Некоторые фрагменты «Поучений и Проповедей по неделям Пятидесятницы»

Поучение в неделю 1-ю по Пятидесятнице. Неделю « Всех святых»

В нашем общественном быту установилось обыкновение чествовать дни памяти великих людей. Конечно, никогда не излишне оживлять в памяти светлые образы людей, отмеченных печатью таланта, гения или вообще чем – либо выдающихся над нашей обычной тусклой действительностью. От них веет какой- то бодрящей силой, они как бы зовут за собой, манят на подражание. Но для того, чтобы подражать таланту, гению, недостаточно одного желания. Талантливость, гениальность есть особый дар небес, искра Божия, прирожденное свойство; таланты, гении родятся, но ими не делаются; да и родятся они очень редко, чуть ли не веками.
Как бы взамен и в вознаграждение такой неравномерности, существует особая и для всех одинаковая и всем доступная область призвания, где каждый из нас не только может, но даже обязан стремиться к высшим ступеням совершенства. Это область веры и нравственности. Здесь ни для кого не существует ни преград, ни ограничений.Будете убо вы совершени, яко же Отец ваш небесный совершененесть (Мф. 5, 48), заповедал Господь своим последователям,заповедовал всем без различия талантов, склонностей, природных дарований.
И как велик, как дивно прекрасен человек, если он хотя от части в меру своих
ограниченных сил достиг этого заповеданного ему Господом совершенства. В таком человеке вы чувствуете как бы просвечивающие черты Самого Божества, живое отражение свойств Божиих. Таких людей мы сами же называем святыми по подобию всесвятейшего Бога и самое их изображение окружаем особым сиянием как бы лучами божественного света, который исходит из тайников их духа…И если мы чествуем своих вожаков, гениев в области мысли или искусства и преклоняемся пред их творческою мощью, то с каким благоговением должны мы хранить, чтить память этих поистине угодников Божиих, как величает их наша Церковь.
И вот сегодняшний, т.е. первый воскресный день после праздника сошествия Св. Духа на апостолов Церковь и посвящает ежегодно памяти, чествованию всех святых. А именно этот день — потому, что после грехопадения первого человека совершенствоваться в нравственном отношении, уподобляться Богу, становиться святым стало возможным для людей только при помощи Св. Духа, посланного в мир Богом отцем ради искупительной крестной жертвы Сына Божия.
И как, повторяю, нам не чествовать святых угодников Божиих! Ведь они, так сказать, на своих плечах выносят и поддерживают первозданное достоинство человека, каким он должен быть по намерению Творца. Своими личными подвигами, своим живым примером они проторили нам прямой путь к небу, указали способы и средства борьбы с грехом. Как луна сияет отраженным светом солнца, так и они блистают отражением Божества и освещают нам жизненный путь среди греховной ночи, которая отовсюду обложила нас своим мраком. В нашей жизни так всю перепуталось и перемешалось: свет со тьмой, правда с неправдой, добро со злом, всюду: фальшь, ложь, злоба, позорные сделки с совестью, всюду себялюбие, эгоизм, преследование только своих личных материальных интересов, что измученная нравственно чуткая душа не знает, как жить, вести себя, где твердая почва, на чем остановиться, на что опереться, чтобы эта мутная волна не захлестнула с головой?
Но раскройте жития святых ; прочитайте из них одно, другое, третье , прочитайте внимательно, надлежащею вдумчивостью и перед вами откроются такие сокровища духовной красоты и силы, вы увидите такие подвиги беззаветной веры, чисто героического терпения и самоотверженной любви, о которой современная сутолока жизни не дает и приблизительного понятия.

Читать полностью Поучение в неделю 1-ю по Пятидесятнице…

Поучение в неделю 2-ю по Пятидесятнице

Одно время некоторыми лицами светскими и даже духовными высказывалось пожелание оживить религиозную жизнь современных христиан, которая, ясно для всех, далеко не такова, каковою должна бы быть — изменением и внесением в богослужебный строй различных нововведений. Отсюда появилось и сейчас еще существует церковное общество, отделившееся от православной Церкви под названием обновленческого. Для оправдания этих нововведений, ссылались между прочим, на следующее заявление некоторых верующих (это заявление было приводимо на одном, разрешенном властью религиозном диспуте и напечатано в газетах) «Я, говорится в этом заявлении, шестнадцать лет хожу в храм, не пропуская ни одного воскресного и праздничного дня, ни одной архиерейской службы, и я все же прихожу в храм с пустой душой и ухожу из храма с такой же

пустой». Виноват в этой пустоте, скажу в ответ на это заявление, не богослужебный строй, который воспитал целый сонм подвижников благочестия и веры, целый сонм героев духа, праведных святых людей, а виноваты сами носители пустых душ, очевидно думающих, что одно внешнее посещение храма, без их внутренней работы над собой, без усилий и подвигов жить по-Божьи, во Христе и со Христом, может создать из них настоящих последователей Христа. Нет. Всякий искренно желающий следовать за Христом и трудиться в этом направлении, а не вести и слушать бесконечные, бесплодные разговоры и красноречивые беседы о Христе и о христианской жизни может и при настоящих богослужебных порядках найти в храме Христа, осязательно ощутить Его своей душой и получить Его всемогущую помощь для последования за Ним в своей жизни.

Читать полностью Поучение в неделю 2-ю по Пятидесятнице…

Поучение в неделю 3-ю по Пятидесятнице

В самом деле, искренно жаждущий Бога, духовно — молитвенного общения с Ним, всегда найдет практический способ удовлетворения этой жажды, везде отыщет благоприятные к тому условия. Если для беспрепятственного уединения общения с Богом ему понадобится пустыня, то он найдет эту пустыню даже в многолюдном городе. Не удивляйтесь этому! В наше время человеку, ищущему уединения с Богом и в Боге, нигде так не приходится чувствовать себя одиноким как в современном безрелигиозном городе. Здесь он может встретить тысячи людей и почти ни в одном из них не найдет сочувствия своей религиозности. Скорее дикая пустыня своим безмолвием и величественностью может явиться его духовному взору как бы религиозно живою, нежели шумная, мелкая, однообразная суетность города. Скорее звери пустыни преклонятся пред истинным величием истинно религиозного человека, нежели безрелигиозные и равнодушные к религии в большинстве своем обитатели города. Не очевидно ли, что истинная внутренняя религиозность, как явление редкое в наше время, уже сама по себе обособляет человека от других людей и создает для него желанное уединение даже среди городского многолюдства. Поэтому и нужно начинать дело достижения царства Божия именно с этой внутренней религиозности, а не с внешнего уединения.

Читать полностью Поучение в неделю 3-ю по Пятидесятнице…

Поучение в неделю 5-ю по Пятидесятнице

Каково состояние устного исповедания веры в наше время в нашем обществе всем известно. Оно видимо достигло крайнего оскудения. Единственным местом устного исповедания своей веры у нас теперь остается лишь храм Божий. Во всех прочих местах своей жизни — в семье, в обществе мы большею частию совершенно уклоняемся от устного исповедания своей веры и считаем его здесь неуместным. У нас нет ни решимости, ни мужества на него. Даже там, где отсутствие исповедания веры неизвинительно и можно сказать, преступно даже и там оно не обнаруживается нами.
Пастыри духовные перед мирянами, отцы и матери перед детьми, благочестивые люди перед безбожниками и кощунниками теперь часто безмолствуют и тогда, когда нужно бы со всем одушевлением, со всею сердечностью и силою заявить спасительную правду спасительнейшей христианской веры!
Но раз уста молчат, молчит, очевидно, и сердце. Нет сердечного исповедания, значит нет и сердечной веры. Нет сердечной веры, нет и близости к Богу и оправдания в своем существовании. Нет сердечного исповедания, не может быть и прочной надежды на спасение.
Какой неутешительный вывод! Как нам избежать его Как избыть беду?
Путь сам собою очевиден и прост. В ком таится сердечная вера и кого удерживает от выявления ее вовне лишь слабость и малодушие, тот преодолев их, пусть исповедует открыто словом и делом сокровенную святыню своей сердечной веры во спасение себе и другим.
В ком есть вера, но лишь слабая холодная. больше умовая, тот углуби ее в сердце, согрей Живым чувством, после чего спасительное исповедание явится само собой

А в ком вообще мало веры, она лишь временами слабо мерцает, тот ищи и прислушивайся, внимай открытому. живому безбоязненному исповеданию своей веры у других, и если ты искренно ищешь веры, то примеры такого исповедания зажгут и в тебе веру, вызовут отклик и в твоем сердце.
Будем молить Господа, чтобы Он всем нам помог приобрести как пламенную, сердечную, проникнутую живой любовью к Нему веру, так открытое, безбоязненное исповедание этой веры перед другими. Будем просить Его об этом усердно, потому что только имея такую веру и безбоязненное обнаружение, исповедание ее перед другими, мы можем чувствовать себя истинными христианами, которые могут вместе с тем иметь надежду и на оправдание пред Богом и на свое спасение по словам апостола (Р.10,10)
Аминь
______________
Читателю этой проповеди надо помнить, что исповедание веры должно совершаться разумно с памятью о словах Спасителя: «не мечите бисер перед свиньями».

Читать полностью Поучение в неделю 5-ю по Пятидесятнице…

Поучение в неделю 6-ю по Пятидесятнице

У вас, говорите вы, нет талантов; но никто не лишен одного таланта: силы любить (если не убьешь этот талант сам). А для прославления имени Христова нет таланта нужнее этого. Нет ничего на свете драгоценнее любви Христовой! Хороша благоразумная строгость. Но строгость только сковывает зло, не имея сил искоренить его из души и сердца. Другое дело — любовь. Она и зло обращает в добро внутреннею силою своей правды и святыни. Любовь — животворящая сила. Она подобно солнцу вызывает из души ее лучшие силы и способности и обращает их на служение Богу.
В Италии ( кто знаком с историей, знает это) некогда проповедовал Христа суровый Саваноролла. Его речь дышала мощным негодованием на царившие в мире зло и неправду. И многие каялись, слушая его огненные обличения; но это раскаяние было не глубоким, ибо происходило под сильным впечатлением грозных речей проповедника. Саванаролла умолк, и замерзшая было греховная жизнь людей вновь потекла бурным потоком. Но вот другой пример — Св. Серафим Саровский. Его душа полна небесной любви и милосердия…Каждого своего посетителя он встречает полным ласки приветом: «Радость моя! Христос воскрес!» И это любовное приветствие, его дивный облик кротости и милосердия творил чудеса. Самые закоренелые грешники под их благодатным влиянием перерождались духовно и вступали на путь добродетелей.
Таков дар, талант любви. Он сильнее огненного дара Саванароллы и знаменитых витий, сильнее и важнее всякого другого дара. Между тем у каждого найдутся сотни случаев , когда он может приложит этот дар в жизни к делу; и каждый должен, обязан светить христианскою любовию в своем ближайшем кругу, как бы скромен и тесен он ни был.

Читать полностью Поучение в неделю 6-ю по Пятидесятнице…

Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице

«Слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1Кор.1,18).
Слово Божие для одних погибающих кажется юродством, т.е. неразумным, глупым, а для других оказывается силою Божию. Эти слова из сегодняшнего апостольского чтения нужны и для нашего времени, нужны более, чем когда либо.
Слово Божие, слова веры нашей кажутся иным и ныне юродством, неразумием. Есть теперь люди, которые считают бессмысленным верить в Бога, в Господа Иисуса Христа, в Евангелие. Есть начитавшиеся теперь широко распространяемых безбожных книг люди, которые думают, что можно прожить и без Бога, что делать добро другим способны только нерасчетливые, неумные люди. Сколько раз приходится слышать по поводу какого нибудь доброго дела обвинение в неразумии. Пожалел заимодавец должника, простил долг, назовут глупым; не сумел поживиться за счет чужой беды – высмеют. А сколько приходится выслушать издевательств и насмешек тому, кто сверх обычного молится, постится не принимает участия в праздных играх, или злой какой либо забаве. Оттого и стыдятся часто своего доброго дела, краснеют, когда заговорят о них. Ведь каждому хорошо известно, как часто за такие дела приходится получать название неразумного смешного человека. Да и в самом деле, если судить по земному, жить по евангельски, по Божьи и невыгодно о неразумно. Выгоднее все беречь для себя, про черный день, чем раздавать другим. Умнее, полезнее как будто вместо того, например, чтобы идти в храм – поработать, повеселиться.
Только от Бога и получает человек силу, очищающую, успокаивающую, посылающую неизъяснимый мир нашей душе. Для таких людей, т.е. испытавших на себе действие этой силы, вполне ясно, что податель этой силы – Спаситель – Христос и что помимо Него никто этого мира, покоя душе совести человека дать не может. И кто чувствует эту силу, тот никогда не станет ни стыдиться, ни бояться насмешек и упреков за свою веру и жизнь по Евангелию. А те разумники, которые называют, по слову апостола, юродством, неразумием «слово крестное», т.е. слово о кресте, за веру в которой и жизнь по этой вере только и подаются человеку духовные радости, Божественная сила, умиротворяющая и успокаивающая, разумники, говорю, эти жестоко раскаются. Только пока далеко смерть, пока захвачены они житейской суетой, можно забывать о совести, о Боге. Но тяжело будет сознать при расставании с этой земной жизнию, что нет у них настоящего сокровища, настоящей силы, а все то, что они приобрели, на что затратили всю свою жизнь, все это пустое, преходящее, от которого не останется ничего, что давало им радость только на минуты, только на время. Избави всех нас, Господи, от сознания прожитой именно таким образом жизни и пошли нам жить так, как Ты учил, наш Бог, Создатель, Искупитель и Спаситель. Аминь

Читать полностью Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице…

Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице

Надо сознаться, что современные христиане разучились молиться и многие поэтому не посещают храм. Поэтому и умалилась добродетельная жизнь христиан, и они по жизни мало, чем отличаются от нехристиан. Большинство из христиан потеряло веру в силу молитвы, сделались равнодушны к тому, в чем прежде христиане черпали энергию, силу, находили сладость, утешение. Спросите людей старых религиозных, которые привыкли стоять дома на молитве по получасу и более, а в храме готовы были стоять самую длинную службу. Какая сила поддерживала их в этом подвиге? Они вам скажут: « Помолишься Богу, и как – то легче сделается на душе, поплачешь, и сердце отляжет, на душе – мир, и страсти не волнуют. Как – то добрее чувствуешь себя.» А спросите нынешних христиан, что приносит им молитва? Они скажут: « Усталость, рассеянность, душевную пустоту». Не все так скажут, а многие верующие скажут. Они не привыкли молиться, им тяжело долговременное и настойчивое обращение к Богу, они не понимают вопля хананеянки. Тем хуже для них. Они теряют незаметно для самих себя самое дорогое в религии и вере – молитву, обращение ума и сердца к Богу, теряют духовную связь с Господом Богом, которая поддерживается молитвой и через то лишаются благодатной помощи для того, чтобы жить добродетельно по христиански, и течет их жизнь во грехе и суете без огня и света религиозного в душе…..
Итак, братие, следует молиться во всякое время: в день испытания и в минуту радости, в горе и в счастии, должно молиться с принуждением, если нет желания Да и кто может поручиться, что наша молитва в начале холодная, безрадостная в последствии не обратится в радостное состояние души, рвущейся к небу и готовую исполнить всякую волю Божию?….. Точно также сколько раз мы становились на колени, повторяя слова молитвы, но сердце наше было жестким камнем и не давало отклика на молитву. Но вот как под ударом Моисеева жезла из этого камня вдруг забрызжет живая вода, и мы поднимаемся с колен, утешенные молитвою. Таковыми плодами сопровождается часто молитва и тогда, когда она совершается как долг, обязанность христианина.

Читать полностью Поучение в неделю 17-ю по Пятидесятнице…

Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице

Спасительный путь понятный для всех заключается в том, чтобы не делать ближнему того, чего себе не желаешь.

Многие христиане, стремясь к нравственному совершенству и желая проводить жизнь спасительную, жить по-Божьи, высказывают сожаление по поводу того, что они люди необразованные не могут изучить закон Божий и постигнуть сущность христианской жизни. Некоторые в своих отклонениях от христианской жизни отговариваются тем, что они слишком заняты житейскими делами и не могут, как бы хотели, заняться делом своего спасения. Господь Иисус Христос предвидел таких людей и им а также и всем нам, давши Свое учение в Евангелии, преподал его сокращенно в одном правиле. Это правило одно заменяет многие наставления и поучения, равно понятно, равно доступно, равно полезно, равно необходимо для всех и всегда – пригодно оно для всех случаев и обстоятельств жизни человеческой, всегда и везде может быть легко истолковано и применено к делу. Через исполнение его можно всецело угодить Богу и сделаться Сыном Всевышнего. Это правило вы слышали сегодня в воскресном чтении Евангелия; вот это правило: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лук.6,31).
Какая легкая к уразумению и какая удобная к исполнению заповедь! Не нужно особенных подвигов и трудов: делай только, по скольку можешь, то, что тебе нравится и приятно, чего желал бы самому себе. Измеряй каждое твое действие этой меркой и ты будешь идти спасительным путем,правым и прямым.
Как хочешь ты, чтобы люди относились к твоим материальным нуждам? Ты хочешь, конечно, чтобы люди отзывались поспешно и чутко на каждую твою нужду, если она случится; чтобы они не ждали, когда ты придешь к ним с просьбой, а торопились предупредить ее любовной помощью? Ты хочешь, чтобы тебе оказывали , не задевая твоего самолюбия, не унижая тебя, помогли, как брат помогает брату? Да?
Так делай и ты так, торопись на помощь ближнему и смотри на того, кто к тебе приходит с какой — либо просьбой, как на брата, а не как на надоедливого попрошайку.
Как хочешь, чтобы относились к твоим душевным нуждам? Ты хочешь, конечно, чтобы тебе помогли и в тех случаях, когда душа твоя тоскует, когда ты теряешь дорогу в жизни, когда сомнение или отчаяние тяготит тебя? Ты хочешь дружеской руки, которая любовно касалась бы твоих духовных ран, как рука любящей матери? Ты не хочешь в то же время, чтобы грубо вмешивались в твою жизнь, копались неуклюжими руками в твоих душевных ранах не леча, а раздражая их? Да?
Так научись на себе, как относиться к ближнему. Помни, что многие ищут ласкового врачевания их скорбей душевных и всем больно, когда над тревогами их души только смеются, или грубо задевают их неосторожными и грубыми прикосновениями.
Как хочешь ты, чтобы люди относились к твоим слабостям и недугам. К твоей вспыльчивости, раздражительности?
Ты требуешь, чтобы люди умели понимать и прощать. Чтобы видя твое недоброе, сумели понять, откуда это недоброе; поняли бы, что твоя раздражительность может быть от усталости и утомления духа, твоя невоздержанность может происходить от наследственности, данной в крови от родителей, или вследствие житейских невзгод? Ты желаешь, чтобы другие относились снисходительно к твоим телесным немощам, умели не замечать неладного слова, какое у тебя вырвется; словом, ты требуешь, чтобы тебя умели понять и простить, а слабости твои, отвернувшись, чтобы не видеть их, прикрыли одеждой снисходительности, как сыновья Ноя прикрыли наготу отца?
Так умей же понять и простить и ты чужие слабости, прощай другим и их грехи и вины; не смейся, как Хам, над их наготой душевной, над их слабостями.
Ты хочешь, чтобы люди щадили твою честь, не позорили твое имя клеветой или сплетней, чтобы никто злым словом и намеком не подрывал к тебе уважения ближних? Хочешь, чтобы люди уважали твое право думать как думается, уважали твои убеждения, не оскорбляли твоих святынь и верований и т.д.?
Смотри же и ты поступай так же: уважай имя, права, убеждения другого, зная, что другим так же больно чувствовать, как и тебе невнимание и несправедливость ближнего. Их души так же чувствуют боль обиды и радость от любви братьев своих.
Не правда ли, как не только легко, а и приятно и в высшей степени благотворно для нас самих исполнение заповедей Христовых: « якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде»; и как в исполнении одной этой заповеди исполняется весь закон? Очевидно, что верное и совестливое исполнение одной этой заповеди могло бы принести людям все счастье, которого они ищут и в жизни общественной. Вообразите себе целое общество людей, которые все верно и точно по чистой совести и от души исполняли бы эту заповедь: разве не было бы это общество счастливейшим на земле?….
Брат и сестры! Господь требует от всех нас благочестивой, святой жизни. А чтобы жить по-Божьи для того не требуется ни большого ума, ни образования. Требуется помнить и исполнять только одно: «якоже убо хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде.» Творите же с любовью. Охотно, по чистой совести и не только наследуете тогда царство небесное, но будьте уверены, что мало прикоснется и зло тому здесь на земле, кто сам не только не делает, но и не желает зла ближнему в сердце своем, а желает и делает одно доброе всем.
Аминь

Читать полностью Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице (1)…

Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице

Истины человеческие изменчивее облаков, быстро гонимые ветром по небу. Человеческие мнения разнообразятся до бесконечности. Что ныне принято с доверием, опровергается завтра. То, что вчера утешало нас как правда, ныне оказалось выдумкой и ложью. В одном и том же селении можно найти столько истин, сколько в нем насчитывается жителей. Подлинно, как говорит пословица: «сколько голов, столько умов»., а сколько умов, столько и истин. Мало того. У каждого человека его думы, его собственные истины не одни и те же в различные возрасты его жизни. Когда мы бываем детьми, у нас бывает своя детская правда. Ставши взрослыми, мы во многом изменяем свои мнения, а старцами еще раз переживаем перемену в своих мыслях и настроениях.
Случается, что эти перемены происходят еще быстрее.
Возьмите последние годы нашей родины – какие невероятные прыжки в убеждениях современников замечали вы за это время!
Может ли человек жить среди такой изменчивости истин? Может ли он сохранить уверенность и спокойствие духа, когда все кругом кажется обманом, какой-то сказкой, или беспорядочным бредом? Думается, что человек сошел бы с ума, если бы остановился на этой страшной мысли, что правды — истины нет на свете. Но как бы ни кидала нас жизнь по зыбким волнам человеческих заблуждений, как бы ни кружилась голова от этой нестерпимой качки, мы можем и должны верить, что есть на свете твердая почва, что туда и следует направлять корабль своей жизни. Где же она эта желанная пристань?
Не ищите ее среди творений человеческих. Самые лучшие из них все-таки не вечны, самые прочные из них все-таки разрушаются. И как величайшие из кораблей обшитых стальной броней гибнут среди морских волн, или разъедаются ржавчиной времени, так и самая великая мудрость человеческая, самые высокие произведения ума людского не дают прочных и неизменных устоев правды, стареют разрушаются и забываются, сменяются другими, непохожими на них.
А истина должна быть едина и постоянна. Она должна быть делом и мыслию Единого и Неизменного, т.е. Бога Она должна быть Божья, а не человеческая. День сменяется ночью и ночь днем. Мчатся годы, уходят века. Но все это озаряется единым солнцем, льющим свет и тепло, и жизнь во все стороны, ныне так же, как и тысячи лет назад. Так и солнце Божьей истины, солнце правды озаряет наши изменчивые души и шлет повсюду жизнь из неисчерпаемой глубины вечности.
Глубока и неисчерпаема эта бездна божественной мудрости; никто из смертных не может видеть ее дна. Но если в нас, не смотря на облегающую кругом ложь, не все обман, если есть у нас хоть капелька правды, если найдется у нас хоть только желание истины – все это дар Бога, свет от солнца вечной правды, все это не человеческое евангелие, а Божие.
Евангельское учение, говорит апостол, есть откровение Божие, облеченное в слова человеческие. Оно едино, как един Отец небесный. Оно неизменно, как неизменна любовь Сына Божия. Оно оживляет и подает отраду, как Дух Утешитель, проникающий вместе со святым учением в души наши.
Подойдите ближе к этому источнику всякой правды и утешений и вы убедитесь, что сказанное нами не есть преувеличение. Но только ищите евангельскую истину, читайте Божественное слово всей душой и сердцем, с искренней жаждой истины.

Читать полностью Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице (2)…

Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице

К величайшему сожалению Евангелие в наше время или вовсе не читается или читается механически. Первое очень печально, второе очень вредно. Кто не читает Христова Евангелия, тот не видит и не может видеть чудного лика Христа, начертанного там с Божественною простотою и совершенством. Кто читает Евангелие механически, не отдавая себе разумного и сердечного отчета в глубоком, жизненном и спасительном смысле евангельских сказаний, тот лишает себя самой возможности и способности когда либо понять, и почувствовать жизненный смысл Божественного образа Спасителя; для того евангельские слова постепенно становятся очень знакомыми, но безжизненными и бессодержательными, привычными слуху и языку и через то вовсе неспособными пробуждать, возрождать и питать ум и сердце святыми мыслями и чувствами.
Нет, чтение или слышание Евангелия может быть плодотворным только тогда, когда наше отношение к Евангелию, как боговдохновенному изображению живого образа воплощенного Сына Божия – Христа Спасителя, будет вдумчивым, сердечным, благоговейным.

Читать полностью Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице (5)…

Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице

И при вдумчивом внимательном наблюдении нельзя не заметить, что чем более люди гасят в себе духовные, религиозные начала своей человеческой природы, погружаются в одну плотскую жизнь, все дальше уходят от Бога, тем более жизнь их становиться безрадостнее, не смотря на размножающиеся в ужасных размерах забавы, развлечения, увеселения. Это особенно можно сказать о нашем времени; радости в жизни становиться все меньше, веселие духовное, светлое благодушное настроение в людях все убывает и убывает. На месте последних воцарились черствость, сухость, своекорыстие, гордость и себялюбивая похоть. Жизнь становится все менее и менее привлекательной. В нашей жизни много острых утех и наслаждений, но нет подлинной радости. Человек живет лишь внешними чувствами: для глаз, для ушей, для вкуса открыты неисчерпаемые возможности. Но на этом пиршестве внешних чувств обделенной осталась наша душа, наше внутреннее духовное существо, полузадавленное в бешеном вихре и сутолоке особенно городской жизни. Его словно не существует. Забыта душа, угасла жизнь духа, а вместе с тем и подлинная радость жизни, которая все – таки была заметна у наших религиозных предков в старину. Хорошо, если современный человек, уставший от бессмыслинной мирской суеты, пустоты жизни, от жизни одними внешними чувствами обратился к забытой им душе, к забытому им Богу, к забытым им радостным религиозным переживанием. Но чаще бывает так. Чтобы заполнить чем — нибудь душевную пустоту, люди кидаются в омут страстей, стараются переиспытать все виды порока, пьянство, разврат и т.п. Но душа нигде не обретает покоя и человек, измученный, исстрадавшийся нередко сам себя истребляет, оканчивает жизнь самоубийством. Так, потеряв из свой души Бога, человек потерял истинную, настоящую любовь. А с любовию потерял радость, а с радостью и вкус к самой жизни.
Что же нужно делать? Ведь все мы дети своего времени и невольно заражаемся тем общим духовным настроением, которое царит кругом нас! Надо возвратиться к Богу. Надо не вспоминать только иногда о Боге, как поступаем мы, а надо жить и дышать, так сказать, Богом. Надо возлюбить всею силою своей души, счесть за счастье служить Ему; надо очистить свою совесть от нечистоты и беззакония. Тогда и радость вновь возвратится в нашу душу и веселие откроется пред нашими внутренними очами, и ощутим мы рай еще здесь на земле, как ощущали и ощущают его блаженные души св. угодников Божиих.
Итак, на вопрос, который я предложил вам вначале своей речи по поводу слышанной вами сегодня евангельской притчи и богаче и Лазаре: можем ли мы испытывать предчувствие ада или рая еще здесь на земле, как видите, надо ответить: можем. Пусть же каждый из нас дает себе отчет, спросит у своей совести: так ли он живет, как Бог велит, любит ли Его всей душой, старается ли угодить Ему, или нет? Если «да», то убежден, что у него до некоторой степени царят мир и радость в душе, значит есть, хотя может быть и слабое предчувствие рая; если же «нет», то совесть его не может быть мирна и покойна; очевидно, душевное его настроение не похоже на предчувствие рая, а скорее на противоположное настроение. Не побудит ли это его серьезно задуматься над своей жизнию и постараться стать на путь, ведущий не к мрачному, мучительному, а к райскому блаженному состоянию.
Аминь

Читать полностью Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице (2)…

Читать все поучения по неделям Пятидесятнице…

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.