Поучение в неделю 31-ю по Пятидесятнице (2)

Слепота духовная

Великое чудо всемогущества и милосердия Христа Спасителя открывается пред нашим взором в нынешнем читанном за литургией евангельском рассказе об исцелении иерихонского слепца. Не стану повторять этот рассказ, так как вы слышали его сегодня, замечу только , что не трудно представить, какую радость и какое счастье почувствал слепец, исцеленный Христом, когда увидел свет Божий
Может ли быть несчастие тяжелее слепоты. Слепой среди белого дня ходит как в могиле. Для него из года в год продолжается одна беспрерывная ночь и никогда не существует рассвета; ни один живительный солнечный луч не проникает за плотную завесу, которая облегла его погасшие очи. Он не видит ни окружающей его природы, ни одного человеческого лица, не знает даже собственной наружности; все вокруг него покрыто густым мраком, все сливается в одно смутное, тяжелое ощущение темноты. Разумеется всякая болезнь, всякое страдание нашего телесного организма составляет тяжкое бремя для человека, но слепота , кажется, тяжелее многих других болезней.
Но бывает слепота другого рода, которая несравнимо гибельнее и страшнее нежели слепота телесная; это слепота духовная, которая, к сожалению, встречается гораздо чаще, чем первая. Этот недуг тем ужаснее, что сам больной часто его не сознает и не замечает. Слепота духовная, подобно телесной, бывает двоякого рода: или прирожденная, когда человек не имеем и не имел понятия о божественной истине, или приобретенная, когда он имел и держал религиозную истину в сердце своем, но потом произвольно ее утратил.
К первому роду можно отнести всех неверных, нехристиан, которые по самому рождению и условиям среды стоят вдали от Христовой истины и не имеют возможности ее узнать и усвоить сердцем. Они неповинны и непричинны в своей слепоте духовной и заслуживают глубокого сострадания. Но при благоприятных обстоятельствах луч Божественного света легко может озарить духовную мглу этих невольных слепцов, они могут духовно прозреть еще здесь на земле. Загробная же участь их в руках Божиих и есть тайна для нас.
Гораздо тяжелее и опаснее слепота второго рода, положение слепцов произвольных. Сюда относятся все те, кто крещен и воспитан в истинах веры Христовой, имел в душе все необходимое для ее развития и однако же сам загасил в себе этот Божественный светоч; кто добровольно променял истинный свет евангелия на лживое, обманчивое мерцание своего разума; кто сознательно попирает Слово Божие и заповеди Христа, выше всего ставит свою собственную греховную волю. Этот последний род духовной слепоты с чрезвычайным трудом и весьма редко поддается врачеванию.
Духовная слепота сопровождается подобными же лишениями для души, как и слепота телесная (физическая). Духовный слепец не видит и не замечает того, что совершенно ясно для других. Он не чувствует того яркого света, которым озарено и блещет Слово Божие; самые и непререкаемые истины веры для него все как то неясны и темны и вызывают недоверие. Какой-то густой туман носится перед его духовными очами и заслоняет от них самые неотразимые доводы, свидетельствующие о божественном происхождении и величии Христовой веры. Этот туман проникает в самые глубокие недра его души и разъедает ее беспрестанным сомнением и даже отрицанием того, что для всякого зрячего и непредубежденного как мало образованного так и всесторонне научно образованного христианина ясно до очевидности. Промышление Божие о мире для него как бы не существует; дивная стройность мира кажется ему простым, случайным действием естественных сил природы; чудеса его не убеждают; святые мощи возбуждают в нем кощунственные сомнения Эта слепота расслабляет все духовные силы человека и делает его неспособным к восприятия религиозной истины, к ощущению сверхчувственного мира, к духовным переживаниям. Солнечный свет освещает всех одинаково, но слепой его не видит; так и божественный свет веры Христовой открыт и светит для всех, но пораженный духовной слепотой его не замечает.
Для верующего все ясно. Просто и давно решено высшим откровением Божиим. Все тайны жизни, бытия для него открыты верою и освещены Словом Божиим. А для несчастного духовного слепца, загасившего веру в своем сердце, все кажется темным загадочным, непостижимым. Он не видит ничего дальше настоящего; будущий суд и воздаяние кажутся ему чем-то далеким и быть может несуществующим. У него не может быть ни твердых устоев, ни ясно сознанной цели, которая бы руководила его деятельностью, его жизнию, не может назвать свою жизнь осмысленной, разумной , если случайная по его же собственному выражению и нелепая смерть то и дело вырывает из жизни то того , то другого иногда в самый разгар их кипучей земной жизни, а за этой смертью, по его мнению, зияет бессмысленная пустота. У него есть все нужные силы и средства, чтобы идти путем христианского совершенства; этот путь для всех ярко освещен и указан Словом Божиим, а он бродит ощупью по распутиям своей страстной воли и гордого разума. И эта жалкая жизнь без просвета веры и надежды, без смысла в настоящем и без утешения в будущем, длится обыкновенно до самой могилы.
Такая слепота несравненно ужаснее и безотраднее, чем обыкновенная телесная слепота зрения. Эта последняя есть только временное бедствие и прекращается вместе со смертью; а после смерти настает новая, духовная жизнь, где глаза уже е нужны; там начнется другое духовное зрение, там уже будет светить высочайшее незаходимое Солнце правды – Христос Бог наш, созерцанием которого будут наслаждаться праведники.
А духовная, произвольно приобретенная слепота тяжела и безотрадна здесь, она готовит вечный мрак и за гробом. Она поражает не тело а душу человека, которая останется слепа на всю вечность; слепота души есть в то же время и смерть ее на веки.
Кто же спасет ее от этой страшной участи, если не Тот, Кто один имеет власть воскрешать и живить мертвых? Кто возвратит ей утраченный ею свет веры и вновь зажжет в ней угасший светоч истины, если не Тот, Кто возвратил зрение и слепцу в Иерихоне? Для всемогущества и благости Божией нет ничего невозможного. Но для этого нужно также искренно и неотступно взывать, как взывал Иерихонский слепец: « Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя (18, 38 Лук.)
Но иерихонского слепца, как говорится в евангелии, некоторые удерживали от этого обращения к Иисусу и «..прещаху ему. Пусть умолчит (Лук. 18, 39) Тоже самое обыкновенно бывает и в наше время с одержимыми душевной слепотой. Иной раз он и готов бы был обратиться к Иисусу и чувствует в себе, как бы пробуждение уснувшей веры. НО находятся другие такие же, как он, слепцы, которые, подвидом расположения. Снова отклоняют его от Христа и загашают в нем последний луч веры. Счастлив он. Если во – время решительно отвергнет эти коварные внушения и с искренним покаянием и верою обратиться к Господу. Христос – Господь несомненно и над ним совершитто же чудо, какое совершил на слепцом Иерихонским.
Какое же для себя вынести назидание из всего сказанного?
Имея здоровые глаза и зрение, мы обладаем, дорогие брат. И сестры, величайшим даром Божиим. Будем же ценить этот дар и всегда благодарить за него Господа, ибо к сожалению начинают ценить этот дар тогда, когда его лишаются. Но всего более будем ценить и хранить наше внутреннее, духовное зрение – способность всюду созерцать Бога и его святую волю. Ведь и между нами может быть найдутся люди, которые страдают близорукостью и слабостью веры, с чего обыкновенно и начинается слепота душевная. Если кто запустит это зло и оставит его без надлежащего врачевания, оно может усилиться и повести к окончательной слепоте души, к потере веры. Избави всех нас Боже, от этого страшного, пагубного бедствия! Лучше лишиться глаз, чем веры; лучше никогда не видеть Солнца, чем навсегда удалить себя от Бога, который по словам одной нашей молитвы, известной, вероятно, и вам, «есть свет паче всякого света, радость паче всякой радости, упокоение паче всякого упокоение, жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков».

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.