Дары, полученные нами от Бога, должны приумножаться независимо от их величины или малости.
Из евангельского благовествования нынешнего дня вы слышали, братья и сестры, какой строгий приговор услышал для себя тот раб, который получил от господина своего один талант и не употребил его в дело. Значит пред Господом Богом будет отвечать, будет судим Им не только тот, кто получил от Него много всяких даров, много всяких милостей, но ответит и тот, который, судя по человечески, получил от Бога самое малое или низкое.
От дней своего рождения каждый из нас одарен способностями, хотя и в разной мере: одному дано больше, другому меньше. Необходимый , Богом заповедный долг каждого человека постоянным трудом развивать и усиливать полученные дары. И чем больше наделен человек способностями, тем больше он должен трудиться. Кому много дано с того много и взыщется.
Первый раб, которому дано было пять таланов – это многоодаренный Богом человек. Неустанной работой он увеличил свои способности. Как в отношении богатства каждый день работы приносит новое благосостояние, так и в отношении душевных даров каждый трудовой день увеличивает их. Умен кто, будет еще умнее, если минувший день прошел в желании что-нибудь еще узнать, чему — нибудь еще поучиться. Добр ли кто от природы, будет еще добрее. Если минувший день ознаменован добрыми делами. Ни одна минута в жизни не проходит бесплодно. Каждый трудовой шаг нашей жизни увеличивает внутреннее богатство нашей души, является придатком тому, что мы имеем.
Второй раб , получивший два таланта означает также одаренного Богом человека и в меру своих сил , работающего над развитием их.
Третий раб – раб лукавый и ленивый – зарыл данный ему талант в землю. Также одаренный от Бога, хотя и в меньшей степени, он не прилагал старания увеличить этот дар, думая, что и того достаточно ему. Пусть бы этот раб получил не один талант, а десять талантов, судьба их была бы одна и та же: они были бы все зарыты в землю. Проводивший жизнь свою в праздности и бездействии ленивый раб обманулся в своих расчетах, потому что не работать , не трудиться над развитием дарованных нам от Бога благ, способностей, значит потерять их. Таков закон природы. Попробуйте подольше не работать своей правой рукой. Она сделается неспособной к работе. Попробуйте не упражнять своих ног ходьбой, они ослабнут и скоро не будут выдерживать того напряжения, к которому прежде были способны.
Все это имеет применение и к нашим душевным способностям. Умен кто, поглупеет, отупеет, если не будет трудом упражнять свой ум. Добр кто. Сделается холодным, бессердечным, если его добротане будет усиливаться добрыми делами. Если каждый хороший шаг нашей жизни является придатком к тому, что мы имеем, то каждый час праздности и лени является непременно ущербом для нашей души. « Возьмите, — сказал возвратившийся господин, — у него, у ленивого раба талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дается и приумножается, а у неимеющего отнимается и то, что имеет.»(Мф.25, 28-29).
Итак, повторяю, притча о талантах говорит о том, что Спаситель на страшном суде потребует от нас, христиан отчета в том, как пользовались мы в своей земной жизни данными нам силами и способностями. Будет судим Богом не только получивший пять талантов, но и получивший только один талант. Будет судим Богом занимающий высокое положение по службе и совсем небольшое. Будет судим священнослужитель, которому вверена забота о спасении людей, будет судим и простой чтец на клиросе храма. Будет судим человек5, имеющий другого у себя в услужении, будет судим и т от , кто прислуживает. Будет судим и богатый, и бедный. Каждый осудится за то, что в силах был сделать в своем положении, но чего не сделал. Но если так, то справедливы ли те, которые, занимая низкую долю в обществе, говорят: а что можем мы сделать для общей пользы? Куда уж нам делать что бы то ни было для общего блага? Напрасны такие речи, несправедливы такие суждения. Посмотрите на пчелу. Что, кажется, может сделать такое ничтожное существо? Однако, какую пользу приносят людям эти существа своими дружными усилиями? Следовательно, и с малыми способностями человек может быть полезен в обществе. Только наше малодушие да наша в большинстве случаев лень бывают причиной нашей бесполезности и себе и другим. Ты не одарен, например, особым умом, занятиями ученого человека, чтобы делать великое и трудное, но ты можешь делать сравнительно малое и легкое: Ты можешь служить людям милосердием, добротой, лаской, советом, состраданием, молитвой за ближних. Можно сказать даже так: если ты будешь истинным. Искренним, добрым христианином по жизни, то будешь приносить не малую пользу ближним уже самою своею жизнью, своим примером духовно-нравственной привлекательной личности.
Не в том дело, много ли, мало ли кто имеет от Бога раб, о котором говорится в ныне слышанной вами притче, получивший два таланта, но употребивший их в дело ведь одинаковое одобрение получил от господина с рабом, принявшим пять талантов. Дело только в том, как человек распоряжается многим или малым, данным ему от Бога. Св. апостолы были простые неученые рыбаки, значит имели малое, но при своем величайшем труде, усердии и наитии Св. Духа просветили Христовым учением весь мир. Граф Толстой, образованный, весьма талантливый человек – значит имел многое, но он в деле веры принес людям гн мало вреда.
Таким образом бывает иногда, что имеющий и многое делает лишь весьма малое, или ничего, а то и того хуже – вред творит; а имеющий малое при помощи Божией, делает весьма многое.
Итак, постоянный труд и работа над умножением, развитием природных даров – вот, что завещает нам Спаситель через слышанную ныне вами притчуо талантах. Постоянным подвигом труда обогащать свой ум знаниями, развивать свою волю по пути к стремлению ко всему возвышенному, святому, приучать свое сердце быть отзывчивым на все чистое, светлое, доброе; короче – постоянно совершенствоваться по образцу Богочеловека Христа – вот в чем заключается весь смысл человеческой жизни, вот в чем задача христианина.
Краток наш земной век. И на нас лежит долг не терять ни одной минуты бесполезно. Кроме того, что эта потерянная минута непременно является изъяном в нашем душевном богатстве, отдадим мы за нее отчет Богу. Лукавые и ленивые рабы не годны для жизни в царствии Божием по приговору Божест венного Судии.
Будем же братья и сестры, все усердно работать кто на пять талантов, кто на два; кто имеет один талант, да не зароет его в землю, дабы в день воздаяния Божия услышать всем нам всерадостный глас Божий: добрый и верный раб…войди в радость Господа твоего.
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.