Поучение в неделю 22-ю по Пятидесятнице (1)

Что поведал Господь о загробной жизни  через притчу о богаче и бедном Лазаре.

Всякому, конечно,  из нас приходилось провожать знакомых и родных в загробную жизнь, И всякий раз, вероятно, пред нашей совестью возникал роковой вопрос: что там, как живут наши умершие и как мы будем жить по смерти? Если бы кто —  нибудь из расставшихся с нами вернулся на землю, с какою бы  жадностью мы стали бы его расспрашивать о загробной жизни, об участи дорогих нам усопших.

Но однажды приходил на землю Житель надземного мира,  на которым не властна оказалась могила – Христос Господь. Он поведал нам  о законах и порядках тамошнего мира. Эту весть вы слышали сегодня за обедней в читанном Евангелии. Это не туманные измышления человеческого разума, или сомнительные догадки мечтателя Это ясное, всем понятное известие о жизни в стране ангелов и  умерших людей. Завеса тайны поднята Самим Сыном Божиим. Что же мы видим за этой завесой?

Смерть не есть прекращение жизни, а только ее видоизменение И богатый и Лазарь умерли, но продолжают жить в ином мире. Жизнь их разница от земной, но все же это подлинная жизнь – сознательная чувствующая,  помнящая. Оба живо сознают свое положение и понимают условия новой жизни, Оба чувствуют происходящую в их состоянии перемену. Оба помнят как прожита их земная жизнь

Вот первый вывод из евангельского нынешнего повествования: если кажется, что смертию все кончается,  то это ошибка. Существование переживает смерть. Смерть все крушит и давит, но не имеет власти над жизнью Если в минуты умирания потемняется сознание, чувствование, память, то это потемнение временное, скоротечное, переходное состояние умирания подобно усыплению. Но пройдут часы умирания, и душевная жизнь вполне восстанавливается.

Но мало знать, что будет за пределами гроба жизнь, нужно знать, какая она там будет. Будут ли в ней также смешаны радости и скорби, как в земной жизни, или это будет сплошной ужас или успокоение?

В притче находим точный ответ на этот вопрос: для одних эта жизнь будет несказанно радостна, для других невыносима мучительна. О Лазаре сказано: он был отнесен ангелами на лоно Авраамово; о богаче сказано:во аде возвед очи свои сый в муках. (Лук. 16, 22 – 23).

Итак каждый, когда умрет, то  или утешается, как Лазарь, или   будет в муках как несчастный богач Что- нибудь одно: покой или скорбь.

Какие же будут там муки и какое утешение?

Богатый увидел Авраама издалека. Авраам – отец верующих, друг Божий. Далекость от Авраама означает удаленность от Бога. Это первая и самая страшная мука; это верх печали,  когда люди услышат голос Спасителя: идите от Мене  Горе разлучиться и человеку с человеком. Если друг скажет другу : удались от меня, если отец прогонит сына —  много здесь скорби. Но есть еще надежда: не всеми еще ты отвергнут, кто- нибудь пригреет твою тоскующую душу, не всегда ты отвергнут ближними. Но лишиться Бога и  навсегда – это горе несносное. Много терпел Сын человеческий Христос Спаситель на земле от врагов, от зрелища бедствий и грехов человеческих, много положил Он труда на земле, но Он был утешан потому что Бог Отец был с Н им. Но, когда в Его смертный час на кресте Отец  оставил Его, именно, как сына человеческого, за наши грехи,  томление души Христа  преисполнилось, перешло всякую меру, и Он воскликнул: Боже Мой  Боже Мой, вскую Мя оставил (Мф. 27, 46 ). Да, быть  без Бога, значит быть без надежды, без просвета, без отрады.

Вторая мука: богатый был лишен всех наслаждений этой жизни, но жажда наслаждений еще оставалась в нем. Из глубины ада он воззвал: отче Авраам, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы смочил конец перста своего в воде и  прохладил язык мой (Лук. 16, 24). Раскошничал он на земле, веселился светло, а теперь вымаливает каплю воды. Отпали от него блага земные, а он привык к ним, желает их , беспокоится их отсутствием. На земле он желал  и получал сладости, почет и богатство, а здесь не получает и томится. Потерявши Бога он потерял и мирские утехи. Если бы с ним был Бог, ему ничего бы больше не нужно было: в Боге все; Он свет, пища и  радость человека. Богатый на земле далек был от Бога, и за другими утешениями забывал о том. А теперь он без Бога и без мира. Душа томится, тоскует, сожалеет о прошлом.

Третья мука – мука совести: я мучусь в пламени сем, говорит богач. Пламя это – не наш земной огонь. Наш огонь светит, а там тьма кромешная Нет, тамошнее мучение в пламени, это мука совести,  мука позднего раскаяния. И . здесь сделаем глупость, ошибку – как печалимся, как ноет сердце, А там человеческому взору откроется тьма ошибок, грехи целой жизни, грехи юности, старости, греховные помыслы, слова, дела и т.д. А хуже всего то, что им пренебрежена любовь Спасителя. Отсюда пламенное мучение.

Итак вот состояние грешника в аду: без бога, без утех мира, с муками совести; при этом без надежды на перемену на лучшее в будущем,, что еще более увеличивает муку. «Между нами и вами,- сказал Авраам на прасьбу богача о капле воды,- утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят№ (Лук. 16, 26)

Таково состояние грешников в аду Хотите спорте против этого, Пользы не будет. Слово не мое, а Божие. Оно не преложно. «Небо  и земля прейдут, а слова Мои не прейдут»,- сказал Господь.

Посмотрим на загробное состояние праведника. Он в лоне Авраамовом, т.е. в общении с Богом и Его  избранником,  во вкушении благ, перед которыми блага земные только тень. Лазарь утешается от тех скорбей, которыми была полна его жизнь. Он имеет чистую совесть,  свободен от цепей греха, от голода, нищеты и забот.

Два пути в жизни, и мы рассмотрели концы этих путей. Богатый погиб, но не потому, что был богат, и не бедность спасла Лазаря.  Но богатый весь смысл жизни  полагал в роскошных пирах, в блистательном одеянии.. Он был беспечен о своей душе, не ценил слова Божиего, соблазнял людей своей жизнию и был немилосерден. Все его мысли, чувства и желания были направлены только на этот мир и он ему изменил, ибо мир преходит и похоть его. Он погиб не за то, что имел, за  то, чем он был.

Также и Лазарь награжден не за лишения, но за  душевные качества. Он был нетребователен, небранчлив, терпелив.

Не внешнее положение решает судьбу,но сердце.  Ищи  Бога – не помешает спасению и богатство  Забудь о Боге, не спасет нищета и гнойные раны. Богатый не слушал Моисея и пророков – вот ошибка его жизни. Богатый не каялся, что видно из его слов о  братьях: если кто воскреснет из мертвых, покаются. Богатый не верил. Это видно из слов Авраама:: если бы кто из мертвых воскрес, братья богатого не поверят.

Отсюда видно, что требуется для спасения человека – это чистота сердца, послушание Слову Божию, покаяние, вера в Бога. Только при этих условиях возможна надежда на блаженство в загробном мире

Итак, вот что говорит Св. Церковь ныне через слышанное вами евангелие.

Возл. братья и сестры, помните, что землей жизнь не кончается, что за смертию последует другая вечная жизнь, при том радостная или мучительная. Поэтому живите на земли так, чтобы будущая жизнь была радостная, а для этого надо жить так, как учил жить Господь наш Иисус Христос, Ему же Слава со Отцем и Св. Духом.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.