«Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Так пели ангелы собравшись хором в небесной высоте над Вифлеемом в ту священную ночь, когда родился Христос. От ангелов эта песнь перешла к людям. Она ежедневно слышится в наших храмах, а в настоящий праздник Рождества Христова эта небесная песнь всегда звучит как-то особенно радостно, торжественно и победно, как будто в самом деле с неба спускаются ангелы и сливаются с нами своими чистыми голосами. Что же это за мир, о котором пели ангелы? Ведь на земле мы видим мало мира, любви, а больше вражды, зависти, ненависти и злобы, которые скопившись и теперь, после пришествия Христа на землю, разражаются иногда всеми ужасами войны? Очевидно ангелы разумели какой-то особый, высший, благодатный мир, который принес на землю воплотившийся Сын Божий…Для того, Чтобы понять тайну и сущность этого мира и оценить все необъятное значение этой ангельской вести, нам нужно вернуться мыслию далеко назад, еще в первозданную древность.
Вам известно, конечно, какое блаженство испытывали первые люди в раю. Радость этого блаженства состояла не в роскошных садах, не в дивных плодах, не в чарующих красотах новосозданной природы, а главным образом в том, что человек лицом к лицу созерцал своего Творца, беседовал с Ни м, ощущал на себе Его любовь и благоволение, и сам отвечал Ему тем же. Но это блаженство разом миновало, исчезло, как мимолетный сон, лишь только совершился первый грех, который встал стеною между людьми и Богом…Первым грехом оказалась гордость: люди забылись, захотели сравниться с самим Богом; следом за гордостью явилось ослушание воли Божией…Этого уже было достаточно, чтобы зачернить греховной грязью богоподобную душу человека и отлучить его от Бога Адам и Ева были изгнаны из рая на пустынный простор еще безлюдной земли и сейчас же почувствовали весь ужас начавшегося для них разрыва с Богом. Кто сможет, хотя бы приблизительно , описать то тяжелое душевное состояние, которое они тогда переживали? Уже одна мысль , что они отвергнуты Богом, чему они сами же были причиной, жгучей отравой разъедала их душу. Прибавьте сюда же терзание совести, мучительное сознание, что они первые нарушили общий стройный порядок в мире Божием, безнадежное будущее, которое даже по смерти не обещало им ничего кроме страданий – все это в их душе слагалось в такое страшно тяжелое состояние, которое не поддается никакому описанию.
Грех и проклятия пошли по наследству от Адама к детям, от поколения к поколению. Греховное семя дало обильные всходы и разрослось с ужасающей быстротой. Все человечество было поголовно отравлено грехом, который своими цепкими корнями спутал его до самого душевного дна. Вся природа человека была повреждена до основания; грех вошел в его плоть и кровь, стал потребностью, с которой не было ни сил, ни воли бороться…
Так шли годы, столетия, целые тысячелетия…А оскорбленное небо оставалось сурово, безмолвно и глухо; над землей неумолимо тяготел гнев Божий. Правда были избранные люди, выделявшиеся среди общей порочности своей нравственной силой. Время от времени являлись пророки, которые старались восстановить в народе давно забытое благочестие, и грозили грешникам небесною карой. Но бедный человек так погряз в греховной тине, что ни увещания, ни угрозы на него уже не производили желаемого действия. Для того чтобы его спасти требовалось особое вмешательство божественной силы, какое нибудь необычное чудо милости Божией. И такое чудо действительно готовилось, как бы назревало и ждало лишь соответствующего момента, чтобы явиться на помощь погибавшему миру. Еще давно, со времен Адама было обещано Богом, что некогда явится Искупитель, который уничтожит смертельное жало греха, принесет себя в жертву за весь людской род и примирит человека с Богом. Это обещание потом неоднократно подтверждали и пророки, говорившие от лица Божия; этой надеждой только и жило падшее человечество и с возрастающим нетерпением смотрело на небо в чаянии своего обещанного Миссии – Спасителя. И вот этот великий момент, наконец, наступил после томительных тысячелетних ожиданий: на землю во плоти явился Сын Божий, чтобы отдать Себя на смерть за грехи людей и вновь открыть для них запретные двери рая.
Вот почему ангелы в этот священный момент так радостно пели: «и на земли мир».Они возвещали людям конец древнего проклятия, мир или примирение Бога с падшим человеком…С тех пор человек опять получил право называть Бога своим отцем, был снова включен в семью Божию и восстановлен в своем первоначальном достоинстве. Теперь он опять достойный гражданин царства Божия; с него снят запрет небесного наследия…Он не стал безгрешен, каким был в раю его праотец Адам, — но он получил право прощения и благодатные средства, чтобы очищать себя от грехов. В святых таинствах церкви силою Божиею с человека спадает греховное бремя, как бы стирается с его души без следа и ответственности… И всеми этими благодеяниями мы обязаны не каким либо своим заслугам, а единственно милосердию Божию, которое исходатайствовал нам Сын Божий ценою собственной крови.
Вот почему нынешний день, святой день Его рождения, когда Он младенцем явился на землю, чтобы выполнить Свое великое искупительное дело – так бесконечно дорог для каждого христианина! Вот почему мы этот день всегда празднуем с каким-то особенным подъемом восторженной настроенности.
Не будем же смущаться воспевать в нынешний праздник Рождества Христова торжественную ангельскую песнь: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецах благоволение, хотя и по настоящее время мы не видим мира между людьми. Ведь ангелы, как мы сказали, главным образом пели о примирении человека с Богом и отсюда – о душевном мире каждого отдельного человека, который может получить теперь всякий верующий в Христа – Искупителя, живущий по этой вере и пользующийся таинствами св. церкви, до пришествия Христа Спасителя на землю этого душевного мира человек иметь не мог.
Приникнем же ныне ближе своей душей родившемуся Господу. Постараемся понять, почувствовать, что в Нем вся наша жизнь, вся наша радость, все наши надежды на блаженство в будущей, вечной жизни и тогда ничто не может нас смутить радостно воспеть ангельскую песнь: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецах благоволение,
Аминь
Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.