Поучение в неделю 25-ю по пятидесятнице (2)

Нет ничего выше и достойнее любви, как Господь Бог

«Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоя» (Лук. 10, 27)

Итак, заповедь о любви к Богу – вот, что предлагает в наше поучение нынешнее евангелие.

Из всех чувств, какими Бог наградил человека, потребность любить едва ли не есть  в нас самое всеобщее , сильное и дорогое чувство. Чем впервые выражается жизнь наша? Любовию. Дитя, по рождении на свет, едва  начинает обнаруживать признаки сознания, прежде всего выражает своим младенческим взглядом любовь к свету, к жизни,  к родителям. Чем живет возраст детский? Любовию. Искренность, доверие к людям, всегдашняя радость и  ясность у неиспорченного ребенка, не свидетельство ли о детской любви? В зрелом возрасте не вся ли жизнь слагается из разного рода привязанностей?  Любим мы свою семью,  знакомых, свою родную землю, свою веру, свои привычки и т.д. Самые тяжкие скорби наши  — это те. Когда мы теряем что- либо  дорогое, какую- либо привязанность. Все может потерять человек, но любви  никогда, и в самом порочном все же есть она. Так Господь – Сам бесконечная любовь —  дал в обилии людям это святое, украшающее нашу жизнь чувство любви. Но что же мы сделали из него?  Раздробили эти чувства на мелкие привязанности, разбросали его на предметы земные, маловажные, а Ему – то, нашему Господу много ли оставили?  О Нем-то часто мы совсем и забываем, с Ним – то часто и порываем эту  живую, святую связь.

Между тем нет ничего выше, достойнее любви, как Господь  Бог. Обыкновенно мы любим  что – либо по двум причинам: или самый предмет имеет  в себе такие достоинства, которые вызывают в нас сочувствие и привязанность, или он приносит нам пользу, благодеяния, за которые мы чувствуем к нему расположение. И в  обоих случаях нет ничего выше, достойнее любви как Господь Бог.

Как ни мало мы знаем Бога, а то, что открыто нам о Нем  в Слове Божием, чему мы научаемся о Нем из дел Его, что предсказывает нам наша душа, созданная по образцу Божию: как не возлюбить нам Его?  Бог –  есть Дух, живущий во свете всеозаряющем, Он есть свет, истина, Святость. Он есть благость, милосердие, любовь, отражающиеся на всех тварях. В особенности же на человеке. Соберите же эти черты и перед вами станет Он – достойный сколько любви, столько же благоговения. Если нет на земле ничего лучше души бессмертной,  мысли, добра, то  бесконечно выше Господь Бог Своею святостью, мудростью, благостью и всеми совершенствами. Если твари возбуждают  к себе любовь – одни своим величием, другие красотой,  иные кротостью и т.п. – не Тот ли более достоин любви, Кто создал все эти твари, чью  мысль и красоту они отражают на себе? Послушайте, как псалмопевец Давид выражает свое благоговение и любовь пред Богом. « Господи Боже мой, Ты дивно велик. Ты  одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса , как шатер, облака делаешь своею колесницей, шествуешь на крыльях ветра… Господь  призирает на землю, и она трясется, прикасаетя горам и дымится(Пс. 103; 2,3,32). Велий Господь наш и велия крепость Его и разуму Его несть числа ( П.146, 5) Вот св. ангелы, которые окружают Бога и предстоят престолу Его; ведь они века проводят в созерцании Бога, и все еще жаждут смотреть познавать, постигать Его совершенства и в этом познании находят свое счастье, свет, наслаждение!  Не так ли  и в нас была бы сильнее любовь к Богу, если бы мы больше  упражнялись в познании и созерцании совершенств Божиих. А мы мало думаем о Боге, мало стремимся узнать Его, постигать Его любовь, благость, премудрость, величие и другие совершенства Божии, потому и мало любим Его.

Господь Бог  достоин любви нашей по тем великим благам, какие оказывал  и ныне не перестает оказывать людям. Здесь мы теряемся в изображении величайших благодеяний Божиих к людям. Не Он ли всеблагий   воззвал из ничтожества весь мир и украсил его, как чертог для человека?  Не Он ли своею любящей рукою создал тело, одушевил его Своим дыханием, чтобы явился на земле человек – высшее из всех прекрасных творений Божиих? Он одарил человека Своим образом, что бы он знал  истину, любил добро, стремился к лучшему и уподоблялся Богу. А когда человек через грех  разбил в себе образ Божий Он послал Сына своего к  падшему, но все еще любимому созданию,  дал Духа Святого, чтобы взыскать заблудшего, поднять падшего, исцелить болящего, воскресить умершего. И с тех пор мы как бы окружены дарами Божиими. В св. церкви приемлем Св. благодать, в Слове Божием находим учение, утешение, просвещение, св. таинствах врачуемся, укрепляемся, обновляемся, делаемся новою тварию. Недаром св. псалмопевец учит нас благославлять Господа и на забывать всех воздаяний Его, Очищающего вся беззакония наша, исцеляющего все недуги наши. венчающего нас  милостью и щедротами (Пс. 102, 3-5)

Не справедливо ли сказал и апостол Иоанн, когда, побуждая нас любить Бога, говорит:  « Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1 Иоан. 4, 19).

Да бра. и сестры возлюбим Господа Бога, как Бога благости, любви и всякие утехи, — Бога, который о нас промышляет, восстановляет, прощает, милует, освящает, усыновляет, возводит к блаженству. Достойно и праведно есть – чтить и любить Господа бога всею душою нашею, от всего сердца нашего.

А такой – то любви к Богу по  достоинству Его, надо сознаться, очень мало в нас. Ведь нельзя же считать за проявление особенной любви нашей к Богу одни наружные знаки почитания Его: безучастное хождение в храмы Божии по одной привычке, обычаю,  исполнение поклонов, внешнее вычитывание молитвы, не исходящие от души! Нет настоящая любовь выражается душевною привязанностью к  предмету любви, трепетом сердца в присутствии его, счастии при мысли о нем. А скажите, часто ли  горит сердце наше в молитве к Богу, трепещет ли душа в присутствии  святыни, испытываем ли мы счастье, думая о Боге, созерцая Его духовными очами? Кроме того, если кто любит кого, старается быть достойным любви последнего. Не Сам ли Христос Бог сказал: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдайте (Иоан.14, 15)» А мы, много ли делаем усилий, чтобы исполнять заповеди Его?  Не много ли  согрешаем  все?  А если так, мало, значит, любим своего всеблагого Творца и Господа.

Итак, брат  и сестры, научимся прежде всего исполнять первую и главную заповедь – любить Бога всем сердцем своим, всею душою своею, всею мыслию своею. Тогда мы научимся исполнять и все другие: любить ближнего, и  жить доброю, чистою,  хорошею жизнию христианскою; в чем да поможет всем нам Господь.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.