Поучение в неделю 32–ю по Пятидесятнице (3)

Почему мы, именующие себя христианами, часто душой далеки от Христа

Иисус взглянув, увидел Закхея и сказал ему: «Закхее, сойди скорее. Ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лук.19.5).

Слыша сегодня эти слова евангелия некоторые из вас может быть подумали: «Отчего мы не заклей, отчего не нас обещает навестить Христос». «О. Если бы Ты, Господи, прошел близко около нас, как прошел Ты около Заклея! Если бы нам удалось видеть Тебя, принять Тебя в дом и услышать Твои глаголы! Зачем вознесся Ты на небо, и очи наши телесные уже не видят Тебя, как видели те древние счастливцы, среди которых ходил Ты некогда в днях Твоего плотского обитания на земле? Зачем слух наш не слышит Твоих сладких речей?»
Но, братие, многие ведь видели Христа в дни Его земного пребывания среди людей и , однако не веровали в Него , один даже из приближенных Его учеников предал Его. И многие слышали слово прямо из уст Его и однако не трогались сердцем.
Но кто ищет Его сердцем, кто желает Его видеть и слышать не для праздного любопытства, а ради назидания и спасения, к тому всегда близок Господь. Ведь все истинные христиане, Христианские подвижники, стремясь через очищение себя от страстей ощутить близость к сердцу Господа, действительно достигали этого ощущения, и духовная красота Спасителя так очаровывала их, что они не хотели уже ничего кроме Него.
И вот здесь, мне думается ответ, почему мы, именуя себя христианами, часто душой далеки от Христа. Мы не усиливаемся видеть Его внутренними очами, осязать Его красоту, коснуться риз Его; не стремимся при свете Его лика видеть блаженство царства небесного, не стремимся овладеть им, — потому-то Христос и далек от нашей души, далеким и неясным по своим свойствам и качествам является для нашей души и Его небесное царство. Никогда мы не бываем в лучах Христовых так, чтобы переживать в себе Христа, как радость и красоту, мир и покой души.
Но что делать, скажете вы, если глаза наши не видят?
Влезьте на смоковницу, как Закхей, т.е. поставьте себя в такие условия, чтобы видеть. Может быть вы редко дышите воздухом Евангелия? Так пусть же эта книга будет вашим ежедневным чтением. Не умеете читать? Тогда чаще думайте, размыляйте о событиях евангельских, стремитесь обнять их свои сердцем. Может вы любовно не останавливаете своего внимания на изображениях Христа? Так полюбите всматриваться в лик Христов на св. изображениях, окружие себя этими напоминаниями о Христе. Чаще поднимайтесь к нему душой в пламенной молитве, чаще с должным приготовлением приобщайтесь Св. Тела и Св. Крови Христа Спасителя и вы увидите Его, , и ясный путь к жизни, Его достойной.
Почему мы не видим Христа? Если мы Его не видим, не чувствуем. Что Он есть, то потому, что Он не может явиться, открыться нам, мы недостойны Его богоявления. Сделаем же Его сосредоточием своего бытия. Своих желаний, и тогда мы почувствуем касание Его присутствия, увидим Его в себе и это видение будет не менее действительно, чем то, какого удостоились современники Господа. С тех пор , как Господь явился на земле людям, Он всегда близок к ним. Только научимся Его любить, тогда и в мертвой его иконе увидим живой Лик Его. Кто хочет видеть Христа, тот должен только любовно приготовить себя, чтобы Его видеть, и тогда он не будет жалеть, что не видел Христа на земле телесными очами. Он будет видеть Его духовными очами около себя, за собою, как друга, как хранителя. Как жизненную опору. Со дня Богоявления – Богоявление стало непрерывным. Не ушел Христос от людей. Оставив землю. Через свою искупительную смерть за нас. И воскресение, Он подошел ближе к людям, стал доступен не только для видевших Его на Земле. А для всех людей. Для всех верующих в Него и живущих по вере. Не скрыл Лика Своего, а приблизил Его ко всем людям… Жаль, что мы часто забываем, но что мы всегда должны помнит, что ведь все мы приняли печать крещения, печать Св. Духа, и вместе с тем печать присутствия в нас Христа. Во Христа крестились и во Христа облеклись. В крещении мы привились к Нему как ветки к лозе, стали жить Его животворящей силою. Мы часть Его тела, которое составляет его Церковь. Живя в церкви, как Глава ее, Христос всецело проникает всю Церковь и кровь каждого из нас Он питает Своею Кровию в таинствах причащения. Он отпечатывает Лик Свой на мягком воске нашей души и Сам в нашей душе находит дом Свой. Припомите. Что сказал Христос в своей прощальной беседе с учениками. А в лице их и всем своим последователям: « Я есть Лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем (Иоан.15,5); кто любит Меня, ого и Я возлюблю и явлюся ему Сам. Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обительу него сотворим (Иоан.14;21, 23).» А мы иногда тоскуем: о, если бы увидеть Христа, мы стали бы иными! Нет, Христос всегда с нами. В Церкви, к которой мы принадлежим. Христос всегда невидимо , но действительно присутствует и всякий взыскающий Господа. может приступить к Нему, ощутить Его. Но что же нам мешает? Почему среди христиан так мало чувствуют в Церкви Христовой Христа Спасителя нашего ощутительно? Причина этого печального явления в том, что люди не ищут Христа в Церкви Христовой, не делают никаких усилий. Чтобы духовно ощутить Его, не подражают Закхею в его усиленном искании видеть Господа. Одних отвлекают от этого искания житейские заботы и попечения, других — богатство, пристрастие к земным благам, удовольствиям, а третьим препятствует вообще малый рост их благочестия. Они видят Церковь Христову, знают священников и слышат службы Божии, но живого Христа, Спасителя нашего, не чувствуют в Церкви Христовой. Они стерли святую печать крещения, закрыли святой Лик Христа грязью суеты и греха, загрязни ли очи сердца, и не видят Христа.
И все — таки Господь близок к каждому из нас. Стоит только снова очистить ослепшее сердце покаянием, которое только при чистоте видит Господа, очистить от земной суеты, греха, пристрастия к земным благам, поставить выше всего этого, возлюбить больше всего на свете – Христа – и Христос явится во всем свете любви Своей, как мир, покой и восторженная радость для такой очистившейся души человека.
Будем же искать непрестанно Бога, будем стремиться к Нему всею своею жизнию, будем сами близки к Нему, и Он станет к нам близок, и тогда подобно Закхею почувствуешь радость и свое спасение о Господе.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.