд. Утренняя молитва более продолжительно продержит вас перед Его Божественным оком. Среди дня, среди трудов может быть вам удастся не раз вздохнуть ко Господу и произнести, хотя мысленно, сладчайшее имя Христа Спасителя. И это будет вашей попыткой влезть на смоковницу, чтобы видеть Иисуса. Может быть к вечеру вам удастся прочитать страницу другую из Евангелия.
Но больше всего, но полнее всего было бы ваше соединение с Ним в святейшем таинстве причащения. Не раз , не два в год, но в минуту душевной потребности в минуту тревог и скорбей, в минуту тоски приступайте, очи вши вашу душу искренним покаянием, с благоговением и страхом Божиим к этому «пиршеству веры», к этому таинству и вам дано будет духовно видеть Иисуса, дано будет почерпнуть в этом таинстве силу, которая пересилит всякую душевную боль и тяготу; дано будет вкусить радость, кот орая выше всех земных радостей.
Вот как можно уподобиться Закхею. Но как совместить все это с обычной нашей жизнью, пусть даже не так уж грешной, а просто хлопотливой, переполненной всякими делами. Для многих все «мирской», хотя бы это была семья, кажется тяготящим, отбывается как тяжелая повинность, сознается, как нечто мешающее человеку на его пути к Богу.
Но настоящий христианин не может и не должен делать ничего такого, что не сознается им, как дело Божие, как «послушание», возложенное на него Богом. А если так, то и всякое мирское дело он одухотворит и осмыслит для себя внутренним решением: «се иду сотворити волю Твою Боже», и уж конечно сотворит ее по крайнему своему разумению.Такое настроение должно быть целью для каждого работающего в миру.
«Всякое дело -писал святитель Феофан затворник, -сознанное должным, надо делать со всем сердцем: это есть долг, огражденный страшным прещением: проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением. И внешних отношений пресечь нальзя. Надо держать их и держатьстодолжно. Дела житейские и общественные, от которых зависит состояние домов и обществ суть Богом определенные дела. И исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божиих»
И в евангельском чтении о посещении Господом дома Закхея зовет к тому же: искать Христа при всех обстоятельств жизни, звать Его в дом души своей и потом с сердцем переполненным благодарности и любви к Нему, а в Нем и ко всякомму человеку, служить Ему на всяком месте владычества Его, говорить о Нем, свидетельствовать о Нем самою своею доброю чистою жизнию и не только жить, а, если понадобится, страдать и даже умереть за Него.
Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшего! Он пришел поднять из грязи все, что способно к истинной жизни, к возрождению, и нет для христианина большего счастия, чем то , которое испытывает он, совершая свой жизненный путь по стопам Христовым, т.е. когда он стремиться вносить в жизнь свою иближних лучи света Христова, Его любовь, Его правды, стремится поднимать упавших, звать к вечной радости скорбящих и самому приближаться этой радости, которой так полно было сердце Закхея мытаря.
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.