Великое и малое в жизни следует делать с должным вниманием и усердием.
В евангельском чтении настоящего дня мы слышали, братие, какая несчастная участь постигла ленивого и неключимого раба, который , получив от господина своего талант, не потрудился возделать его и приумножить подобно другим рабам, а закопал его в землю. Почему поступил он таким образом? Конечно потому , что считал данное ему слишком малым, не стоющим трудов и забот возделывания, равно как и считал и могущий быть прибыток от одного таланта слишком неважным, чтобы много заботиться о нем.
Не так ли, братие, бывает часто и у нас? На многое в нашей жизни мы почти вовсе не обращаем внимания, как на малое и неважное.Опускаем сделать, например, что либо доброе потому только, что оно повидимому, неважно; допускаем или делаем что-либо худое потому, что оно кажется невеликим; не стараемся искоренить в себе какую либо недобрую привычку потому, что она кажется нам неважною; пренебрегаем своими обязанностями потому что они представляются нам слишком незначительными. И мало ли что делается еще все потому именно, что кажется невеликим. Но премудрость Божия заповедует нам делать все не только великое, но и малое с должным вниманием и усердием.
И это , конечно, потому во-первых что мы не всегда умеем прави льно различать великое от малого. Нам представляется иногда великим и важным то, что само по себе не только мало, а совершенно ничтожно по отношению к нашему спасению и вечной жизни. Так нам кажется делом великим , как можно больше приобрести сокровищ, чтобы обеспечить жизнь свою на долгое время. Но Господь говорит, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения: во всякое время душа наша может быть взята у нас, и кому же достанется то, что мы заготовили (Лук. 12, 15-20)? Мы часто дорожим вниманием сильного человека и на этом строим наше будущее счастье. Но слово Божие говорит: « не надейся на князи, на сыны человеческие, в них же несть спасения; изыдет дух его и возвратиться в землю свою; в той день погибнут вся помышления его» (Псал. 145, 3-4)., а с ним погибнут все наши надежды на него. Вообще многое, что у человеков высоко, мерзость есть пред Богом, а у Бога самая верная оценка всего.
С другой стороны и малым весьма часто представляется нам то, что само по себе велико и важно. Так нам кажется например маловажным бросить наобум то или иное слово. Но Спаситель говорит : «Всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный; от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (МФ. Й2, 36-37). А мы не только считаем часто маловажным изливать потоки праздных слов, но считаем часто ни во что бросать направо и налево всякие злые, бранные, обидные для ближнего слова. Нам кажется неважным взглянуть завистливым оком на то, что есть у других и чего нет у нас. Но поступая так, мы нарушаем заповедь Творца своего: не пожелай всего, елико суть ближнего твоего, и тем подвергаем себя вечному осуждению. Твоя должность в обществе представляется тебе слишком ничтожною. Может быть она в презрении у людей? Но по слову Божию в обществе все должности важны и необходимы, и верный в малом поставлен будет над многим (Мф. 25,21). О рождестве Сына Божия Спасителя мира первые услышали от ангелов и первые удостоились поклониться Ему повидимому самые незначительные люди в обществе — пастухи Вифлеемские, стерегшие ночью свое стадо. Среди прославленных святых находятся не одни святители, князья, но и смиренные привратники, просфорники, различные ремесленники. Что повидимому менее и незначительнее лепты? Но и за нее одна вдовица заслужила великую похвалу от Господа. Что малоценнее чаши студеной воды? Но подавший ее во имя Христова, по Его обетованию, не лишится награды на небе.
Итак будем остерегаться и малого греха. Потому что он, как грех ненавистен пред Богом. Не будем опускать сделать и малое доброе дело, потому что оно, как всякое добро, приятно есть пред Спасителем нашим Богом.
Не только великое , но и малое должно делать нам с надлежащим вниманием и усердием потому еще, что из малого составляется и от малого происходит великое; и самые великие события происходят иногда от самых малых причин. Из малого зерна вырастает большое дерево, из малых капель составляется великое море, из малых песчинок составляются целые горы. Так в мире вещественном , так и в мире нравственном. .Невеликое по-видимому дело – вкушение нашими прородителями от плода познания добра и зла, но оно произвело следствия ужасные, неисчислимые, бесконечные. Невеликим кажется грехом преступить какую- либо одну из малых заповедей; Но преступающий одну заповедь преступает весь закон, оскорбляет Законодателя – Бога, отвергает власть его над собою; а потому повинный в одном бысть всем повинен , как рассуждает св. апостол Иаков (Иак. 2, 10).
От одного необдуманного слова возникает ссора. Потом вражда и ненависть, которые сопровождаются иногда самым плачевным и гибельным концом. От одного неосторожного взгляда возбуждается похоть, которая рождает грех, грех же содеян рождает смерть (Иак. 1, 15).Один своевольный греховный поступок влечет за собой другой; потом образуется привычка, которая вырастает в непреодолимую страсть. Не этим ли путем доходят до совершенного развращения, до полного омертвения духовного, до ожесточения во грехах и конечной погибели. Ведь никто не рождается злодеем, а делаются такими мало по малу, идя по пути преступления заповедей Божиих шаг за шагом, начиная с малого, переходя к большему. С другой стороны и добродетельным делаются не вдруг, а постепенно. Начните с малого, Бог даст, дойдете и до великого. Привыкнете не опускать никакого, хотя и малого, доброго дела — для вас не будут тяжки и великие подвиги любви к Богу и ближнему.
Кто поступает всегда по этому правилу, т.е. все и великое и малое делает с должным вниманием и усердием, не позволяя себе никакого поступка неосмотрительного – для кого всякое доброе, хотя бы и малое дело, велико потому, что оно приятно пред Спасителем нашим Богом (1 Тим. 2, 4), а всякое недоброе дело низко и бесчестно уже потому, что оно зло пред Богом, — тот воистину благий и верный раб, который услышит некогда от уст Господа своего: «О мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего».(Мф.25, 21).
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.