Поучение в неделю 6-ю по Пятидесятнице

Достоинство, ценность того или другого служения зависит не от величины его, а от того настроения, с котором оно совершается.

«Имеешь пророчество,  пророчествуй, имеешь служение, пребывай в служении, учитель ли — в учении; раздаватель ли — раздавай в простоте, начальник ли — начальствуй с усердием; будьте братолюбивы; Господу служите» (Рим. 12, 6 — 11).

 

Вот , что слышали вы ныне в апостольском чтении.

Смысл слов апостола в приложении к нам сводиться к следующему: каждый делай дело , на какое имеешь талант и силу. Служи Господу тем, что есть в твоем распоряжении.  Научись своими маленькими силами служить делу Господню.

Не может быть в обществе Христовом бесполезного и ненужного члена. Как в большом механизме самое крошечное  колесо необходимо для работы машины, как в обществе государственном всякий человек занимает свое место в государственной жизни, состоит на известной государственной службе, так в Церкви — христианском обществе каждый член его может отыскать себе уголок приложения своих сил на широкой ниве делания христианского.

Люди часто забывают смотреть на жизнь, как на дело Божие, не  прилагают никаких стараний, чтобы хоть сколько нибудь осветить свою жизнь, свои поступки светом Христовым, и потому именно, что сознают невозможность для себя быть светильником стоящим вверху, светить миру своей святостью. Многие видят святость только в тех путях святости, какими шли  великие подвижники христианства: в постоянной молитве, в строгом посте, в самоотречении до полного забвения себя ради Христа. И считая себя неспособными для такой святости, уже не ищут других путей святости по силам себе. Такие люди забывают, что если им не дано быть светильником стоящим наверху, то ничто не мешает им быть скромным светильником, который горит где нибудь в уголке и освещает хотя бы слабым светом тот уголок, который отведен ему Богом для работы Его. Тебе не дано светить миру, так свети любовью, помощью, лаской, советом одному, двум, трем. Неси огонек во мрак убогой жизни какого нибудь одного ближнего, в темноту какой нибудь одной заблудившейся души.

У вас, говорите вы, нет талантов; но никто не лишен одного таланта: силы любить (если не убьешь этот талант сам). А для прославления имени Христова нет таланта нужнее этого. Нет ничего на свете драгоценнее любви Христовой! Хороша  благоразумная строгость. Но строгость только сковывает зло, не имея сил искоренить его из души и сердца. Другое дело — любовь. Она и зло обращает в добро  внутреннею силою своей правды и святыни. Любовь — животворящая сила. Она подобно солнцу вызывает из души ее лучшие силы и способности и обращает их на служение Богу.

В Италии  ( кто знаком с историей, знает это) некогда проповедовал Христа суровый Саваноролла. Его речь дышала мощным негодованием на царившие в мире зло и неправду. И  многие каялись, слушая его огненные обличения; но это раскаяние было не глубоким, ибо происходило под сильным  впечатлением грозных речей проповедника. Саванаролла умолк,  и замерзшая было греховная жизнь людей вновь потекла бурным потоком. Но вот другой пример — Св. Серафим Саровский. Его душа полна небесной любви и милосердия…Каждого  своего посетителя он встречает полным ласки приветом: Радость моя! Христос воскрес! И это любовное приветствие, его дивный облик кротости и милосердия творил чудеса. Самые закоренелые грешники под их благодатным влиянием перерождались духовно и вступали на путь добродетелей.

Таков дар, талант любви. Он сильнее огненного дара Саванароллы и знаменитых витий, сильнее и важнее всякого другого дара. Между тем у каждого найдутся сотни случаев , когда он может приложит этот дар в жизни к делу;  и каждый должен, обязан светить христианскою любовию в своем ближайшем кругу, как бы скромен  и тесен он ни был.

Итак, «В каком звании кто призван, брат.,- говорит ап. Павел,- в том каждый и оставайся перед Богом » (1 Кор. 7, 24) и служи Ему. «Дары различны, но Дух один и тот же и служения различны, но Господь один и тот же» (1Кор.12,4)

Птицы небесные славят Бога своим пением; цветы возносят к небу благоухание, как фимиам хвалебный; деревья осыпают землю своими плодами; облака орошают ее благотворным  дождем; звезды озаряют ночную тьму своим чудным сиянием; вся природа служит Творцу и славословит Его. Так и среди нас слуг Христовых на земле каждый имеет свое назначение. Один трудится над пропитанием многочисленной семьи, другой приносит свои силы и способности общественному делу, третий, обессиленный болезнию, является молчаливым примером терпения и покорности своей доле; кому дан дар слова, кому талант писателя, иной одарен чудным голосом. Дары, полученные нами, очень различны, и каждый из нас должен служить Господу именно тем даром, который он получил свыше, как бы он ни был скромен и  не заметен.

Пусть каждый внесет святость в свое крошечное дело, творит его во славу Божию, озаряя все вокруг себя своею любовию и тогда каждый будет мирен и спокоен душой, будет недалек от Царствия Божия, не далек от Бога.

Аминь

 

2. Христианин спасается не сам по себе, а как член св. церкви Христовой.

 

В нынешнем чтении Евангелия вы слышали, как Господь исцелил расслабленного не столько по его вере в Спасителя, сколько по вере  принесших его. Как человек больной , полуживой он может быть и не имел в своей душе той силы веры, какая необходима была для его исцеления. Тогда Господь, говорит  евангелие: » видя веру их, т.е. принесших его на постели и спустивших его через кровлю к ногам Иисуса,  исцелил его» (Мф. (, 2 — 7).

Как отрадно слышать это! Каким отрадным утешением могут нам служить эти золотые слова евангелия!  Ведь все мы в нашей духовной жизни больны и расслаблены. Никто из нас не дерзнет утверждать, что он имеет такую горячую веру и такое дерзновение к Богу, что все будет ему прощено, все духовные немощи будут исцелены по одной его личной молитве и по его личному благочестию. Дело нашего спасения так трудно, что оно положительно не по силам одному человеку, как бы он благочестив и  чист по жизни не был. Это не раз приходило на мысль св. апостолам и Сам Господь не разуверял их в том. Припомните напр., что ответил Господь ученикам, спрашивавшим у Него,  кто же может быть спасен, если от совершенного христианина требуется по словам Христа распродажа всего своего имения, раздача его нищим и всецелое последование за Христом. Спаситель ответил ученикам: » У человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна » (Мф.!9,25 — 26). Потому -то именно Господь и основал на земле Св. Церковь Свою, что без нее спасение человека не мыслимо. Назначение Церкви и заключается в том, чтобы дать возможность человеку пользоваться помощью Божию и помощью других членов ее. Как в своей естественной  жизни человек пользуется услугами семьи, города, государства и благодаря им человек в жизни далеко не одинок — бремя жизни развертывается на всю массу человечества; — то же самое происходит и в церкви Христовой. Здесь на помощь человеку в деле его спасения приходит и Сам Бог, подавая Свою  благодатную помощь главным образом в таинствах. Здесь помогают святые люди, или Церковь небесная, торжествующая, вознося наши молитвы к престолу Всевышнего со своим за нас ходатайством. Здесь помогают верующим пастыри Церкви, излагая им и объясняя Слово Божие и совершая для них  священнодействия и Богослужение. Здесь наконец в Церкви помогаем и все мы друг другу своими молитвами, добрым примером и многим другим. Так в жизни духовной если и спасается христианин, то не сам по себе , а именно как член Христовой Церкви. Вот почему, если кто Церковь преслушает , тот по словам Христа становится, как язычник и мытарь (Мф.18,17)

Та же мысль т.е. спасение через Церковь развивается и в слышанном вами ныне чтении апостола. Вот что говорит апостол Павел: «Имеешь ли пророчество пророчествуй;  имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли — в учении ; начальник ли, начальствуй с усердием; будьте братолюбивы друг ко другу, с нежнлстью: Гоаподу служите ( Рим. 12, — 11) Смысл слов апостола в приложении к нам сводится к следующему: каждый делай делло, на какое имеешь талант и силу. Служи Господу тем, что есть в твоем распоряжении. Научись своими малыми силами служить делу Господню.

Не может быть в обществе Христовом — в церкви бесполезного и ненужного члена. Как в большом механизме самое крошечное колесо необходимо для работы машины, как в обществе государственном всякий человек занимает свое место в государственной машине так в Церкви каждый член ее может отыскать себе уголок приложения своих сил на широкой ниве делания христианского. Люди часто рассуждают так:  светильником , стоящим наверху я не могу быть; святить миру  святостью не по моим силам; что же в моей жизни может быть такого, на что я мог бы смотреть , как на дело Божие?

Говорящие так забывают, что  если им не дано быть светильником, стоящим наверху и светящим очень многим, то ничто на мешает им быть скромным светильником, который горит в убогом уголке и освещает хотя бы слабым светом тот угол, который отведен ему Богом для работы во славу Божию.

Не дано светить миру многим,  так свети любовью, помощью, лаской, советом  немногим. Неси огонек во мрак убогой жизни какого нибудь бедняка, или в темноту какой либо одной заблудившейся грешной души. Неправильно видеть святость только в тех путях святости, какими шли великие подвижники христианства, избранники Божии: в молитвенных подвигах, в посте и самоотречении до полного забвения себя ради Христа, до отречения от отца, матери, детей. И считая себя неспособными к такой святости, не искать уже другой по силам себе. Не говорите, что у вас нет никаких талантов; никто  не лишен одного таланта,  который заключается в любви, если только не убьешь  этот талант сам в себе. А для прославления имени Христова нет таланта нужнее этого. Этот дар любви состоит в том, чтобы мы были благословением Божиим в кругу семьи и близких; на своем месте и по своей силе строили Христово дело, и у каждого найдутся сотни случаев для этого. Не следует думать, что плоды христианской веры должны быть расточаемы, обязательно далеко за пределы семейного круга, напротив, тут-то мы и найдем им настоящее применение. По крайней мере отсюда должно начать. Сумей преобразить в Царство Божие жизнь твоего дома, семьи, вообще с кем ты вместе живешь; это и будет доказывать, что ты преображаешь душу твою по Христову образу. Главное в деле  спасения:: делать для Бога  свое близкое дело. Христианин обязан , конечно, идти вперед, стараться расширять поле своей деятельности. Но он может это сделать,  разработавши  только свой первый маленький домашний участок. Ведь неразумен тот, кто вздумал бы вспахать огромное поле, на которое у него не хватит семян. Он разбрасывает семя так, что далеко  вырастит колос от колоса и  беспомощные, одинокие они будут выбиты ветром. Такой человек не  сожнет во время хлеба и от широкого посева соберет одну солому.

Будем же помнить, православные, слово апостола: «дары различны, но дух один и тот же, и служения различны, но Господь один и тот же ( 1 Кор.12,4-5). Пусть каждый из вас несет в св. Церковь, как в некую сокровищницу духовную  все чистое и святое, что желал бы он  принести в дар Господу: один — знание Христовой истины и открытое исповедание ее; другой — свою горячую и искреннюю молитву; третий — свое доброе и отзывчивое сердце; четвертый — свою любовь к Богу и людям;  пятый мужество; шестой  — чистоту помыслов и жизни. Пусть каждый  внесет святость в свое  хотя бы и маленькое дело, ею творит во славу Божию и мы все будем творцами, строителями Царства Божия на земле. Тогда никакие немощи, никакие духовные расслабления не будут нам страшны. Господь, видя нашу общую веру, исцелит нас, как по вере других исцелил расслабленного и «невозможное от человека станет возможным у Бога» (Мф.19,26).

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.