Кира Солнцева

Поучение в неделю 18-ю по Пятидесятнице

Господь зовет грешника для следования за Собой самыми разнообразными способами.

Кто из людей, чутких к религии  не останавливался с душевным волнением  над простыми и величественными словами ныне  слышанного  вами евангельского сказания о призвании первых апостолов!

Берег моря, рыбачьи лодки, растянутые для просушки сети и эти безвестные, ничем дотоле не отличавшиеся простые рыбаки Симон, Иаков и Иоанн. И вот к этим людям раздается слово Христа, и что-то чудное при звуке этого Божественного слова совершается в них: вытащивши лодки на берег, они  оставили все и  последовали за Ним.(Лук. 5, 11).

Божественное призвание совершилось А разве не зовет к Себе Христос всякого человека, всякого грешника самыми разнообразными способами ? И кто перечислит  эти разнообразные  зовы, которые неумолчно раздаются для обращения человека на  путь следования за Христом? Что побудило , например, преп. Марию египетскую оставить путь греха и  вступить на путь спасения, на путь следования за Христом? То что за теснотою народа не могла вместе с другими войти в храм иерусалимский….Разве не бывает подобных же случаев с нами? Только обращаем ли мы на это внимание? Приходит ли нам тогда на мысль, что  не люди, а может быть, Перст Господень и  наши грехи не допускают нас до святыни? Не чаще ли мы напротив спокойно даже не без тайного удовольствия спешим домой, отговариваясь тем, что в церкви. за теснотою нельзя молиться? Что побудило блудного сына, о котором говорится в Евангелии, вернуться к отцу из страны далекой? Голод и бедствия, постигшие его на чужбине…Не слышим ли и мы этот зов отца небесного среди разных бед и горестей, которые с каждым из нас случаются в жизни? Может быть и слышим, да не хотим понять его. Господь зовет нашу душу на небо к Себе, а мы  обыкновенно шлем туда ропот…Что вознесло разбойника в рай с креста? Собственные страдания и страдания невинно Распятого рядом с ним Иисуса отверзли его уста на молитву: « Помяни мя,  Господи,  егда приидеши во царствии Твоем!»  Мало ли и мы терпим всевозможных страданий, скорбий и болезней!  А кто из нас умеет понять, что здесь не простая случайность, а благодетельная рука Божия, которая хочет отвлечь нас от мирских пристрастий? Что вразумило  преп.  Евдокию, бывшую сначала великой грешницей? Старец Герман, остановившись на пути в доме, где жила Евдокия, ночью читал вслух за стеною псалмы Давида и Евангелие; и это чтение подействовало на нее так сильно, что она решилась совершенно переменить прежний греховный образ жизни.  И к тебе , грешник, Бог часто посылает благочестивых Германов, только ты не хочешь их слушать и бежишь от них. И для тебя церковь ежедневно читает боговдохновенные псалмы прор. Давида. – а ты?  Не дремлешь ли часто под звуки лиры дивного певца Израильского? Что побудило святого Киприана оставить язычество и последовать Христу? Неудачи, которые ему пришлось испытать в страшном деле волхвования…А ведь сколько и мы терпим неудачь в делах и предприятиях здешнего греховного мира! Но эти неудачи не только нас не вразумляют и не останавливают, а скорее сердят и раздражают страсти. Или вот еще недалекий от нас пример действия, призывающей благодати Божией на сердце грешника. Совсем сбившийся с пути человек, окончательно расстроивший себе  здоровье пьянством, разгульной жизнью, подходит с другими в толпе взять благословение у известного батюшки Иоанна Кронштатского. О. Иоанн ласково на него смотрит и благословляя говорит:»Да благословит тебя Господь Бог и да поможет Он тебе направиться  на добрый путь, друг мой; видно, что ты много страдаешь». В самом деле, подумал он после того: « Как мне трудно жить, до какой низости я дошел и неужели можно подняться. И как бы это было хорошо! Непременно поеду к о. Иоанну в Кронштат.» И он затем едет, исповедуется, говеет,  причащается там и с Божиею помошью постепенно нравственно возраждается.

Видите. брат., сколько грешников, и при том самых тяжких, обратились ко Христу на путь правды и спасения и обратились не по каким — нибудь необычайным и чудесным случаям, а по таким, какие и с нами бывают всегда и везде! И мы с вами окружены ими отовсюду, как воздухом.

Всеблагий Господь никого не оставляет Своим попечением и непрестанно будит нашу дремлющую совесть, непрестанно завет к себе.

Вы вышли весною в лес, или на луг и удивились красоте деревьев с молодой листвой. Изумрудной зелени бархатистого травяного пространства, серебристой текущей воде, животворящим нитям солнца  Вы удивились этой вечно юной красоте мироздания и ваша мысль возносится к Богу. Знайте . что это Бог вас тогда призывает.

Вы помогли человеку, вы нашли возможность облегчить его страдания; что-то  наполнило вашу душу. Вам хочется большего самопожертвования. Вам хочется в ту минуту многого себя лишить, лишь бы только сделать счастливыми других.  Опять это зов Божий, это Господь вас призывает.

В шумном городе, среди откровенного греха, среди манящих увеселений, вы случайно взглянули на небо и замерли перед  совершающимися там чудесами, перед красотою Божиих огней. И пошлым, ничтожным , ненужным показался  вам мир и хочется вам чистоты этих звезд, хочется их молчания. Туда, туда в высоту! То Бог вас зовет.

И что же? В чем  разница между теми учениками, которые оставили все и последовали за Христом, когда Тот позвал их за Ним следовать – и нами? Они званы и  пошли, а мы званы и не идем  Мы не идем не потому, что  не хотим идти. Не потому, что считаем незавидным делом служить Христу, а потому, что говорим себе: не сейчас, когда – нибудь потом; мы еще не познали все в мире, несколько месяцев, годов, потом мы будем служить Ему. В этом обмане мы живем годами, десяткам и лет, и когда наступает смерть. Мы видим. Что всю жизнь мы бежали за миром – вместо того, чтобы идти за Христом.

Нет, нам нужно быть внимательным ко всем моментам и обстоятельствам жизни. Чтобы не оставить без внимания тех из них, в которых ясно виден зов к нам Христа, которым и Господь желает побудить нас осмотреться, так ли мы живем, как должно, за Ним ли, за Христом мы идем или удаляемся от Него. Нам нужно хвататься за все лучшие, светлые, влекущие нас к небу, к Богу, мгновения нашей жизни, как можно дольше удерживать их в себе, Чтобы они не проходили для нас бесследно. Нам надо повторять тот зов Христа, который так часто раздается в нашей душе. Тогда жизнь наша станет чище и лучше, ближе к Богу.

Пусть мы не можем, как  апостолы оставить все и идти за Христом, но мы не должны держать при себе все, кроме Христа, а Его одного оставлять забвенным.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.