Поучение в неделю 32-ю по Пятидесятнице (2)

Евангельский Закхей, как пример истинного покаяния

Какие поразительные перевороты происходят иногда в нравственной природе человека! Как быстро может она воспрянуть и обновиться от одного прикосновения любви Божией! Наглядный пример такого перерождения мы видим в нынешнем евангельском сказании о Закхее. Закхей был начальником мытарей, т.е. податных сборщиков в Иерихоне. Худая слава ходила в народе про это сословие. Общественное мнение относилось к мытарям с нескрываемым презрением и обвиняло их в корыстолюбии и вымогательстве. Повидимому и Закхей по своему нравственному складу ничем не отличался от своих собратьев по службе.
Однажды, когда Иисус Христос проходил городом, Закхею захотелось посмотреть на прославленного Учителя и Чудотворца, имя которого тогда уже гремело по все Палестине. Но Господа окружала густая толпа народа, совершенно закрывавшая Его от взоров Закхея, который к тому же был очень мал ростом. Н желание видеть славного Учителя было так сильно, что Закхей, не стесняясь своим начальственным положением, забежал вперед и влез на смоковницу, стоявшую возле дороги, по которой должен был проходить Ииисус. Поравнявшись с этим местом, Христос увидел сидящего на дереве Закхея и обратился к нему с присущей Ему божественною благостию, которая слышалась в каждом слове и в самом звуке Его голоса: «Закхее, потшався, слези: днесь бо в дому твоем подобает Мне быти»(Лук.19, 5). И что же? Это, повидимому, простое , ласковое слово, которое он быть может никогда не слыхал от других, победило и душу, и сердце грешного мытаря; это дружелюбное расположение и отеческая снисходительность, которой он , вероятно, всего менее ожидал от Учителя святости и правды, в одно мгновение совершило то, чего не могли сделать ни угрозы закона, ни укоры и обличения граждан. Загрубелое сердце Закхея, как лед под лучами солнца, сразу растаяло от одного прикосновения любви Божией: неизъяснимый восторг радости и счастья охватил его священным трепетом. Он поспешно слез с дерева и осчастливленный приветливым вниманием Господа, повел Его в свой дом, находившийся неподалеку.
Между тем., сопровождавшая Иисуса толпа открыто высказывала сво недовольство, зачем Он к « ..к решному мужу вниде витати» ( Лук. 19, 7).
Посмотрите теперь , какие чудеса производит в грешных душах мощная сила любви Божией. Одно благостное слово Христа, в котором выразилась вся беспредельная сила любви Божией озарила ярким светом все мрачные тайники в душе Закхея. Страсти и пороки, которые гнездились в этом мраке, предстали пред его совестью во своем отталкивающем безобразии. Он прозрел и понял глубину своего нравственного падения. Любвеобильная благость Господа устыдила его дремавшую совесть. Он весь как бы встрепенулся и ожил душою. Неодолимая потребность оставить свое греховное прошлое и загладить его делом любви охватило все нравственное существо и сердце Закхея. Он оценил ту высочайшую честь, которую оказывал ему Господь.= Своим посещением и ужаснулся своего недостоинства. Глубокое чувство благодарности, искреннее горячее раскаяние в прежних беззакониях и желание быть достойным оказанной ему чести, — все это разом поднялось в душе Закхея, как чистый светлый ключ в тинистых водах болота. Он понял внутренним чутьем сердца, что на любовь Христа можно достойно ответить только любовию же и в порыве благородного благодушия он всенародно произнес свой щедрыйобет, который, вероятно, очень удивил всех, его знавших. «Се по имения моего , Господи, дам нищим и еще кого чим обидел, возвращу четверицею»(Лук.19,8). Вот что говорит тот самый Закхея, ославленный в народе, как муж грешен, как черствый корыстолюбец, который раньше , наверное не знал, что такое сострадание и не понимал другой цели и интереса в жизни, как копить себе богатство правдой и неправдой. Под животворным действием любви Христовой в душе Закхея наступила внезапная решительная перемена: любостяжательность и бессердечие, этот основной нравственный недуг Закхея, разрешился слезным покаянием и щедрым даром в пользу нищих и обиженных. Застарелая страсть миновала; больная душа опять стала здорова и воспрянула от своего падения. «Днес спасение дому сему бысти» (Лук.19,9), засвидетельствовал Сам Господь, Виновник этого чудесного перерождения
Нам с вами Братие, нет надобности, подобно Закхею прибегать к каким – нибудь особенным средствам, чтобы видеть Христа, нашего Спасителя, « Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Мф. 28,20 ), сказал Господь апостолам, а в лице их всем Христианам, пред Своим вознесением на небо. Ведь не в том сущность дела, чтобы видеть Господа лицом к лицу плотским зрением , как мы видим друг друга. Такое непосредственное полное созерцание обещано и даровано будет нам в блаженной вечности, если мы ее заслужим. А теперь Господь незримо, но также действительно присутствует среди нас, как некогда был во плоти в доме Закхея. По Своему Божеству Он каждое мгновение пребывает с нами, а в пречистых тайнах своего тела и крови Он не только присутствует в храме, но теснейшим образом вступает в общение с нами в божественном причащении.
Своим участливым, благостным обращением Господь на веки привлек к Себе сердце Закхея и вызвал его на покаяние; одно мягкое теплое слово любви и произвело полное обновление и зародило новую жизнь в грешной душе Закхея. Но ведь Господь никого не лишает Своей любви. Святое Христово Евангелие – это вечный глагол Его всеобъемлющей любви, который простирается на все времена, одинаково обращен к всем людям и народам и к каждому человеку в отдельности. Никакое человеческое слово , хотя самое красноречивое, не в силах объят и выразить всю полноту любви Божией, которой мы окружены всегда так же, как воздухом.
Может быть некоторые из нас готовы завидовать Закхею, которого Господь осчастливил своим посещением. А кто же мешает и нам принять Его к себе не в дом только , но и в сердце? Если для этого не существуют препятствия , то никак не со стороны нашего Спасителя, а единственно в нас самих. Разве не к каждому из нас обращено Его утешительное обещание и даже не только за Себя, но и за Своего небесного Отца – «..к нему приидема и обитель у него сотворима» (Иоан.4,23). К кому же это к нему? К тому, разъясняет Господь, «… кто любит Меня и слово Мое соблюдает; и Отец Мой возлюбит его», добавляет Он для большего убеждения. Значит не Господь отвращается от нас, а мы сами отталкиваем Его недостатком своей любви и ослушанием Его слова. Закхей не звал к себе Иисуса Христа, ОН сам заявил желание быть в его доме, потому что знал, с какою радостью и любовью тот примет Его посещение. Господь точно также охотно готов посетить и каждого из нас:» се стою при дверях и толку…», говорится от Его лица в Апокалипсисе, «…аще кто услышит глас Мой и отверзит двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною» (Апок. 3.20) Видите, Господь и нас желает посетить , даже скорее, чем Закхея. Но мы сами накрепко запираем пред Ним двери сердца своими грехами. Вместо любви и преданности мы встречаем его равнодушием; вместо Закхеева покаяния и его богоугодной жертвы отвечаем на любовь Спасителя упорным коснением во грехах. Грешный презренный мытарь оказался неизмеримо лучше и сердечнее, нежели большинство христиан нашего просвещенного времени. Его грубая душа казалась мягче и восприимчивее к голосу любви Божией, чем изнеженные пресыщенные сердца наших современников. Много ли теперь найдем мы таких Закхеев, с такой же силой и непосредственностью верующего чувства? Он много грешил . но по первому зову Божию сумел и покаяться. А мы грешим, наверное, не меньше Закхея, а вовсе не умеем каяться так полно и глубоко с переменой своей жизни на лучшую, как покаялся он. Страсть к приобретению материальных благ, денег всеми правдами и неправдами, эта страсть , которой страдал Закхей, есть общий недуг нашего времени. А кто же из нынешних Закхеев способен отдать пол имения неимущими помимо того, вознаградить четверицею тех, кого обидел?
Закхей всей душой отозвался на любовь Христа, искупил свои грехи и своим великодушием привлек к себе милосердие Божие. Да поможет и нам Господь подражать ему в покаянии и в великом деле служения ближнему.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.