Кира Солнцева

Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице (1)

Христианин должен полагаться во всей своей жизни со всеми ее превратностями на милость Божию, промышление Его о нас и Его святую волю.

В нашей жизни , возл. бр., бывают такие страдания, когда в бессилии  замирает всякое слово утешения. Умирает кто-нибудь в цвете лет из супругов, умирает  кто из детей и родных – все это горькие утраты; но проходит время, и голе, если не совсем, то сильно сглаживается. Но бывают такие утраты , когда все теряют в смерти близких, зарывают в могилу и цель жизни и все свое  счастие. Вот так велико и неописуемо  было горе Наинской вдовы, о котором говорится в ныне читанном евангелии. С сыном в могилу она зарывала как бы свою жизнь. Как и чем ей утешиться, когда не имея мужа , с которым бы могла разделить горе, она лишилась своего единственного сына – опоры и счастья своей жизни Убитая неисцелимым горем бедная мать – вдова шла за гробом,  изливая горечь утраты в слезах. Но вот великое горе встретилось с бесконечным милосердием. Неожиданно приходит помощь и горе обращается в радость. Навстречу  печальному похоронному шествию идет Христос Господь. Он видит убитую горем  вдову и, сжалившись над нею, проявляет Свое Божественное величие. «Не плачь», — говорит Он матери,  а затем подходит к одру умершего и говорит властно: «Юноша, тебе говорю, встань!» Голос Христа властно раздался в таинственном мире, за завесой смерти; этот голос вызвал из гроба умершего. Мертвый поднялся и стал говорить. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, Бог посетил народ свой (Лук. 7, 16).

А на нас, возл. бр., какое впечатление производит рассказ евангельского чуда? Не страх, а радость мы должны  испытывать. Посмотрите, как Господь наш Иисус Христос милосерден, какое сострадание Он оказывает матери, безнадежно сокрушенной горем. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничтожает. Господь без всякого прошения и молитвы с ее стороны говорит:  «не плачь», вливая в ее душу упование, веру и как Всемогущий возвращает умершего к жизни.

Но разве это единственный пример сострадания и любви к страждущему человеку  Господа нашего Иисуса Христа? Разве не о той же  беспредельной любви к падшему человечеству свидетельствуют воплощение и вся земная жизнь нашего Спасителя? Грех лишил нас рая, удалил нас от Бога, но не забыл нас Бог. Уже в раю, когда наши прородители выслушивали от Бога грозный приговор за совершенный ими грех, слышится от Бога радостное для человека обещание о явлении Семени, которое сотрет главу змия, т.е  нанесет полное поражение виновнику нашего падения – диаволу. И неложно было  слово Господа Бога. Протекли века, размножился род человеческий, возросло вместе с тем и беззаконие. И вот , когда нечестие и порок достигли  своих крайних пределов, когда человеческий род готов был задохнуться в этой душной греховной атмосфере, тогда на небесах раздается ангельская песнь: слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение ( Лук. 2, 14)

Среди тихой мирной обстановки в Израильской земле родился Спаситель мира. И вся земная жизнь Спасителя была непрерывным проявлением Его Божественной любви к падшему человеческому роду. Возвещая человечеству глаголы жизни вечной Господь не оставлял без внимания и земных телесных нужд человека. Алчущие находят в Нем щедрого питателя, больные – скорого и послушливого Целителя, скорбящие  — милостивого Утешителя. « Приидите ко Мне вси труждающие и обремененнии, взывал  милосердный Спаситель, и Я успокою вас» И шли к нему несчастные и никто не возвращался от  Него без помощи и утешения. А кто может измерить всю глубину и  широту любви Божией, проявленной Спасителем во время крестных страданий, когда  Божественные уста Его творили молитву: « Отче, прости им, они не знают, что делают». Нужно ли говорить после этого, где надлежит  и как искать утешения  и помощи  среди житейских напастей и невзгод?  Только у Христа Спасителя нашего; только Он есть наше скорое  утешение и надежда. Ты моя крепость Господи, Ты моя сила, Ты мой Бог, Ты мое радование. Вот молитва, которая не должна прекращаться в сердце скорбящего христианина. Он всесильный имеет много средств утешить его. Он может уврачивать не только наши телесные раны, но и душевные. Он может  наполнить своею любовию пустоту,  образовавшуюся в нашем сердце  Он может послать свое духовное утешение более драгоценное, чем все земные радости и утехи. Он милосердный и теперь души умирающие во грехах оживляет в достойном причащении Его животворящих Таин. Но Христос не только может уврачивать наши телесные и душевные раны, Он может возвратить и действительно возвратит наших усопших родных и близких. Ибо Он говорит: « Всякий, верующий в Меня, если и умрет, жив будет». Да и что такое смерть для истинного христианина, как не переход к другой совершенной жизни, как не средство разрешиться от  тленной храмины нашего тела, чтобы жить со Христом. « Что такое смерь?, — спрашивает Златоуст, — То же, что снятие одежды: тело подобно одежде облегает душу, и мы через смерть слагаем с себя его на краткое время, чтобы опять  получить в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного. Поэтому, если боишься смерти, бойся и сна…Но умерший,  говорят, гниет и тлеет. Превращается в персть и прах. Что же из сего, возлюбленные? Поэтому самому и надобно более всего и радоваться. Ибо тот, кто хочет  перестроить развалившийся ветхий дом, наперед выводит из него живущих, потом разрушает его и снова воздвигает в лучшем виде. Выводимые не скорбят об этом, а еще радуются, ибо обращают внимание не на видимое разрушение, но воображают будущее, хотя еще и невидимое здание. То же говорит и Бог. Он  разрушает наше тело и сперва выводит живущую в нем душу, как бы из некоторого дома, дабы потом воздвигнуть его в лучшем виде, снова ввести в него душу с большею славою. Итак, видя умершего,  не на то смотри, как он сомкнул  глаза и лежит безгласен, но на то, как он воскреснет и получит неизъяснимую изумительную славу и от  настоящего видения возведи  помыслы  к надежде будущего» ( Бес.о Лазаре 5 том, стр.137 – 139). Что еще можно прибавить к вдохновенным словам Златоустого отца и Учителя Церкви.

Будем прибегать к Нему с мольбою, почерпая духовную жизнь в дарованных Им животворящих Таинах Его пречистых Тела и Крови и полагать в своей жизни со всеми ее превратностями на милосердие Его , Промышление его о нас и Его Св. волю.

Любящему же и милующему нас Господу  слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.