Поучение в неделю 26–ю по Пятидесятнице (2)

Чем должна наполняться жизнь христианина

Какую счастливую, веселую жизнь рисует себе богатый, наделенный от  Бога счастливым урожаем, о котором повествует в нынешнем евангелии!. Праздность, обилие явств и питий, смена удовольствий и ни труда , ни заботы, ни горестей. Кто из нас не желал, на мечтал о такой привольной жизни! Одни ли богатые хотят наслаждаться; не большая ли часть людей гоняются за удовольствиями, не есть ли это зло, — недуг нашего времени?  Этою страстию вы можете объяснить многие, бьющие в глаза явления общественной жизни. Правильного труда, чистых источников благосостояния, настоящего своего дела вы не так много встретите, а все  какие – то извилистые пути к обогащению: хищение, обман, множество преступлений против  чести и жизни ближнего, все это обычные явления наших дней, и мы уже  как бы привыкли к ним. Затем  умножение мест увеселений и эти толпы любителей, до тесноты наполняющие эти места развлечений. И это не одни богатые и счастливцы, но все жаждут наслаждений, одни более утонченных и дорого стоящих, другие более грубых и зато более развращающих. Покойся, ешь, пей, веселись – это мечта евангельского богача есть усладительная  мечта очень и очень многих людей нашего времени. Откуда же эта жажда удовольствий?  Отчего в наше время люди так падки на наслаждения?

Первая и главная причина нашей склонности к рассеянию и удовольствия лежит в недостаточном развитии нашей духовной жизни.  Скуден наш внутренний мир и он нам не дает себя знать, и мы редко – редко всматриваемся в него. Внутренний мир это область мыслей и  соединенных с ними впечатлений, ощущений, духовных радостей, скорбей.  Мыслт наша питается размышлением, изучением, знанием. Сердце живет чувствами любви, расположением к добру, великодушием, жалостью, раскаянием. Воля выражается множеством, желаний, побуждений, стремлений, которые проявляются в поступках в делах, подвигах. Выше же всего область свою веры, которая занимает самую глубину души и в которой зреют чувства любви к Богу и ближним.  Вот в чем  состоит та высшая духовная жизнь, которая составляет высшее преимущество человека и по которой ценится вся наша жизнь. Ею живет тот, кто часто входит во  внутреннее свое существо, как отдает время мысли, сердцу и религиозном у чувству, кто имеет возвышаться над мелочами и суетой жизни..

Теперь взглянем на нашу жизнь .Многие ли из нас привыкли вдумчиво от носиться к своему внутреннему, духовному миру, заботиться об обогащении его знаниями, добрыми чувствованиями и желаниями?  Сознаемся, сало развито у нас знакомство с мыслями  лучших людей как церковных, так и светских – этих великих учителей жизни. Мало вдумываемся в окружающую нас жизнь  и стараемся понять , осмыслить ее. И проходят пред нами явления жизни одни  других поразительнее, вызывающие на размышления, иногда на глубокую думу, а мы остаемся холодны безучастны. Сердце наше также не приучаемся питать  святыми чувствами, делами благотворения, зрелищем добрых дел, хороших людей; нередко проходим мимо человека с прекрасной душой п  и жмем руку тому, кому хотим угодить, кто нам нужен, кого мы боимся. В святом деле веры мы часто ограничиваемся одной внешней обязанностью, а суть веры – молитва, возношение души к Богу, собранность мыслей, преданность, упование не ведомы нам. И бежим мы от своего внутреннего мира и так как нельзя заглушить потребности мысли, желаний, то и устремляем их на житейские предметы, на угождение страстям, на легкое , беззаботное провождение времени. Прислушайтесь к евангельскому богачу: он тоже озабочен , он недоумевает, что сделать ему с богатством уже излишним?   И в воображении его представляются ему не ближние, которым он мог – бы помочь, не добрые дела, которые он мог бы сделать, но ему видятся роскошные яства, безбрежное море веселья, удовольствий, неги. Так и у нас. Часто ли люди, облеченные властью думают, что они слуги для своих ближних, или скорее думают о том, что они поставлены для того, чтобы получать почести и поклонения?  Богатый человек думает ли устроить свой быт к облагораживанию своих чувств, к осчастливлению других, или  скорее к тому, чтобы удовлетворить своим прихотям?  Думает ли человек, обремененный трудом, что полученный им  прибыток он внесет в свой дом и тем самым даст скромную  радость сем ье своей, что освежит и укрепит свои силы родственным радушием, или скорее понесет свое добро на разгул, на шумную компанию, а домой внесет горе, да ссору?  Отчего это?  Оттого, что не пробуждены в этих людях светлая мысль, доброе чувство, благородные стремления: пусто в душе, и хотят рассеяться, забыться, найти пищу по себе, по свои м страстям. Итак, кто склонен к удовольствиям, разумеется частым. Грубым, излишним, верный знак, что скуден у него внутренный мир и скучно ему оставаться наедине со своей душой, с самим собой.

Другая причина нашей склонности к удовольствиям это легкий взгляд на жизнь, на обязанности, на дело нашего существования. Каждый из нас – член семьи, человек известного звания и соединенного  с ним  дела, чле общества и полезный в нем деятель Разочти же каждый все свои обязанности и точное разумное исполнение их: много ли останется свободного времени на праздное удовольствие?  Возьмите обязанности отца, матери, супругов; каждая из них возлагает столько  забот, трудов, попечений, создает  столько привязанностей, требует  всей нашей души; и кто полюбит эти тихие удовольствия, тот захочет ли искать других – и чуждых и шумных?  Ищем иногда причин: отчего раздоры семейные, отчего в детях нет счастья, отчего нужды и лишения?  Оттого, что не хотим понять святости семейных обязанностей, не вносим сюда любви и привязанности, являемся у себя требовательны, повелительны, нарушителями мира и согласия.

Затем предстоит дело нашего звания: каково бы оно ни было, требует много времени и сил. Нет звания, которое давало бы одни только честь и почет, а не возлагало бы  труда и усилий.  Каждое дело, если его исполнять честно, с усердием поглотит все наше время. Ведь дело звания надо  любить, надо влагать все старание, надо уважать его, как дело своей жизни. Между тем в этом отношении мы очень несправедливо относимся друг к другу. Каждому свое состояние  кажется более тяжким, а у другого видим одно легкое провождение времени  и завидуем. Один жалуется на трудность работы, другой на невыгодность ее, иной – на низшее свое положение: и потому часто мы небрежем своим делом, исполняем его как — нибудь Исполняемое дело звания кажется нам бременем, и мы  бежим от него на развлечения, на удовольствия, от которых ждем наслаждения, счастья.

Вот уроки сегодняшнего евангелия. Пусть праздная жизнь евангельского богача научит нас понять высокую святую цель настоящей жизни и  посвятит ее не на удовольствия, а на развитие своих духовных сил, на доброделание, на исполнение многосложных, лежащих на каждом из нас, обязанностях.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.