Моя профессия – инженер

ХХ век – бурное развитие промышленности. Ракетостроение, радиолокационные станции дальнего обнаружения и т.д…

1953 год, заканчиваю МГУ физический факультет по специальности радиофизика. Учили так: главное научиться думать и, конечно знать основы: математика, физика. Сложно, но интересно, особенно радиофизика – это современно. Технические основы современных устройств здесь не обсуждались. Многие из выпускников стали теоретиками. Но, в основном, и это требовало время, еще больше стали инженерами. Разработка новых технических устройств их производство, внедрение в эксплуатацию – вот с чем столкнулась и я, придя по распределению (и это было обязательно) в один из научно-исследовательских институтов Москвы.

В отделе кадров я с интересом спросила: «Скажите пожалуйста, каковы основные направления исследований вашего института? Соответствует ли это моему образованию?» Начальник отдела кадров с улыбкой мне ответил: «Конечно. Мы делаем кузова для радиолокационных станций.» Я поняла, что разговор не получится и приняла ситуацию как должное: предприятие было «закрытым».

Лаборатория. Начальник — молодой человек, но почему-то лысый, приятный, с улыбкой познакомился со мной, посадил рядом и сказал: «Мы разрабатываем антенны для ракет земля – воздух, но устройство не выдерживает радиотехнический испытаний, получаем брак. Почему? Надо разобраться.» Он проводил меня в комнату, в которой хранились не прошедшие испытания устройства и сказал: «Разберитесь». Я смотрела тупо на это устройство – антенну, не понимая, что «это» и как «оно» работает. Надо думать…

Первое – понять, как работает устройство, каковы методы измерения его радиотехнических параметров.
Второе – каковы заданные технические допуска на изделие.
Третье – как на производстве реализуются заданные требования по допускам.

Я сказала начальнику лаборатории: «Мне надо один-полтора месяца, чтобы разобраться с этим» — «Прекрасно».

Через некоторое время стало ясно, что виновато было производство. Не выполнялись требования по допускам.

Вот так я стала инженером. Я поняла все: разработка, конструирование, производство, испытания радиотехнических устройств – основа моей работы в будущем. Понимание физических процессов при разработке приборов — это основное, это то, чему учили. Но потом сколько еще впереди трудностей, «подводных камней», пока эта конструкция встанет на машину и сделает безошибочно свое дело. И это, пожалуй, еще один курс Университета – Университета жизни.

15.02.2015 К.П.