Идем ли мы за Христом?
В нынешнем Евангелии повествуется о призвании Господом к апостольскому служению учеников. Ходя при море Галилейском, Христос Спаситель увидел двух братьев рыбарей: Симона — Петра и брата его Андрея, закидывающих сети в море, и сказал им: идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков. И они оставили сети и последовали за ним.
Какая простая вера, брат, какая готовность и решимость проявилась со стороны этих рыбарей — апостолов! Христос говорит: идите за Мной , и они оставляют все — и свое ремесло, и своего отца, семьи, и следуют за Христом. Ведь в каких бы условиях и находился человек, у него всегда есть что — нибудь близкое, дорогое, к чему он привязывается сердцем, и не так то легко порвать со всем этим. Дороги ведь были и рыбарям их рыбацкие сети. Но рыбари оставляют все дорогое. Почему? Да потому, что для них была еще более важная и драгоценная вещь и цель в жизни. Чистые сердца рыбарей любили больше всего святость и правду. Занимаясь среди природы рыболовством, они сердцем устремлялись к Творцу этой природы — к Богу — источнику чистоты и святости. У них не было грубых, низменных привязанностей, и они стремились, искали высшего, духовного. В словах призыва Христа они почувствовали то высшее, святое, которое дает мир и радость душам, к чему именно стремилась их душа. «Идите за Мной», сказал Христос, и они почувствовали, что в Нем они могут найти цель своей жизни, что Он может возжечь божественный пламень в них, может блаженным восторгом наполнить их души, и вот они отдали Ему все свое сердце, оставили все и последовали за Ним. И мы знаем до чего дошла эта привязанность апостолов по отношению к своему Учителю, как они воспитанные Христом, укрепленные силою Божиею, исповедовали и проповедовали Христа и возлюбили Его до смерти, приняли за Него мученическую кончину.
А все святые! Ведь подобно апостолам и они, откликнувшись на призыв Господа в Его Евангелии следовать за Ним, также отдали на служение Ему всю свою душу и сердце, пожертвовали ради Него всеми своими земными привязанностями, а некоторые также возлюбили его до смерти, претерпев за Него мученическую кончину.
И нас, как и всех Своих последователей Христос призывает к себе и нам Он говорит:» идите за Мной «, желая сделать нас участниками Царствия Своего. И мы сочетались, соединились со Христом и в таинстве крещения устами восприемников сказали: «идем за Тобой». Но спросим себя: идем ли мы действительно за Христом, оставляем ли мы ради Него что — нибудь, жертвуем ли чем нибудь? Вот Господь через Св. Церковь зовет нас христиан в праздники на молитву в храм. Но всегда ли мы идем на этот зов? Не остаемся ли часто дома, отдаваясь своим заботам и суете.. И каким нибудь одним, или двумя часами за целую неделю мы не хоти жертвовать Христу, отдаться ему, уделить время для молитвы, беседы с Ним…И вот ежедневно в храме Господь приглашает верующих со страхом Божиим и верою приступить к Нему, соединиться с Ним через принятие Св. Хр. Таин. Многие ли из нас часто следуют этому призыву? К сожалению нет. Наши собственные мрежи, наши греховные сети опутывают нас; мы не хотим оставить их, не хотим оставить свои обычные заботы и мирском, греховном, земном, свои житейские попечения; нам все некогда, в нас не горит желание, очистить свою душу покаянием, почаще соединяться в св. тайнах со Христом. Вообще, многим ли мы жертвуем для Христа? Оставляем ли ради Христа свои греховные привычки, привязанности, жертвуем ли своим покоем? Несем ли терпеливо свой крест в жизни? Отдаем ли мы Господу в жертву, в обиталище свое сердце? Ведь Он требует наше сердце: оно искупленное, возражденное Им, должно принадлежать Ему. Отдай Ему свое сердце и Он Сам все устроит, все заменит для тебя все тебе приложится. Тебе нужны слава, богатство? » Богатство и слава Моя суть . Прославляющие Меня прославлю»-говорит Он через слово Божие ( Прит. — 8; 1,17). Тебе нужно мир покой, радость? Он пришествием, вселением Своим в твое сердце, если оно будет того достойно, даст их тебе, и радости этой никто не возьмет от тебя. Приидите ко мне, сказал Христос, и Аз упокою вы. Тебе нужно избавление от грехов и страстей; Он — твой Спаситель, принесший Себя в жертву за грехи мира, всегда готов избавить тебя от них только бы ты сам не любил их, стремился бегать их, а не услаждался ими. Ты изнемогаешь в борьбе с бедствиями земной жизни? Он — твоя крепость, защита и прибежище, с Ним не страшна и сама смерть, ибо Он воскресение и жизнь. Нуждаешься ты в вещественных благах и счастливой земной жизни, получишь и то, если угодно Богу, и если это будет не во вред душе твоей.
Иди за Господом без колебаний, не откладывай, не говори:»потом или завтра». Посмотри на жизнь, как много гибнет людей из — за того, что откладывают до завтра. Один христианский писатель говорит: » В духовной жизни человека бывают такие особенные минуты, когда то, на что он не решался сразу, тотчас же, не достигается им уже никогда.» В Евангелии мы видим, как два человека хотели следовать за Иисусом Христом, но не сейчас: один хотел прежде похоронить отца своего, а другой хотел проститься с родными. Что же ответил на это Христос? Одному Он сказал:» предоставь мертвым погребать своих мертвых» , а другому: «никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад не благонадежен для царствия Божия ( Лук.!Х 59-62)
Господи! Благо есть прилепляться Тебе. Много Ты даешь за лишение временных благ ради Тебя, обещая вечное царствие. И как бы нам ни следовать, не идти сейчас же по Твоему зову «идите за Мной». Но мы по близорукости, по слепоте своей, по своей чувственности и привязанности к земле опутаны сетями врага и страстей и не идем за Тобой. Мы уходим опечаленными, привязываясь к благам земным, мы озираемся вспять, двоедушествуем, всем сердцем отдаемся земному, а потому не управлены в Царствие Небесное.
Сам Владыко Господи просвети наши очи сердечные к деланию заповедей Твоих, дабы мы уразумели любовь Твою, радость следования за Тобой и могли на Твой зов сказать:» готово Боже, готово сердце мое, идем за Тобою».
Аминь.
2 Как должно проявляться наше последование за Христом.
Сегодня вы слышали евангельское повествование о том, как Христос, проходя близ моря Галилейского увидел двух Братьев Петра и Андрея, закидывающих сети в море, и обратился к ним со словами: «идите за Мною»- и они тотчас оставивши сети последовали за Ним. (Мф.;,18-20). Так поступили апостолы, так нужно поступать и намю И нам нужно со всею простотою , решительностью последовать за своим Спасителем и Господом. Надо, чтобы вся жизнь наша была проникнута духом Христова учения, чтобы для всех окружающих нас было очевидно, что мы действительно ученики, последователи Христа. Ведь Христос и до сих пор Сам непрестанно завет нас через св. евангелин к последованию за Собой.
Но каким же образом мы должны направить свое следование за Господом и Христом?. Где собственно нам можно найти Его теперь? Везде. Везде мы должны искать и находить нашего сладчайшего Спасителя. Везде находятся для нас вернейшие признаки Его действительного присутствия.
И во первых Он в всяком храме. Здесь все говорит о Нем и во всем Он. Во имя его мы сюда собрались. Ему здесь сейчас молились. Его жизнь и дела сейчас вспоминали. Его жертву совершали , Его благость низводили. Здесь все запечатлено Им: каждый уголок, каждый предмет, каждая молитва, каждое песнопение… Здесь каждый день года посвящен особенным воспоминанием о Нем и об Его верных рабах — святых угодниках. Здесь мы входим в благодатное общение с Ним по каждому более или менее выдающемуся обстоятельству нашей жизни.Общественное горе или радость, семейное несчастие, или счастье, или какое либо важное обстоятельство жизни — все влечет нас сюда ко Христу за Его благославением, освящением и содействием. Да Христос здесь в храме постояннее и преимущественнее, чем где бы то ни было.
Кто значит хочет действительно, истинно, как бы осязательно последовать за Христом, тот пусть начинает это великое и святое дело в Его святом храме. Здесь ощути его таинственное присутствие, войди в тесное с Ним благодатно-молитвенное общение, испроси руководства в Его евангельском слове, заручись Его высшею помощью и, выйдя отсюда, продолжай на всех прочих местах и поприщах своей жизни и служения идти за своим Спасителем и Господом по Его святым стопам.
Но чтобы здесь в храме у верующих зародилась такая готовность следовать в своей жизни за Христом по пути Христианской добродетелей, чтобы верующий ощутил в храме Христа и получил от Него благодатную помощь на последование в своей жизни за Христом, для этого требуется усилие воли, духовная «самособранность», как выражаются подвижники веры, сосредоточенность внимания на Христе и вообще на предметах духовного мира, поддержание в душе молитвенного настроения со стороны самого верующего. Без этой внутренней духовной работы никакого зарождения в нашей душе христианской настроенности, настоящего искреннего последования за Христом быть не может.
Одно время некоторыми лицами светскими и даже духовными высказывалось пожелание оживить религиозную жизнь современных христиан, которая, ясно для всех, далеко не такова, каковою должна бы быть — изменением и внесением в богослужебный строй различных нововведений. Отсюда появилось и сейчас еще существует церковное общество, отделившееся от православной Церкви под названием обновленческого. Для оправдания этих нововведений ссылались между прочим на следующее заявление некоторых верующих (это заявление было приводимо на одном, разрешенном властью религиозном диспуте и напечатано в газетах) «Я, говорится в этом заявлении, шестнадцать лет хожу в храм, не пропуская ни одного воскресного и праздничного дня, ни одной архиерейской службы, и я все же прихожу в храм с пустой душой и ухожу из храма с такой же пустой». Виноват в этой пустоте, скажу в ответ на это заявление, не богослужебный строй, который воспитал целый сонм подвижников благочестия и веры, целый сонм героев духа, праведных святых людей, а виноваты сами носители пустых душ, очевидно думающих, что одно внешнее посещение храма, без их внутренней работы над собой, без усилий и подвигов жить по-Божьи, во Христе и со Христом, может создать из них настоящих последователей Христа. Нет. Всякий искренно желающий следовать за Христом и трудиться в этом направлении, а не вести и и слушать бесконечные, бесплодные разговоры и красноречивые беседы о Христе и о христианской жизни может и при настоящих богослужебных порядках найти в храме Христа, осязательно ощутить Его своей душой и получить Его всемогущую помощь для последования за Ним в своей жизни
Это дальнейшее шествие за Христом по всем путям и поприщам нашей жизни тем легче и возможнее, что Христос Спаситель и на них всегда пребывает и приходит. Какую то область нашей жизни мы не взяли в любой из них мы найдем невидимое присутствие Христа Спасителя; найдем Его Дух, Его заветы, цели , вообще такие или иные следы.
Возьмем ли, например, область семьи; и в ней все полно, или по крайней мере должно и может быть полно Христом. Христос в основе семьи, т.е. в брачном союзе, заключаемом, как известно, и освящаемом во образ и силу Христова союза с церковью. Христос и в самой семье, как в малой домашней церкви Его. При всех обстоятельствах семейной жизни, при каждом событии ее, особенно при каком либо важном, Христос соединяет членов семьи в молитвенном общении во имя Его, в искании Его благодатной помощи. Самая обстановка нормальной христианской семьи должна быть запечатлена постоянным напоминаниями о Спасителе. Его святыми изображениями, Его Божественным Евангелием. Вообще человеку, принадлежащему к действительно христианской семье, не приходится вопрошать где искать и найти Христа и Спасителя, так как Он осязательно обитает в самом строе такой семьи.
Но даже и общественное наше поприще при всех антихристианских распутиях, испещряющих его, все еще имеет еще на себе множество следов действительного Христова пребывания. Желающий, искренно ищущий Спасителя найдет Христа и в области общественной службы, если пойдет по оставленным Им здесь следам бескорыстия, самоотвержения и верного исполнения долга. И в области общественных отношений есть живые следы ведущие прямо к Христу Спасителю; они заключаются в искреннем миролюбии и в нелицемерном братстве людей между собой. Итак, всякий общественный деятель, всякий обыкновенный член общества легко может найти Христа Спасителя и последовать за Ним, не выходя из пределов своей обыденной жизни и деятельности, если, конечно, будет держаться всего того, что считает честным, благородным, священным, христианским.
Конечно, у нас на всех упомянутых путях нашей жизни последование за Христом связано не только не с меньшим, но еще и с большим отрешением от мирских пут и сетей, чем это было у святых апостолов. Если св. апостолы, устремясь за Христом, бросили лишь свои рыбачьи сети, то нам нужно оставить более сложные сети — житейские, которыми мы со своей стороны ловим мирскую суету и злобу, но и сами постоянно уловляемся ими.
Так в семейной нашей жизни мы не в силах будем найти Христа Спасителя нашего и последовать за Ним, если предварительно не распутаем и не сбросим с себя погубную сеть ложных отношений между супругами, сеть взаимной лжи, обмана, неверности, тяготения врозь и явной вражды. Во взаимных отношениях детей и родителей нужно распутать и бросить сето эгоистических притязаний. пренебрежений, оскорблений и всевозможных столкновений, идущих здесь как с той, так и с другой стороны.
Но еще более сетей и пут нужно бросить нам в области нашей общественной жизни, где лживость, эгоизм, своекорыстие, враждебность и ненависть так опутали нас, что мы совершенно теряем из виду своего Христа Спасителя.
Приступим же к этому великому неотложному делу, так необходимому для оздоровления нашей вообще жизни.
«Идите за Мной!» Этот призыв Спасителя, обращенный 19 веков тому назад на берегу Галилейского моря к рыбакам — будущим апостолам, слышится и ныне постоянно в храме. Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вас. Этот призыв часто нас не трогает. Мы не хотим бросить злые житейские сети, которые опутывают нас и пойти всецело за Христом, который один Может успокоить каждого утружденного суетою мира. Но этот призыв Христа затронит нашу душу, произведет в ней полный переворот, как в рыбарях — апостолах сделает нас действительными и счастливыми последователями Христа, если мы будем входить в храм не с пустой душой, в чем признаются , как я говорил выше, некоторые верующие, не по привычке только, не с желанием только послушать хороший хор певчих, насладиться зрелищем благолепного богослужения — а будет входить в храм с усиленной жаждой, желанием найти здесь в храме Христа, осязательно ощутить Его здесь в горячей пламенной молитве, получить от Христа Его всемогущую благодатную помощь и поддержку для прохождения своего трудного Христианского жизненного пути. Тогда блаженны будете вы, потому что я уверен, что вы уйдете из храма не с пустой душой, а несомненно получите утоление своей духовной жажды, успокоение своей души, мир и радость о Духе Святе.
Аминь
- Неосновательность отговорок не живущих по Слову Божию, так, как надо жить.
» Грядите по Мне, и сотворю вы ловцами человеком.» (Мф. 4,19)
Вот какое обещание изрек Спаситель, призывая упомянутых в нынешнем Евангелии братьев Петра и Андрея к последованию за Собой. И чудное, необыкновенное действие произвели слова Христовы на этих, простых сердцем тружеников! Они повинуются Спасителю, верят Его обещанию, оставляют сети, которыми ловили рыбу, оставляют море, с которым так сроднились, все занятие на нем, к которому так привыкли — оставляют и следуют за Христом. Дивное послушание слову Божию!
Отчего же Слово Божие так слабо действует на нас? Ведь часто мы слышим это слово в Евангелии, знаем чье это слово, что оно не человеческое, а слово Божие, знаем, что обязаны исполнить его, ибо сами без принуждения, по доброй воле дали и даем обещание исполнить его; знаем и однако же очень часто не исполняем .Отчего же ?
Говорят: слово Божие очень уж многого от нас требует. Чего же многого? Не больше же того, чего требовало от апостолов; даже меньшего. От апостолов Господь требовал оставить все и ходить за Ним, от нас же этого не требуется. Оставайся каждый спокойно в том звании, при тех же занятиях, при каких находился всегда, спокойно пользуйся тем, что имеешь, — это тебе не помешает быть исполнителем Слова Христова. Нужно только жить по учению Христа, нужно мыслить, чувствовать, желать, делать, как учил тому Христос. Но это никогда не может быть трудно, если ты убедишься, что выше, лучше, спасительнее, святее этого учения нет, и если убедившись, возлюбишь и это учение и Самого Христа, даровавшего его. Предположи, что ты любишь и уважаешь какого — нибудь человека и многого ждешь от него. В таком случае тебе нетрудно будет приноровиться к духу — характеру этого человека, чтобы действовать в этом духе и тем угодить ему. Тебе нетрудно это, потому что ты любишь его и многое надеешься получить от него. Вот точно также легко будет тебе жить и по учению Христа, когда ты возлюбишь Его; не только легко, даже сладостно, потому что ничего не может быть сладостнее того, как служить тому, кого любишь горячо.
Еще говорят: слово Божие требует от нас самоотвержения, а это очень трудно слабому человеку.
Правда, без самоотвержения не мыслимо исполнение слова Христова. Но в чем состоит это самоотвержение? Ведь оно состоит в том, чтобы отвергнуть худшее и возлюбить лучшее: остановить гордость столь вредную и богопротивную и возлюбить смирение и кротость, как любезные Богу и людям; оставить всякую плотскую нечистоту и мерзость и служить Богу в чистоте и целомудрии; оставить невоздержание и возлюбить воздержание; оставить зависть, злобу и возлюбить незлобие и ко всем благожелательство; оставить привычку ссориться, браниться и приобрести добрый навык осторожности в слове, навык изрекать слова мира и любви; оставить осуждение ближнего и иметь ко всякому жалость и благоснисхождение; оставить песни и беседы нескромные и возлюбить пение и слушание песней духовных, бесед духовно нравственных; вообще оставить жажду удовольствий греховных, чувственных и приобрести стремление к наслаждениям духовным , чистым: возлюбить богомыслие, молитву, слово Божие, посещение храма Божия — вообще все то, что дух услаждает, душу к Богу приводит. Вот оно самоотвержение. Скажите , можно ли считать за великий труд то, что служит к истинному благу нашему, отчего зависит спасение души, ее жизнь и блага вечные? Если бы вам обещали богатое наследство, состоящее из нескольких миллионов и сказали бы, что оно неотъемлемо ваше, только легко его получить нельзя: — разве вы посмотрели бы на трудности предстоящие при этом? Разве вы не стали бы употреблять усилия преодолеть эти трудности? Так точно стоит быть готовым на все трудности, на всевозможные скорби и лишения для того, чтобы получить нам царство небесное, обещанное за жизнь по учению Христа, — так точно стоит не избегать, а всем сердцем желать этой жизни, как бы для нашей испорченной грехом природы ни тяжело казалось приобретение ее.
Говорят, трудно жить по слову Христову. Но кому трудно? Кто всего себя отдал греху, кто живет для одной земли, для чрева, для плоти, кто во грехе ищет себе только утешения, кто на земле думает получить все для себя. Но разве кто из нас желает причислить себя к числу таких людей? Избави Бог, жить так; Это дело язычников, а не христиан. Но если ты и грешник, но не желаешь быть таковым, творить грех не по любви к нему, а по человеческой немощи, склонной больше к греху, то не бойся, трудность твою победить можно. Плачь только о грехах своих, всегда кайся пред Богом, в них проси себе у Бога помощи отстать от них, не переставай бороться с грехом, пока не оставишь его, душой, всеми мыслями стремись к жизни богоугодной, вообрази всю прелесть такой жизни, входи чаще в близкое общение с лицами, провождающими такую жизнь, — и ты, можно надеется, рано или поздно из служителя греха сделаешься служителем Христа, из исполнителя требований природы греховной, чувственной — исполнителем требований духа, требований Евангелия.
Нет, брат, если мы живем не по учению Христа, а по своим прихотям, по влечению страстей своих, то в этом виновато не слово Божие, будто многое от нас требующее, а просто напросто наша леность, наша привязанность ко греху, виноваты мы сами, а не слово Божие. Мы слишком расслабли духом, чтобы иметь силу бороться со грехом, чтобы побеждать себя; мы живем как живется, не думая о будущем, вполне довольные собою. Но да избавит нас Господь от этого довольства. Что касается до внешнего, до потребного для этой жизни, то всем будь доволен, за все Бога благодари. Но как христианин, как служитель Христов, ты никогда не будь доволен своим духовным состоянием; никогда не говори, что ты лучше других, что есть еще хуже меня, что я особенных грехов за собой не знаю, а говори, что ты еще и не начинал жить для Христа, для вечности. Это смиренное сознание будет весьма спасительно для тебя, ты тогда будешь желать лучшего в твоем поведении; понемногу, при помощи Божией будешь исправлять себя; худое будет в тебе отпадать, хорошее прививаться, и так постоянно очищаясь духом и телом, возрастая духовно, ты почувствуешь, ощутишь свою живую связь с Богом, близость к Богу, получишь надежду на помилование от Господа.
О. если бы, возлюбленные братья, нам сделаться не слышателями только слова Божия, а и исполнителями его! Будем молить о том Господа, чтобы Сам Он дал нам ревность и силу жить по воле Его.
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.