Слабость, немощность нашей веры; что нужно для ее усиления.
«Истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.» (Мф 17,20)
Не правда ли такие странные и великие слова! Господь обещает верующим такую великую силу, что они могут передвигать горы. После этого какая же цена нашей веры, да и может ли она даже названа быть верой?
Тот отец, сына которого исцелил Господь, и о котором рассказывается в нынешнем евангелии на вопрос Спасителя: верует ли он? ответил:» Верую, Господи, помоги моему неверию!» Он не посмел сказать просто, что он верует.
А ведь он видел Господа, знал о Его чудесах, потому и пришел к Нему со своим сыном. Значит веровать для него не так-то легко было. Тем труднее веровать нам, потому, что не видим своими глазами Господа. И действительно у большинства из нас вера слабая и немощная и мы мало прилагаем труда к тому, чтобы молитвою, подвигом, усердием укрепить ее в себе, сделать пламенною, такою чтобы всякий видел, что ею проникнута вся наша жизнь. Напротив не живем ли мы часто так, как будто мы сами полные хозяева своей жизни. Мы строим планы, думаем о том, что случится через год-два и т.д. Мы думаем, что мы сами можем устроить свою жизнь так, как нам хочется, т.е. покойнее, счастливее и на это направляем все наши заботы, все свои силы, забывая, что дни наши не от нас только зависят, что какое нибудь событие может разбить все наши намерения и даже прекратить и саму жизнь. Да, не в наших руках счастье, не в наших руках и самая жизнь. В чьих же?. Кто управляет всем миром? Кто посылает нам счастье и несчастье? От кого нам ждать помощи, когда нам приходится испытывать какие либо жизненные огорчения, беды, напасти? Вот тут-то и должна быть вера в Бога, который сотворил мир и который всем им управляет и ведет все к намеченным Им целям, от которого зависит вся наша жизнь, до малейших ее проявлений, ибо по слову Христа и волос с головы нашей не может упасть без воли Божией. Такова ли наша вера? Правда мы порою бываем готовы обращаться со своими просьбами к Богу, особенно в трудные минуты жизни, когда нет никакой надежды на другую помощь нам. Но прошла эта минута и снова жизнь наша идет так, как будто мы полные хозяева ее. Но одну минуту вера — это плохая вера. Нужно всегда помнить, что человек сам по себе слаб и беспомощен, если надеется только на себя, на свои силы. Если верно это относительно внешней материальной жизни, то тем более это нужно сказать относительно духовной жизни, т.е. о деле спасения души. Человек не должен никогда забывать , что без помощи Божией он ничего не может сделать, как и Сам Спаситель сказал: «Без мене не можете творити ничегоже.».
Но и этой веры мало. Бог силен все сделать. Но Он желает миру только добра и ведет всех тварей к добру. Если, кто действительно верит в Бога, а не на словах только, тот твердо помнит, что кроме добра ничего и не должно быть в мире, что заповеди Божии необходимо выполнять все до конца. Мы же говорим это, но на деле ради земной выгоды иногда готовы забыть и Бога и ближних. Ну, а если сейчас придет Господь и спросит, исполняем ли мы его заповеди, что мы скажем? Предположите, что какой нибудь хозяин дал нам работу и обещал придти через год. Мы знаем, что он на самом деле придет. Неужели мы стали бы портить его вещи, лениться и ожидать его прихода без страха, и ничего не предпринимая, чтобы избежать ответа за даром проведенное время. Так и в мире есть великий хозяин — Господь Бог. И мы должны всегда спрашивать себя, так ли мы живем, как повелевает Он? Знаем ли Его заповеди? По-Божьи ли мы живем? Или живем так, как будто до Бога нам никакого дела нет, как будто Его и нет. Ведь придет в свое время великий правитель мира Господь Бог и надо будет отдать ответ за себя и за все то, что мы сделали, живя здесь на земле. Принесли ли мы хоть сколько нибудь добра для людей нас окружающих, или может быть мы обратили во зло все то, что нам дано было Им в распоряжение нам в этом мире? Да свою веру мы можем подтвердить только делами, доброю, хорошею жизнию. Вот что говорит апостол Христов Иаков:» Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет( т.е. живет не по Божии) Может ли эта вера спасти его? Нет. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». (Иак. 2,14 — 17).
Святые подвижники, у которых была глубокая вера , вера в то, что самое ценное в человеке — его душа, которую ничто земное не может удовлетворить и что она полный покой и блаженство может получить только в Боге. — отказывались от всех земных утех, бросали все и уходили в пустыни, в монастыри, или всецело посвящали свою жизнь на служение ближним. Они всегда помнили о том, что от них потребуется Богом отчет, как они провели жизнь и потому каждый момент жизни стремились располагать по Божьи. Оттого они и творили чудеса, исцеляли больных, долгое время могли обходиться без пищи и питья. Им была дарована сила от Бога и власть над Божиим миром. Потому что весь мир Божий и Бог в силе дать угодным ему такую власть.
Не нам грешным думать о возможности для нас иметь такую власть. Будем по крайней мере с вами знать правильную цену себе . Пусть никто не полагается сильно на свою веру, а смиренно просит у Бога:» Верую, Господи, помози моему неверию!» Будем все возгревать свою веру добрыми делами, помня, что без добрых дел вера, по апостолу, мертвая, не приносящая нам никакой пользы, ненужная вещь.
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.