Кира Солнцева

Музыкальная школа – школа музыки

Когда мне было 8 лет (1937 г.) мама взяла меня за ручку и повела в музыкальную школу на Самотеке. Тогда это было бесплатно, доступно всем. Я не умела ни петь, ни танцевать и по- моему ни папа, ни мама не знали способна ли я понять что-либо в музыке.

Но вот, что интересно, я много слышала музыки, особенно оперной. Папа часто на старом патефоне заводил пластинки: «Борис Годунов» (Мусоргский),«Алеко» (Рахманинов), «Демон» (Рубинштейн) и много других. Я помню, что мне почему-то нравилась опера «Алеко», музыка то «плавная, трогательная», то «сильная, громкая».

У отца не было никакого музыкального образования. Да и обычное образование – 4 класса церковно-приходской школы. Правда в это время он уже имел среднее образование и был военным в чине подполковника.

И вот приемная комиссия в музыкальной школе. Некоторые звуки на фортепиано. «Повтори, что ты слышишь» Повторяю. Звучат два звука вместе, трезвучия, и очень простые мелодии. «Повтори. Хорошо». Меня приняли.

Много позже со слов моего педагога, Елены Артемьевны Доброхотовой я узнала, что я оказалась очень способным ребенком с абсолютным слухом и музыкальной памятью. Меня хотел взять к себе директор школы, но Елена Артемьевна уговорила его отдать меня ей, педагогу с громадным стажем, имеющей высшее музыкальное образование и тесно связанной с консерваторским коллективом музыкантов.

Кто такая Е.А. Доброхотова? Пожилая женщина (1877 г.р. (интернет)), армянского происхождения, родилась в Баку, пианист, педагог. Муж в то время уже умер. Он был виолончелист, скрипач. Сын Борис Васильевич Доброхотов тоже виолончелист. Жили они на улице Огарева (вблизи консерватории) в старом доме №6 в большой коммунальной квартире, но две комнаты их были отгорожены отдельным входом и фактически изолированы от остальных жильцов.

Я занималась уроками у нее дома. Елена Артемьевна была всегда внимательна, доброжелательна и много рассказывала о музыкальном содержании тех произведений, которые я учила. Так проходили первые годы моей учебы.

Но вот 1941 год. Война. Мне 12 лет. Мы уезжаем в эвакуацию, где уже нет возможности брать уроки музыки. Живем мы в интернате на территории бывшего дома отдыха. Там есть пианино. Наши педагоги- воспитатели всеми силами стараются поддержать дух пионерского лагеря тех лет, правда нам иногда говорят: «Если вы хотите сегодня пообедать, то все идем за грибами, а заодно соберем и щавель». Но все же должна быть самодеятельность. А кто будет аккомпанировать? Я попробую на слух, и оказывается могу сыграть все, что надо. Все очень просто и естественно. Но как солист- музыкант я не пользуюсь успехом. Это слишком сложно слушать.

1943 год. Мы возвращаемся в Москву. И я снова с музыкой. Мне 14 лет, я начинаю понимать , что такое настоящая музыка. А настоящая музыка это «Каждый звук имеет окраску и рассказывает о чем-то» — так говорила Елена Артемьевна.

Иногда уроки проходили так.

Играю что-либо из Баха. «Стоп, стоп! Где звук, где его красота? Борис, подойди к нам. Помоги Кирочке услышать фугу.» — зовет Елена Артемьевна своего сына из соседней комнаты. Борис Васильевич входит с виоло –де-гамбой (старинная виолончель) и начинает играть то, что я только что играла. И это все другое, такого я еще не слышала. Иногда мы немного играли дуэтом.

Борис Васильевич по возможности коллекционировал старинные струнные инструменты. Но в его коллекции были только скрипка и виоло – де-гамба. Скрипка лежала в очень красивом футляре, отделанным цветным перламутром.

И вот сейчас данные большой творческой биографии Бориса Васильевича Доброхотова можно увидеть на многих сайтах в интернете.

«Родился в 1907 году. Окончил консерваторию в1936 году. Кандидат искусствоведения — 1944 год. Виолончелист. С 1955-1962 г.- гамбист Московского Камерного оркестра ( руководитель Р. Баршай ). Преподаватель по классу камерного ансамбля . Автор многих публикаций по истории русской классической музыки ….». «…В 1977 году были записаны несколько произведений в исполнении ансамбля «Московского камерного оркестра». В состав ансамбля входил Б.В. Доброхотов как исполнитель – инструменталист виоло – де-гамба…» (Сайт «Доброхотов Борис Васильевич – большая биография. Dic.academic.ru» и много других).

В 1946 году я заканчиваю музыкальную школу и поступаю в музыкальное училище им. «Ипполита Иванова». Но к моему великому сожалению я узнаю, что по окончании училища там не дают аттестата зрелости. Я беру документы и продолжаю учиться в обычной школе, которую заканчиваю в 1948 году. Итак вместо музыканта я стала физиком.

Моя музыкальная карьера была закончена. Кое- что я еще играла, но только для своего удовольствия.

Но главное совсем не это. Для меня музыка – подарок судьбы. Поэтому у меня большое собрание исполнителей (диски, пластинки). Пианисты от современных (ХХI век) — это Мацуев, Луганский , Кисин и др., или ХХ век – Ван Клиберн , Рихтер , Горовец и даже Рахманинов. Много записей произведений Баха и других классиков. И все это я могу слушать в любое время.

И это потому, что мне повезло – я получила школу музыки.

Июнь 2014 К.П.