Поучение в неделю 3-ю по Пятидесятнице

Какие заботы о земном не велит иметь христианину Господь наш.

«Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете ни телом вашим во что облечетеся» (Мф.У1,25).

Так сказал, как вы слышали сегодня и евангельского чтения, Христос. Но как же, скажете вы, не заботиться  о нужном для земной жизни? Как же не заботиться о пище , о одежде?  Наша одежда сама собой не сошьется, наша пища  сама собой не готовится, наши дома сами собой не строятся и не нагреваются при холоде?.

Но Господь и не запрещает всякие заботы о земном, а только заботы известного характера, известного свойства, что вполне ясно из дальнейшей речи Спасителя.

Каких же забот о земном не велит иметь христианину Господь наш?

Заботы о земном тогда преступны в христианине, когда он ищет земного без мысли о Боге, о Промышлении Божием. Тогда  заботы его — заботы язычника, который не  знал истинного Бога и не имел твердой веры в Божие Промышление о людях. А как много  и ныне есть тружеников земли, которые работают, трудятся на земле без мысли о Боге! Хотя Бог не оставлял их поныне без пропитания и одежды, хотя Он незримо подавал им помощь в самых крайних нуждах, однако они все смотрят с беcпокойством на будущее, как будто будущее зависит от их забот. Иной говорит: теперь у меня мало детей, и для них много  требуется забот. Что же будет  со мною, когда их будет много? Теперь дети еще малы, и на них так много выходит. Что буду делать, когда они подрастут? А что, если сделаюсь болен, или умру, кто будет кормить детей? Другой не имеет детей и так же тревожится за будущность: я состарюсь и не в силах буду работать, а детей нет: кто станет кормить меня? Судите, к лицу ли христианину такие тревоги? Тревожатся за участь того , чего еще нет, тревожатся, забывая что всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, забывая, что никто из  заботящихся не может , по выражению Спасителя , приложити возврату своему локоть един.

Итак трудитесь, но не забывайте, что успех всякого дела зависит от Бога. Потому молитесь перед началом дела за его успех, молитесь по окончании дела, благодаря за конец. Всякая забота наша о земном без упования на помощь Божию есть грех  и делает нас недостойными благославения Божия.

Далее. Заботы наши о земном преступны еще тогда, когда хотим иметь земных благ больше, чем нужно для короткой земной жизни нашей.

Много ли нужно для человека на земле? И между нами мало -ли таких, которых состояние ограничено и почти бедно и которые вместе с тем живут покойно? Отчего же тревоги у других, которые наделены многим с избытком? Отчего, владея многим, говорят: мало нам?. Оттого, что эти люди прихотливы, оттого, что  кроме нужд природы, они придумали или нажили себе множество своих нужд, нужд страстей ненасытных. У них есть одежда, чтобы прикрыть тело от вредного влияния стихий, но им мало того; они хотят иметь богатую одежду, и не одну, а две или три. У них есть пища здоровая и свежая, но им надобна пища изысканная. У них есть и деньги, чтобы приобретать другие надобности жизни, но им давай, как можно  больше их. Судите , прилично ли такое поведение христианину, которого желания должны быть умеренны, потребности не без меры? Или не есть ли это поведение нехристианина — человека, которого страсти необузданны, желания безграничны? Апостол предписывает христианам: «имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем» (1 Тим.У1,8). Желать земного более, чем нужно для земной жизни, может только страсть к земле. А стоют ли земные блага, чтобы питать к ним пристрастие? Все они только на время забавляют душу, но не дают ей ни счастья, ни покоя. Мало того, за минутные наслаждения ими душа расплачивается тревогами совести, ощущением пустоты и скуки. А с иными бывает и того  хуже, иных избыток земных благ совсем отуманиваем:, доводит до забвения о Боге, до роскоши и беспутства, до гордости и высокомерия, до жестокости и безчеловечия в отношении к другим.  Печальное и жалкое состояние. Говорить ли о том, что  заботы о земном крайне преступны, когда для приобретения благ временных употребляются не честный труд и служба совести, а средства преступные. Труды,  например, служащих  государство оплачивает жалованием, обеспечивает его на старость пенсиею. Но иной, чтобы обогатиться, допускает обман на службе,  кривит дела правые, прикрывает виновного. Дело ли это совести христианской? Иной торгующий, желая скорее нажиться, берет за товар и труды тройную цену против того, чего они стоят. Дело ли это совести христианской? Иные не хотят заповеди апостола: » аше кто не хочет делати, ниже да яст» (2Сол111, 10), и живут праздно, бегают труда и именем Господа обманывают людей, чтобы получать деньги на удовлетворение худых привычек! Не будут ли они строго осуждены за это на суде Божием7

Наконец, заботясь о земном, надо всегда помнить слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам» ( Мф.У1,33) Попечениям о земном должно предшествовать в нас попечения о небесном; пред заботами о доме, пище, одежде должны занимать первое место заботы о душе, о вечном спасении. Что дороже: душа или тело? Земля или небо?  Если будем наблюдать законный порядок в желаниях временного и вечного, то заботы, помышления о земном будут святы. Мало того, Господь так любит нас, что в таком случае берет на Себя приготовить нам все нужное. Лишь только ищите вечного спасения души , и тогда, верьте, нужное для тела будет подано. Потому — то тем более жалки, тем более несправедливы те, которые день и ночь трудятся для земли, а о небе почти не вспоминают; и деньги и труды тратят, чтобы накормить и одеть себя и семью прилично, а чтобы украсить себя и семью делом милосердия к ближнему — того и на уме нет. Весьма верно называет их слово Божие «сынами века сего» (Лук. ХУ1,8), они живут по духу времени и для времени, и подумать о вечности им некогда. Какое печальное положение! Что может ждать их за пределами земной жизни?

Возлюбленные братья! «Блюдите, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудри, разумевающе, что есть воля Божия» (Еф. У1, 12)

Будем всегда помнить, что живя по воле Божией, мы можем быть счастливы и на земле и в вечности; но гоняясь за земными благами не согласно с волей Божией мы готовим себе только горе часто здесь на земле и  несомненно там, в вечности.

Аминь

 

  1. На что главным образом должны быть направлены заботы у человека.

В ныне чтенном Евангелии за литургией Господь  говорит о том, на что главным образом должны быть направлены заботы у человека. Побеседуем и мы об этом сейчас.

Что всего более бережет человек? То,  что нужно и то что всего дороже. А что всего нужнее для человека ? Душа. А что всего дороже для человека? Душа. Значит, о чем всего более он должен заботиться? О спасении души. А на самом деле так ли бывает? Далеко не так. Напротив, большей частию бывает так, что  человек менее всего думает о душе своей. Иной человек очень заботится о теле: питает его, греет его, украшает свое тело. Иная женщина стоит перед зеркалом чуть ли не четверть часа и даже более, украшая свое тело, свою голову, свои волосы, а о душе и не вспоминает; не думает , что ей нужна своя одежда , свое украшение. Да и женщина ли только так делает? И мужчины не более ли того часто забывают о душе своей? Обо всем, что относится к телу, они иногда  очень заботливы, а о душе забывают;  и холодно  и голодно  этой бедной душе и ходит она в безобразной одежде грехов,  пороков и страстей.  Не даром один мудрый человек сказал:»Если бы до явления меня в этом мире спросили , чем бы я желал быть здесь, то я сказал бы: менее пожелал бы быть душою человеческой. Почему? потому что о душе человек менее всего заботится».  Не правда ли, что мы менее всего думаем о душе, менее всего заботится об удовлетворении ее потребностей. Душе нужно знание, нужна истина, а мы  оставляем ее в невежестве, питаем ее ложью, обманами. Ей нужна любовь, а мы подносим ей ненависть, вражду, озлобление против других. Душе нужно, чтобы мы поступали по совести, по закону, вложенному в нее от Бога, а мы постоянно попираем голос совести. Душа произошла от Бога и стремится к Богу, как дитя к своей матери, а мы не допускаем ее до Бога и не допускаем к ней Бога. И выходит то, что в крепком, красиво одетом, накормленном напоенном теле — душе и холодно и голодно и тревожно от упреков совести. И жалуется душа к Богу: изведи меня из этой темницы, чтобы исповедаться, т.е. прославлять имя Твое там, где мне будет и светло, и тепло, и уютно.

Что же делать человеку, чтобы успокоить свою душу, чтобы удовлетворить ее потребности и тем спасти ее от смерти, от вечной погибели? Нужно прежде всего всегда помнить, что у нас кроме тела есть душа. Нужно помнить, что и для души нашей нужна пища и одежда. Только не такая пища, одежда , какие нужны для тела. Тело питается хлебом, а душа питается Словом Божиим, молитвою, благодатию Божией, подаваемых в Святых Таинствах. Тело одевается одеждою, украшается уборами, а душа одевается благими нравами: кротостью, терпением, смирением; украшается милосердием, любовию, истиною и вообще исполнением заповедей Господних.

Но прежде , чем начинать питать душу доброй пищей, нужно  освободить ее от той дурной пищи,  которой ее ранее питали; прежде чем одевать ее в добрую одежду, нужно снять с нее ту худую одежду, в которую мы облекли ее.

Что такое вредная пища для души? Это — дурные мысли, греховные желания, нескромные речи, чтение легкомысленных повестей и рассказов. А худая одежда для души суть: дурные привычки, привычка лгать, обманывать, пересуживать, пристрастие к еде, к вину, похоть, разврат, гордый взгляд, гордая походка, самохвальство и другие многочисленные пороки.  Все это облегает душу человека, как худая одежда. Видали ли вы, как иногда смердящий труп окружают и гложут псы, клюют вороны, или облепляют его черви, мухи,  жуки и разного рода гады. Подобное бывает и с душою беспечного человека. Ее также облегают и окружают разного рода нравственные гады, нравственная скверна, которую по слову Христа составляют: прелюбодеяния, любодеяния, убийства. кражи, лихоимство, злоба, месть, коварство,  непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, беспутство  (Мф7, 21 — 23)  От этой скверны и нужно сперва освободить душу. А  освободивши от всего этого, нужно питать ее доброю пищей, одевать доброй одеждою. Добрую здоровую пищу для души составляют: чистые мысли, благочестивые размышления, благие пожелания, скромные речи, чтение душеполезных книг, чтение слова Божия, посещение храма Божиего,  усердная внимательная молитва, чистосердечное покаяние и исповедание грехов, благоговейное приобщение Святых Тайн.

Не душа ли больше пищи и тело — одежды? — сказал Спаситель Христос, как вы слышали ныне в Евангелии. Не должно ли поэтому заботиться о спасении души более, чем о приобретении пищи. А мы заботясь о пищи забываем о душе, заботясь об одежде для тела,  забываем об одежде для души; губим душу , а с душой губим и тело.  Ибо после смерти, в  день суда Божия не душа пойдет за телом, а тело пойдет за душой.  Куда душа, туда и тело; душа в рай и тело в рай, душа в ад и тело в ад. Значит всего более нужно беречь душу , а не тело. Какая польза  человеку, говорит Господь, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Итак будем более всего заботиться о спасении души. Она у нас одна;  если погубим ее другой души у нас не будет Погибнет душа, погубит с собою и тело. Позаботимся же о душе более, чем о теле. Не будем отлагать этой заботы до завтра, но сегодня же начнем серьезно думать о душе, как бы спасти ее. Не будем отлагать эту заботу до завтрашнего дня, до другого времени, будто бы более благоприятного — до болезни, до старости. Покаемся теперь же  во всех своих грехах, которыми мы до сих пор питали, одевали душу свою; начнем исправление своих нравов с сегодняшнего же дня; ибо кающемуся Господь обещал прощение, а  завтрашнего дня никому не обещал.

Потрудимся для души, как трудимся для тела. Ведь нелегко дается всякий труд, когда хотим заработать пищу и одежду для тела; однако же мы трудимся, потеем и утомляемся. Не легко учиться грамоте, ходить в школу, однако же дети ходят и учатся, чтобы приобрести знания. Не легко пахать, косить, жать, однако же люди одолевают эти труды, чтобы приобрести хлеб и одежду. Не легко работать на фабрике и вообще нести всякую службу, но люди трудятся, чтобы пропитать себя. Потрудимся, хотя столько же ради души, сколько трудимся для тела. Сперва будет трудновато от непривычки, а когда навыкнем ко всему доброму, хорошему, тогда будет легко и приятно. Тогда и умирать будет покойно, и на суд Божий предстать не страшно

Аминь

 

 

3. Как исполнить заповедь Христову: «искать прежде всего  царства Божия» при  современных условиях жизни.

«Ищите прежде царства Божия» (Мф.:,33)

Вот заключительные слова ныне слышанного вами Евангелия. Без сомнения большинство из нас от всей души радо бы исполнить эту заповедь Спасителя, но недоумевают, как исполнить ее при нынешних условиях жизни. Все опыты достижения людьми царства Божия относятся, повидимому, к прошлому времени. Все известные пути и способы достижения его как будто  уже устарели и  стали неприложимы в наше время.

Прежде, например, люди ради царства  Божия шли в пустыни, беспрепятственно селились и без помехи подвизались там. Теперь же и пустыни поблизости не отыщешь, да и поселиться в ней пожалуй не позволят. Прежде ищущие царства Божия укрывались в монастырях и здесь, среди особенно благоприятной обстановки устремлялись к царству Божию. Но в последнее время монастыри с внешней стороны являлись поприщем столь же затруднительным  для достижения Божиего царства, как и мир; так много в них проникло мирского, мирских забот и соблазнов, а теперь и вовсе монастырей не стало. Прежде часто появлялись благодатные  религиозные светочи  и опытные руководители на пути к царству Божию — святые  подвижники —  теперь мало слышно о таких  путеводителях. После этого спрашивается, как и где нам искать царства Божия, каким еще новым неведомым путем идти к нему, когда все прежние  как бы пресечены для нас?

В ответ на это нужно напомнить вам вот что. Как само царство Божие всегда было и есть и будет только одно, так и путь к нему  возможен и действительно существует только один и при том такой, который близок каждому из нас и даже  начинается в нас самих. В этом смысле в Слове Божием и сказано: «Царство Божие внутри вас есть» (Лук. 17,21) Оно действительно своим началом и  основным зерном заключается в самом человеке, именно в непреодолимом желании его быть близким Богу и жить в любви и общении с Ним. Имейте только это желание, воспитывайте и укрепляйте его в себе и все прочее приложится, внушает нам Слово Божие. И прежде всего откроется сам собою надлежащий способ к осуществлению этого желания. В самом деле искренно жаждущий Бога, духовно — молитвенного общения с Ним, всегда найдет практический  способ удовлетворения этой жажды, везде отыщет благоприятные к тому условия. Если для беспрепятственного уединения общения с Богом ему понадобится пустыня, то он найдет  эту пустыню даже в многолюдном городе.  Не удивляйтесь этому! В наше время человеку, ищущему уединения с Богом и в Боге, нигде так не приходится чувствовать себя одиноким как в современном безрелигиозном городе. Здесь он может встретить тысячи людей и почти ни в одном из них не найдет сочувствия своей религиозности. Скорее дикая пустыня своим безмолвием и величественностью может явиться его духовному взору как бы религиозно живою, нежели шумная, мелкая, однообразная суетность города. Скорее звери пустыни преклонятся пред истинным величием истинно религиозного человека, нежели безрелигиозные и равнодушные к религии в большинстве своем обитатели города.

Не очевидно ли, что истинная внутренняя религиозность, как  явление редкое в наше время, уже сама по себе обособляет человека от других людей и создает для него желанное уединение даже среди городского многолюдства

Поэтому и нужно начинать дело достижения царства Божия  именно с этой внутренней религиозности, а не с внешнего уединения.

Но истинная религиозность кроме уединения может создавать для себя и другие благоприятные условия. Она и семейный очаг религиозного человека может превратить для него в  монастырь и рабочую комнату его в молитвенную келию.

Истинная религиозность всегда сама себе отыщет также и нужных руководителей, наставников благочестия не только в древних православных светочах религиозной жизни, но и в современниках, скромных , безвестных, но таящих в себе искру Божию и ревнующих о вечной жизни.

А поэтому первая и главная наша задача при искании царства Божия заключается в сохранении и развитии у себя общей религиозной настроенности, общего стремления к Богу и богоугодной жизни. Нужно только не подавлять и намеренно не заглушать в себе  богобоязненности, сознания своей греховности, желания оправдания пред Богом и жажды вечной жизни.

Нужно сохранять и укреплять в душе это драгоценное духовное семя , и оно подобно евангельскому горчичному зерну уже само разрастется и отыщет для себя благоприятную пищу и счастливые условия. Оно могущественно направит и стремления, и интересы, и любознательность туда именно, где можно найти пищу для богоугодных чувств, где вообще можно почерпнуть силу и одушевление для достижения вечного царства Божия.

Оттого и мало, особенно в настоящее время, идущих в царство Божие, что семени — то религиозного в нас слишком мало, что мы не только относимся к нему с небрежностью, но и явно способствуем его искоренению в себе, ибо заглушаем  его  всевозможными плевелами мирских интересов, плотских греховных страстей и своекорыстных материальных стремлений.

Итак, братья и сестры,  возлюбите искренно всей душой Христа Бога — Спасителя своего, полюбите чистую, хорошую, богоугодную жизнь,  возненавидьте всякую греховную нечистоту, бегайте ее, боритесь с ней. Помните, что настоящая земная жизнь, зараженная грехом, не есть истинная жизнь, а жизнь неправильная, ненормальная, которая приносит одно только разочарование. Есть истинная жизнь, исполненная бескорыстной любви, правды, мира, чистоты, святости и неразрывного с ними блаженства; потому блаженства, что в своем основании эта жизнь имеет духовное общение с Богом, слияние с Ним, — Источником истинной жизни, света и радости. Вот такая — то  жизнь и есть царство Божие. Вот и старайтесь, чтобы в вашей душе водворилось это царство. Ищите его настойчиво, прежде всего и тогда, в каких бы внешних, повидимому плохих, условиях вы не находились, они не воспрепятствуют вам найти это царство, — все же остальное, по слову Христа, приложится вам.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.