Поучение в неделю 19-ю по пятидесятнице (2)

Неизбежность постоянных искушений для христианина.

За премногая откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да мы пакости деет, да не превозношуся. ( 2 Кор. 12, 7). Так говорит о себе св. апостол Павел, как вы слышали сегодня в апостольском чтении за литургией. Кроме всех бед и напастей, искушений и скорбей, которые терпел он в проповедании евангелия Христова Господь попустил ему подвергнуться еще некоторому постоянному искушению в собственном теле его, чтобы это искушение постоянно напоминало ему о немощи человеческой, побуждало к смирению и самоуничижению, не давало ему превозноситься чрезвычайными дарованиями, которыми  преисполнила его благодать Божия и великими подвигами, которые совершил он силою благодати Божией. В чем состояло это искушение мы не знаем, но что оно было не легко, видно из того, что апостол трижды молил Господа, да отступит оно от него; а что оно было нужно и полезно для апостола, показал Сам Господь, сказавши в ответ на молитву его: довлеет ти благодать Моя сила бо Моя в немощи совершается.(2 Кор. 12,9).

Жизнь и каждого христианина не может быть, братья, без искушений.  Бывают искушения тяжкие, великие, которые попускаются Господом  по особенным, недоведомым для нас Его намерениям и для особенных целей. Есть другого рода искушения – всегдашние, постоянные, которые не так приметны, но  тем не менее тяжелы и прискорбны и в то же время опасны для нашей веры, для нашей добродетели, для чистоты совести и сердца и именно потому, что мы мало обращаем на них внимания, не боремся с ними и постоянно побеждаемся ими. К таким искушениям относятся многоразличные  неприятности, огорчения, досады, без которых едва ли кто проведет и один день своей жизни, ибо случаи к неудовольствию и огорчениям в обыкновенной  ежедневной жизни каждого постоянны. В семействе и в обществе, от врага и друзей, от знакомого и незнакомого, с намерением и без намерения, по причинам и без причины огорчения рождаются непрестанно, встречают вас почти на каждом шагу. Вы например довольны своим состоянием; Но ваши семейные недовольны им и ропчут на вас. Вы желаете добра ближнему, ближний ваш желает добра только себе самому, а не вам или другим. Вы усердны к делу, желаете трудиться, ожидаете доброго успеха в делах своих; но усердие ваше не ценят , труд не вознаграждают, как должно, успехам вашим ставятся препятствия. У вас спокойно в доме, но вас беспокоят в обществе; добрые желания ваши,. намерения и цели не предохраняют вас от пересудов и клеветы и разных интриг; бескорыстие вашей дружбы не спасает вас от своекорыстия ваших друзей. Вы воздержаны на слово; но не воздержаны другие, увлекают и вас в празднословие и злословие. Вы остерегаетесь оскорблять других, но другие не остерегаются оскорблять вас. Вы всегда можете встретить и косой взгляд, и подчеркнутую невнимательность к вам и разные неровности характера  в ближних. И кто исчислит все случаи к неудовольствиям и огорчениям повседневным? Дети для родителей, родители для детей, подчиненные для начальников, начальники для подчиненных один для другого вообще, намеренно и ненамеренно, только  почти беспрерывно подготовляют новые огорчения и досады. Из этих  — то огорчений и досад и слагается тот крест, который мы начинаем нести  прежде, чем сумеем понимать его и кончается он только при гробе, когда перестаем чувствовать вообще. Напрасно мы стали бы  молить Господа, да избавит Он нас от этого креста, да отступит от нас это всегдашнее искушение. Господь скажет тогда и нам, как сказал апостолу: «давлеет вам благодать Моя». На то и дается нам благодать Божия, чтобы мы переносили все встречающиеся нам огорчения и скорби с кротостью и терпением, с благодушием и покорностью воле Божией, ведь без нее никакое искушение не может постигнуть нас. На то и подается нам  благодать Божия, чтобы среди этих искушений очищалась душа наша от живущих в ней греховных склонностей и страстей; чтобы в этом училище непрестанных огорчений и досад мы обучились истинной христианской любви, которая долго терпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла, которая любит врагов своих, добро творит ненавидящим и молится за творящих напасть.(1Кор. 13, 4-5; Мф. 5,44).

Для преуспения в этой науке терпения, кротости и любви надо ,братья мои, прежде всего убедиться в том, что главный источник и корень всех огорчений и досад не вне нас, не в окружающих нас людях, а в нас самих и куда бы мы не удалились от  людей, огорчения последуют за нами в самое глубокое уединение. « Когда я был в уединении, — говорит один из великих подвижников  — и мне не на кого было гневаться, я гневался на топор, которым рубил дрова, на сосуд, которым черпал воду, на прутья, из которых плел корзины» Такова падшая и страстная природа наша: она не любит сознавать свои немощи, слабости и всегда их ищет вне себя. Гордый не терпит унижения и если унижается  по своей  же вине, досадует на других. Своекорыстный везде и все хотел бы обратить в свою пользу  и, если не успевает, гневается на других. Тщеславный ищет незаслуженной чести и, когда не получит ее негодует на других. Ленивый не любит труда и, когда терпит лишения за свою леность , досадует тоже на других. Гневливый  раздражается без причины, подозрительный боится воображаемых неприятелей и неприятностей, завистливый снедается собственной завистью, плотоугодливый жалуется , что все ему не по вкусу; и каждый из них досадует не на себя а на других. Между тем, если бы они были бы свободны от страстей своих, были бы свободны и от всех огорчений и досад: «кто озлобит вас аще благому подобницы будете? » (1 Пет. 3,13)

Потому то и полезны нам эти малые, но полезные искушения, что они выводят наружу сокровенные наши недуги и слабости, чтобы мы сами видели, что скрывается у нас в сердце. Если бы у нас не было бы этих искушений мы сами не подозревали бы сколько зла таится у нас в сердце. Но когда огорчения проникают в нашу душу, когда неприятности начинают тревожить наше сердце с разных сторон, тогда гнездящиеся в нем  страсти обнаруживаются одна за другой, выползают как змеи из своего убежища. Кто казался себе кротким является гневливым и раздражительным. Кто почитал себя независтливым,. нетщеславным, негордым, несребролюбивым, неплотоугодливым, у того обнаруживается зависть, возбуждается тщеславие, восстает гордость, рождается сребролюбие, развивается плотоугодие, одним словом открывается целое полчище страстей, которые ввергают нас ежечасно и ежеминутно в неисчислимые грехопадения делом, словом, помышлением и желанием.

Не легка , конечно, победа над собой при искушениях; для этого нужно, как учит Сам Господь, отвернуться себя, т.е. отвергнуть пристрастную и нечистую любовь к самому себе  , прирожденные всем нам греховные склонности  и стремления, сродные нашему сердцу нечистые чувствования и влечения; надо сокрушить и победить свое самолюбие и самоволие; покорить свой разум и волю воле Отца небесного и закону Христову, надо распять плоть свою со страстями и похотями, как говорит апостол (Гал 5, 24).

Такой подвиг, сопряженный с непрестанным противодействием  собственным понятиям,  склонностям и стремлениям, с постоянной борьбой со своей греховной природой может приводить в уныние и малодушие. Чтобы не подпасть им надо постоянно обращать свой взор на распятого за грехи наши Сына Божия, который Сам прошел весь путь искушений человеческих, нам оставив образ; да последуем стопам Его.

Тебя огорчают злоречием, осуждением? Но сколько злоречий и осуждений претерпел Господь наш Иисус Христос? Его Святейшество святых называли ядцею и винопийцею. О самых благотворных  чудесах Его говорили:» О князе бесовстем изгонит бесы» Тебя огорчают и оскорбляют  словом или делом? Вспомни, возлюбленный, сколько раз ты сам оскорбил Господа своими грехами, преогорчал любовь Его и благость  своею неблагодарностью и противлением Его святейшей воле; а Он милосердный и  многомилостивый доселе щадит  тебя, долго терпит о тебе, с любовью ожидает твоего покояния и готов простит тебе все прегрешения твои. Не должно ли и нам простить своему брату всякое прегрешение его пред нами? Тебя обижают, притесняют, преследуют? А сколько гонений, озлоблений, мучений претерпел за грехи твои Единородный Сын Божий? Нам ли грешным обижаться, раздражаться, гневаться на ближних наших, когда они огорчают чем либо нас, если Сам Господь Славы, распинаемый на кресте, молился за Своих  распинателей

Когда будем таким образом, вооружив себя силою креста Христова, побеждать все искушения великие и малые кротостию, терпением, погашать все неприятности, огорчения и досады житейские любовию, непомятозлобием  и молитвою, то и без особых внешних подвигов пройдем свой жизненный путь со Христом и внидем наконец в радость Господа своего.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.