Поучение в неделю 27-ю по Пятидесятнице

Значение  церковных праздников в жизни христианина

Однажды Иисус Христос пришел в синагогу – как повествует нынешнее евангелие – и стал учить народ.  В числе других там находилась одна больная женщина, которая 18 лет была скорчена и не  могла держаться прямо. Господь сжалился над ней, возложил на нее руки, — и она тотчас же выпрямилась и стала совершенно здорова.

Это происходило в субботу. А суббота у евреев, как вы, конечно, знаете, день покоя, потому в субботу не дозволялись никакие мирские занятия, прекращались все житейские работы. Нужно отдать справедливость евреям – они очень строго, ревниво исполняли божественную заповедь о субботнем покое. Но с течение времени они дошли в этой строгости до крайности. Фарисеи осложнили и обставили заповедь Божию разными мелочами, предписаниями, которые нередко  доходили до смешного. Такое извращенное понимание субботы особенно резко выразилось в настоящем случае, о котором мы только что говорили.

Господь Иисус Христос в субботу совершил чудо, исцелил больную – и это Ему поставили в вину, как нарушение закона о субботнем покое…Начальник синагоги, очевидно, фарисей с негодованием обратился к народу: « У вас есть шесть дней, — сказал он, — шесть дней, в которые должно делать – тогда и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лук. 13,14).  Вот до чего могло дойти фарисейское омрачение! Он сам своими глазами видел, что совершилось чудо всемогущей силы Божией – и  у него достало дерзости указывать Самому Божественному Чудотворцу, когда Он может и когда не должен  являть знамение Своей Божественной силы.  Его лицемерное негодование не имело смысла даже и с фарисейской точки зрения. Самые строгие законники и ревнители субботнего покоя допускали исключение для некоторых неотложных нужд даже в обыденном житейском быту. Неужели же помочь страждущему и возвратить ему здоровье – дело менее важное, чем самая насущная нужда по хозяйству?  На эту явную несообразность и указал Господь законнику. «Лицемер, сказал Спаситель ему,  —не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить. Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний (Лук. 13,16) Этот ответ Спасителя привел в стыд и смущение через  чур ревностного  законника и  его единомышленников.

Итак Господь ни Сам не нарушал субботы, ни других не поощрял к ее нарушению.  Заповедь о седьмом дне, «еже святити его»осталась и среди христиан во всей силе и неприкосновенности,  изменился только день празднования:  празднование у христиан перенесено на воскресенье, в честь воскресшего Господа. Внутренняя  же сущность, смысл  и назначение празднования седьмого дня и вообще праздников всегда были и есть одни и те же. Зачем же существуют религиозные. Церковные праздники, какой смысл и  значение их?

Думается,  что если жив человек. Жива душа, то жива праздниками, той терлотой, какую они  оставляют в душе верующего, в душе, имеющей уши. Чтобы слышать. Износилось бы тело, опустела. Помертвела бы душа, если бы не праздник и.  Религиозные праздники – это просветы в тупой и грешной человеческой жизни. Они мешают человеку совсем забыть о том, что есть другая жизнь, вне обычной, будничной работы.  Разорвать серую неделю, оторвать душу от обычной трудовой жизни и заставить ее подойти к небу к впечатлениям дузовной жизни – вот цель праздника. Служба в церкви. Благовестие евангелия зовут душу вверх, властно требуют, чтобы  она не погружалась совсем в грязь и грех жизни. Внутренний голос говорит человеку в праздник: оторвись от гнетущего тебя труда, от сора обычной суеты житейской. Ты человек, у тебя есть  бессмертная душа , и душа твоя велика и могуча; пусть она после часто тяжелых, трудных серых будней подышит воздухом светлой, чистой, радостной, вечной жизни, в которую со временем она должна погрузиться. Да, праздники нужны душе, как солнышко цветам.

Таковыми должны бы быть праздники для человека. Между тем, часто они становятся какими – то пустыми днями, вместо дней радостного подъема, бесполезными днями. Мало того, для некоторых они  являются вредными. Ведь можно  из всего сделать орудие греха, обратить во вред душе. Можно и праздник и сделать вредными для жизни души. Вредними же праздники являются для тех лиц, которые смотрят на праздники не так, как мы только что сказали, а как на время, когда на свободе можно предаться главным образом забавам, увеселениям да разным излишествам в пищи и питии.

Но и тогда, когда праздники проводятся будто бы по – христиански все же  понимани е праздников может быть на христианским. Известно есть такие неразумные постники, которые на одном посте думают строить все спасение своей души, не имея ни любви, ни  добрых дел. Им кажется, что им есть все – таки за что уцепиться  чем оправдаться предБогом. Все – таки пощусь, не как другие, молюсь …, думают они. Ради этого Бог не вменит мне того, что жизнь моя остальное время идет не по Божьи. И пост, святой сам по себе, в конце концов для этих людей не спасающее и оздоровляющее средство, а злая, дырявая одежда, за которую люди прячут  и оправдывают пред собой душевную наготу.

То же может быть с праздниками. Грех смотреть на праздники , как на дань Господу, которая будто бы дает право не  жить для души в будни. Седьмой день Господу Богу, так говорится в 4-й заповеди; поэтому сходи, думают некоторые, в праздник к службе церковной, помолись, настройся торжественно, а потом 6 дней живи для себя, во всецелом погружении в земные заботы и интересы, без всякого вспоминания о Боге, о небе, о душе.

Так жить и понимать четвертую заповедь Божию – грех.  Не один день в неделе, а именно вся жизнь человеческая должна быть постоянной службой Богу, богослужением. Конечно, человеку трудно всего себя отдать Богу, но все – таки. Если он христианин, он должен, — поскольку это в его силах, хотя бы падая, поскользаясь, греша, свою службу, свое будничное дело  строить по руководству Христа и Его евангелия. И если человек после слез за церковной службой возвращается их храма в жизнь, не горя желанием в будни идти за Христом, а считает себя в праве жить для себя, для забот только о своей плоти, не помня о Боге, о своем вечном назначении, то для него погиб праздник и грешны его будни.

Итак пусть, дорогие братья и сестры, праздники будут для нас радостными просветами в нашей грешной полной труда и забот, жизни. Пусть в праздники при посещении ли храма, при размышлении ли о Боге, о будущей жизни, или при совершении какого либо доброго дела, мы ясно почувствуем, что есть вечное, духовное царство света, правды, любви, мира, счастья, свободы, которых все мы жаждем, что в это царство Господь зовет всех любящих и верующих в Него, всем им обещает бесконечное, невыразимое никаким человеческим языком, блаженство в этом царстве; есть значит, для чего жить, трудиться, терпеть и страдать здесь на грешной, полной всяческой неправды , земле .

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.