Поучение в неделю 29-ю по Пятидесятнице (2)

Надо всегда благодарить Господа не только в дни радости, но и скорби

Среди пороков человеческих один из распространеннейших – неблагодарность. Так забыли о своем исцелителе , забыли воздать Ему благодарность и те девять прокаженных, о которых мы слышали сегодня в евангелии. Проказа такая разрушительная и прилипчивая болезнь, что в старину больных ею , как обреченных  на верную смерть изгоняли из городов и селений и запрещали им приближаться к здоровым. При этой болезни  тела еще заживо подвергались разрушению и гниению. В  таком ужасном положении находились и те десять прокаженных , о которых говорится в евангелии. И вот мимо их жилища проходил Христос. Они  не смея подойти к Господу издали  стали громко просить Его: « Иисусе  наставниче, помилуй ны.» Спаситель ответил им: « Шедше. Покажитеся священникам» (Лук. 17, 13, 14) Это значило, что они у священников получат  свидетельство о своем выздоровлении и разрешении жит в селении, как это делали тогда. И в самом деле по пути они почувствовали, что исцелились.  Легко понять, как обрадовались они, когда покинула их столь жестокая болезнь. Вероятно, не помня себя от радости, торопились они снова войти в родное селение к родным и близким, забыв о Том Кому обязаны были своею радостью. Из десяти только один вспомнил что надо поблагодарить Спасителя, возвратился к Господу и пал ниц к ногам Иисуса, благодаря Его. Тогда Господь сказал: « Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились  воздать славу Богу кроме сего иноплеменника?  (Лук. 17, 17-18)

В самом деле, где же остальные? Неужели сердце их не подсказало им, что нужно поблагодарить своего Благодетеля?.  Ведь Он осчастливил их свыше всякой меры, можн сказать воскресил их к жизни после того ка смерть медленная и мучительная уже сторожилп их, как свою верную жертву. Где они? Этого мы, конечно, не знаем. Но что это черствые бессердечные люди, если они не способны к благодарным порывам  благодарности, — это можно сказать с уверенностью.

Но обращаясь к нашей жизни, разве не то же ли замечаем мы часто? Не видим ли мы часто, как скорбь, несчастие, бедствие соединяют христиан, как общая болезнь  соединила в один союз десять прокаженных, и заставляют их, подобно этим последним пасть к ногам Господа и взывать общей молитвой: помилуй Господи! Но проходит жизненная буря, приходит исцеление , покой, мир —  и девять из десяти празднуют радость свою без мысли, что нужно воздать благодарность Богу.

«Мы чтим  Господа только в дурную погоду», — сказал один мыслитель Печальная правда. Кто помнит Господа в радости? На похоронах, например, даже неверующие взывают часто в скорби к Богу; при очень сильных раскатах грома иногда крестится мало верующий или почти неверующий. А при совершении брака верующие  в храме почти совсем не молятся, а только «смотрят» ; а после храма вместо молитвы пируют, т.е. пьют, едят и празднословят. При крещении новорожденного никого в храме за молитвой и много за крестильным обедом.

Да , надо сказать правду: благодарность вообще,а благодарность к Богу в особенности. Это в наше время очень редкая добродетель. Между тем милости Божии изливаются на нас беспрерывно, окружают со всех сторон, как воздух, которым мы дышим. Нет ни одного мгновения в нашей жизни, когда мы могли бы не чувствовать себя в полной зависимости от Бога, ибо мы Им живем и движемся и существуем, — говорит апостол (Деян. 17, 28). Но бывают обстоятельства особого рода, когда рука Божия проявляет себя особенно осязательно и ясно. Но мы ее и тут не замечаем, и упрямо твердим, что это слепое счастье, или случайность. Вот , например, человек тяжко болен, Ни врачи, ни лекарства ему не помогают. В таких угрожающих положениях чувство веры у нас заметно оживает. Это наверно вы наблюдали и на себе. Больной начинает усердно молиться призывать Бога на помощь, с искренним . воодушевленным настроением причащаться Св Таин. Спустя некоторое время он выздоравливает. По мере выздоровления падает и его религиозная настроенность. Он уже начинает смотреть на дело и ными глазами. Ему кажется, что он выздоровел по вполне понятным естественным причинам. Что тут нет ничего особенного. Все дело в том, что случайно нашелся хороший врач, который случайно прописал хорошое лекарство и т.п. Все случайно и случайно. А мысль о Боге. Об Его милости отступает все дальше и дальше , постепенно тускнеет и наконец вовсе замирает Так он и забывает, а может быть и не считает нужным поблагодарить Бога, — Того, кому обязан жизнью.
Это только один из тысячи примеров, которые повторяются в жизни. Один чудом спасся на войне, другой во время железнодорожной катастрофы, третий чуть не утонул, да его во время вытащили и т.д. до бесконечного разнообразия И все говорят: случай, удача, счастливая звезда… Но это говорят тогда , когда опасность уже миновала; а когда она висела над головой, они сами же мысленно твердили: Господи . помилуй, спаси! Разве это не то же самое, о чем мы сейчас говорили? Разве это не те прокаженные, которые в отчаянии молили Христа: « Иисусе Наставниче, помилуй ны», а потом не сочли нужным выразить Ем у свою благодарность. Разница разве только в том, что там чудо совершилось явно, непосредственно по слову Христа, — а теперь те же благодеяния Божии проявляются тайно , скрытно , без поражающей очевидности. Но ведь эта разница чи сто внешняя, вовсе несущественная. Мы, как христиане. Должны же знать, что Промысел Божий бодрствует над всеми, что без Его воли не упадет и волос с головы человека; ведь если бы мы этому не верили и этого не знали – то зачем бы мы стали молить Бога о помощи в трудную минуту
Вообще, это стоит отметить, мы охотно у Бога проси м и вовсе неохотно Его благодарим; как будто нашей веры хватает на одни только просьбы а дальше этого она не идет…Если это действительно так, то эо очень печально Значит мы верим только тогда когда нам это выгодно и нужно, веруем по расчету. Но такая вера не может быть ни глубока ни искренна
Нет , для храстианина во всякие дни и светлые и темные упование и прибежище – Господь.» Слава Богу за все!» — говорил святой Иоанн Златоуст, умирая в изгнании.. Он славил, благодарил Его и за дни покоя и власти и за дни атраданий. Да, Святые помнили Бога благодарили и славили Его и в дни страданий и несчастий, потому что крепко верили, что Господь Утешитель их жив и мудро , нужыми путями ведет любящих Его к счастью, блаженству.
Не будем и мы забывать этого и будем подражать угодникам Божиим в исполнении нашего долга всегда благодарить Господа, непрестанно дарующего нам всяческие блага земные и ведущего верующих в Него , ему одному ведомыми путями к вечному блаженству.

Аминь