Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице (2)

Только  учение, принесенное нам с неба Сыном Божиим – Евангелие, а не изменчивые мнения человеческие, может быть твердым основанием нашей жизни.

«Возвещаю вам братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1, 11-12)

Так писал, как вы слышали сегодня, христианам Галатам великий апостол Христов Павел. Остановим свое внимание на этой благодатной  истине нашей веры, чтобы найти в ней  и утешение и назидание.

Евангелие, т.е. учение нашей веры не есть человеческое, а  истина Христова, правда Божия. Что отсюда следует? Прежде всего то, что верующие приобретают твердую почву, на которой безопасно могут возвести здание своей жизни: ни бури, ни наводнения не в силах разрушить этого приюта души, потому что он  построен на камне. Человек  стремится знать истину без всякой  примеси, настоящую правду, чтобы безошибочно опереться на нее и под ее руководством  совершать свой путь среди изменчивого и неведомого времени. Но, если истина есть лишь мысль человеческая, то чем мы обезопасим себя от ошибки, роковой ошибки, из-за которой  может погибнуть дорогая каждому существу жизнь?

Истины человеческие изменчивее облаков, быстро гонимые ветром по небу. Человеческие мнения разнообразятся до бесконечности. Что ныне принято с доверием, опровергается завтра. То, что вчера утешало нас как правда, ныне оказалось выдумкой и ложью. В одном и том же селении можно найти столько истин, сколько в нем насчитывается жителей. Подлинно, как говорит пословица: «сколько голов, столько умов»., а сколько умов, столько и истин. Мало того. У каждого человека его думы, его собственные истины не одни и те же в различные возрасты его жизни. Когда мы бываем детьми, у нас бывает своя детская правда. Ставши взрослыми, мы во многом изменяем свои мнения, а  старцами  еще раз переживаем перемену в своих мыслях и настроениях. Случается, что эти перемены  происходят еще быстрее. Возьмите последние годы нашей родины – какие невероятные прыжки в убеждениях современников замечали вы за это время!

Может ли человек жить среди такой изменчивости истин? Может ли он сохранить уверенность и спокойствие духа, когда все  кругом кажется обманом, какой-то сказкой, или беспорядочным бредом? Думается, что человек сошел бы с ума, если бы остановился на этой страшной мысли, что правды —  истины нет на свете. Но как бы ни кидала нас жизнь по зыбким волнам человеческих заблуждений, как бы ни кружилась голова от  этой нестерпимой качки, мы можем и должны верить, что есть на свете твердая почва, что туда и следует направлять корабль своей жизни. Где же она эта желанная пристань?

Не ищите ее среди творений человеческих. Самые лучшие из них все-таки не вечны, самые прочные из них все-таки  разрушаются. И как величайшие из кораблей обшитых стальной броней гибнут среди морских волн, или разъедаются ржавчиной времени, так и самая великая мудрость человеческая, самые высокие произведения ума людского не дают прочных и неизменных устоев правды, стареют разрушаются и забываются, сменяются другими, непохожими  на них.

А истина должна быть едина и постоянна. Она должна быть делом и мыслию Единого и Неизменного, т.е.    Бога  Она должна быть Божья, а не человеческая. День сменяется ночью и ночь днем. Мчатся годы, уходят века. Но  все это озаряется единым солнцем, льющим свет и тепло, и жизнь во все стороны, ныне так же, как и тысячи лет назад. Так и солнце Божьей истины, солнце правды озаряет наши изменчивые души и шлет повсюду жизнь из неисчерпаемой глубины вечности.

Глубока и неисчерпаема эта бездна божественной мудрости; никто из смертных не может видеть ее дна. Но если в нас, не смотря на облегающую  кругом ложь, не все обман, если есть у нас хоть капелька правды, если найдется у нас хоть только желание истины – все это дар Бога, свет от солнца вечной правды, все это не человеческое евангелие, а Божие.

Евангельское учение, говорит апостол, есть откровение Божие, облеченное в слова человеческие. Оно едино, как един Отец небесный. Оно неизменно, как неизменна любовь Сына Божия. Оно оживляет и подает отраду, как Дух Утешитель, проникающий вместе со  святым учением  в души наши.

Подойдите ближе к этому источнику всякой правды и утешений и вы убедитесь, что сказанное нами не есть преувеличение. Но только ищите евангельскую  истину, читайте Божественное слово всей душой и сердцем, с искренней жаждой истины.

Истину может познать лишь тот, кто заранее готов отдать себя на служение ей, покориться ей. У кого этой готовности нет,  тот  превратить благовествование Христово в «иноблаговествование», по выражению апостола. Этим и объясняется то явление, что истина одна, а толкований много. Кто не покорил себя истине, тот свое личное мнение, свою собственную гордость ставит на первое место. Кроме того, можно стремиться к истине лишь умом своим. Но это скользкий путь. В хитрых изворотах ума человеческого мы не найдем дороги, можем заплутаться, как в лесу. Истину   благовествования  Христова  нужно познавать не умом только, но и  сердцем. Наше сердце покажет нам, покорились ли мы истине евангельской, или же чистая и живая вода благодатной истины загрязнена нашими заблуждениями и пороками. Ведь истина Божия —  в то же время есть любовь. Послушайте, что творится в сердце вашем после чтения и слушания Евангелия. Если принятая вами истина поселила в сердце эту любовь и  жалость к людям – вы на верной дороге. Если же ваша душа евангельскими  словами не смягчена и внутри себя вы  чувствуете недоброжелательство, вражду – вы не познали  истины Божией. Христос и Его истина не губят, а спасают, не разделяют, а соединяют.

Как бы не уверяли нас люди в правде своих убеждений и стремлений, если они сеют вражду вместо мира  и благоволения, они не могут убедить нас в своей истинности, ибо истина животворна.  Правда без любви и милости – обманчивая  правда. Это — свет луны, как известно не собственный ее свет, а лишь отраженный от солнца, заимствованный. А истина согревает и оживляет, как солнце. И нигде мы не найдем этой животворной истины – любви среди произведений мудрости человеческой: она светит нам только из Евангелия Христова,  этого учения не человеческого, а Божьего.

Итак, будем возводить здание своей жизни на твердой почве, на твердом основании – на Евангелии, на этом учении, принесенным нам с неба Самим Сыном Божиим, Спасителем нашим. Будем этим спасительным для нас учением постоянно освещать и проверять свою жизнь. Будем усваивать ее не только умом, но и сердцем. Будем стремиться, чтобы это учение пронизало всю нашу жизнь во всех проявлениях. Короче сказать – будем, друзья мои, христианами не на словах только, а на деле. Если это будет так, то мы не можем не почувствовать тогда всю лучезарность и животворность для себя евангельского учения, потому что оно божественное. Почувствуем успокоение для нашего ума, нашедшего истину, почувствуем покой и мир для нашего сердца. Мы будем тогда всегда бдагостны, любовны, терпеливы и радостны, не смотря ни на какие жизненные невзгоды и испытания.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.