Кира Солнцева

Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице (4)

Жизнь человеческая полна скорби, печали и слез, главным образом, вследствие людского эгоизма, отсутствия взаимной любви.

Тяжела, брат. и сест., жизнь на земле. Посмотрите, сколько каждый день проливается слез, сколько разных нестроений, бед, несчастий! И  не напрасно поэты и писатели, люди с чуткою душею называют земную жизнь «юдолью скорби» и миром «печали и слез». Откройте любую книгу лучших русских или иностранных писателей и вы обязательно найдете в ней какую нибудь повесть, рассказ о человеческом страдании. И вот многие ученые, писатели и государственные люди трудятся над созданием  таких порядков, при которых можно было бы назвать жизнь человеческую счастливою; они заботятся как бы улучшить, облегчить жизнь человека на земле. Хорошее они, конечно, делают дело, но  не  надо никогда забывать, что дело не в одних порядках жизни и реформах., над созданием которых трудятся люди, но главная- то  причина всех бедствий и несчастий человеческой жизни, корень- то зла лежит в самом человеке.

В нынешнем воскресном евангельском чтении Спаситель в немногих словах дает истинное решение тех вопросов, над которыми потрачено людьми так много трудов. Он говорит: « Как хотите, чтобы с вами  поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Лук.6, 31). Вот заповедь Спасителя, определяющая наши взаимные отношения и устрояющая нашу жизнь счастливой! Это та заповедь, которую древние называли золотым правилом.  И сколько бы страданий, бед, вражды, злобы и слез убавили мы в своей жизни, если бы  исполнили эту заповедь Господню. Как много бы мы облегчили земную жизнь для себя и других, исполнив указанную заповедь Спасителя, данную Им для нашего же счастия.

Каждый из нас  без всякого сомнения желает себе  всякого добра, счастия, благополучия и желая всего этого себе, мы должны желать всего этого другим. Если ты желаешь, чтобы тебя все любили, уважали – люби и уважай и ты всех. Если ты желаешь чтобы тебе делали добро – делай и  ты всем одно добро.  Если ты желаешь, чтобы тебе помогали в нужде, — помогай и ты другим. Если ты желаешь, чтобы с тобой поступали честно, справедливо – поступай и ты честно и справедливо. Если ты желаешь видеть около себя сочувствие, сострадание – поступай и ты всегда так же, т.е. чужой радости радуйся, соболезнуй при виде чужого годя. Тебе приятно, когда о тебе говорят худо, злословят тебя, клевещат на тебя – не говори и ты худо о других, и ты не злословь, не клевещи.  Самый лучший способ научится этому – ставить себя на место ближнего в его положение, в его горе, нужду и смотреть чего мы сами желали бы в таком положении.

Правда, за добро нам платят злом. Тяжело это, но не скорби, не унывай. Добро никогда не пропадет. Верь, что за него ты со временем получишь от Бога сторицею; может здесь на земле и, несомненно, там на небе. Вспомни и своего Спасителя, который терпеливо переносил осмеяния, заушения и оплевания от того народа, которому оказал Он столько благодеяний, исцеляя  страждущих и больных; вспомни, что Он молился на кресте за своих врагов.

Да, забыта ныне заповедь Спасителя делать другим то, чего желаешь себе, руководиться взаимною любовию в своей жизни. Мало стало истинной любви между людьми. Нет ныне любви и там, где она прежде всего должна бы быть. Нет любви между родителями и детьми, между мужем и женой, между братьями и сестрами. Кругом вражда, злоба, ненависть, зависть. Всмотритесь в жизнь, прислушайтесь к людским разговорам, словам, делам. Жизнь полна неправды, дрязг и озлобления. А разговоры и слова везде и всюду слышатся, по меньшей мере, пустые, а то и вовсе нечистые, греховные, мало свидетельствующие о чистоте, нравственной возвышенности человека. Почти всюду господствует своекорыстие, себялюбие, жадность к наживе и чувственным удовольствиям. И все это потому, что у нас нет  истинной любви, нет того внутреннего духовного союза, который соединял, сближал бы нас, который давал бы почувствовать тепло, счастье, радость жизни. Каждый живет для себя, чужд другого. Если же что и сближает человека с другим, то это корыстолюбивый расчет, желание извлечь  выгоду, пользу из сближения, общения с другими.

Мало искренней, бескорыстной любви между людьми, оттого, главным образом, и происходят все неустройства в жизни. И наоборот:: если бы люди, помня заповедь Спасителя  делать другим только то, что желаешь себе, стремились проявлять взаимную любовь, — тогда люди без всяких законов исполнили бы всякий  закон, тогда и здесь на земле, водворилось бы между ними Царство Божие. Вот, что нужно всегда помнить и никогда не забывать.

Боже, имя Тебе – любовь! Согрей, воспламени любовию наши  хладные сердца. Да будет воля Твоя, якоже на небеси и на земли ! Да приидет скорее царство Твое, царство любви, света, добра!

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.