Милость Божия заслуживается только нашею милостию к ближним.
В прочитанной сегодня за литургией евангельской притче господин наказал своего раба за жестокость, с какою последний требовал уплаты маленького долга со своего должника. » Так и Отец небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.» (Мф. 18,35) ; так закончил Спаситель притчу.
Трудно, без конца трудно следовать во всем евангельскому учению! У каждого есть свои духовные болезни, страсти, грехи. Тот, кто хоть немного внимательно разбирается в своей совести, знает хорошо, сколько темного, греховного таится и под самой чистою, по- видимому, жизнью. И чем выше, ближе к Богу становится человек, тем более он мучается сознанием этой нечистоты, своим несовершенством. Все мы грешны пред Богом, неоплатные должники. Никто не должен и подумать, что он достоин спасения, что он своею жизнию может как бы купить его себе. Потому что бессилен человек, могуч грех, срослась корнями с нашим существом нравственная нечистота! Спасение только в благости Божией. Наше спасение возможно только потому, что оно добыто драгоценною кровию Христа Спасителя. » Благодатию спасены вы, — говорит апостол,- чрез веру, и это не от вас Божий дар» (Ефс.2,8 ).
Господь одинаково ко всем благ и всем дарует спасение чрез Христа по вере в Него, как бы мы ни были недостойны этого спасения. Но есть одно, что лишает нас спасения, это наша недоброжелательность, взыскательность, недоброе отношение, требовательность и жестокость к людям. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя ( Мф.18,33).»- говорит господин в притче; с этими словами Господь обращается и ко всякому человеку. В этом, и только в этом — условие нашего спасения. Мы часто воображаем, что Богу нужны наши добродетели, посты, поклоны, и заботимся пред лицем Бога показать себя достойными Его, умилостивить Его. Что же? Конечно, надо и поститься и молиться. Сам Христос постился и молился. По молитве, по просьбе прощен долг и жестокому рабу, о котором говорится в притче. Но никакой цены не имеют эти посты и поклоны, если не по доброму относимся к ближнему, если мы излишне требовательны к нему, взыскательны, недоброжелательны к нему, злословим, черним ближнего. И нам Господь может сказать, как ветхозаветным евреям: » К чему Мне множество жертв ваших? Новомесячий и суббот, и праздных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро». (Исаии 1, 11-17). Вот, что нужно Господу. » Милости хочу, а не жертвы», — вот, что требует Он. И в день суда Он введет в радость Свою тех, кто питал алчущих, поил жаждущих, вообще проявлял любовь к ближним.
Именно в отношениях к другим людям и узнается характер и достоинство человека. » Кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», — говорит св. Иоанн Богослов. Ненависть, недоброжелательство, злословие, беспощадная требовательность — все это от одного корня — от отсутствия любви. Сколько страданий вносим мы в жизнь окружающих, требуя от них строжайшего выполнения их обязательств и обязанностей по отношению к нам. Сколько неразумных обид, случайно причиненных нам другими, неприятностей, таким мы в душе готовы всегда отплатить, отомстить! Чаще всего это неприязненное настроение в душе против ближнего происходит от личного самолюбия, пустого чувства своего мнимого достоинства. На самом же деле и великое человеческое — ничтожество пред Богом. И только забывая свое недостоинство, свой долг перед Богом, можно придавать этим проступкам против нас ближних важность и цену. Меду тем как просто было бы носить всегда мысль: «А сам-то я лучше ли? имею ли я право требовать нравственной высоты от других, когда я по себе знаю, как слаб и бессилен человек? Все люди, по слову притчи, одинаковы по своим слабостям и нравственным недостаткам, все неоплатные должники пред Богом. Ведь подвижники, эти лучшие люди, и те, как известно, много плакали и своих грехах, сокрушались о своем недостоинстве. Если мы будем постоянно помнить об этом, то, конечно, в нас реже и реже будет возникать недоброе чувство по отношению к нашим ближним, к другим людям. Общая слабость, греховность человечества, должны возбуждать взаимное понимание, сочувствие. Так может постепенно воспитываться в душе не только снисходительность и прощение, но и любовь к обидчикам нашим.
А только этою любовию и заслуживает человек милости Божией — именно своею милостию. Любить любящих нас это обычное естественное чувство, которое бывает и у грубых, жестоких людей. Христианину эту любовь надо рассширить на всех людей, таких же слабых, так же способных погрешить, обидеть, как и сами мы. У кого не хватает на это любви, пусть тот хоть будет снисходителен к прегрешающим против него. Если же у него нет этой снисходительности и он носит в своем сердце обиду на ближнего, тот следовательно говорит неправду, когда произносит слова молитвы Господней: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.» Нет, будем любить ближнего, будем снисходительны к их проступкам против нас, будем прощать обиды, помня слова нынешнего евангелия, сказанные Спасителем: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный»
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.