Поучение в неделю 29-ю по Пятидесятнице (1)

О добродетели благодарности и о грехе неблагодарности

Сегодня  вы слышали евангельское повествование о чудесном исцелении Господом  Иисусом десяти прокаженных, которые встретили Христа при входе в какое – то селение. Завидев издали идущего Господа, они оживились надеждой на помощь Божественного  Чудотворца. Не смея подойти к Нему ближе, они остановились и стали кричать громким голосом:» Иисусе, наставниче, помилуй ны! » (Лук.17, 13)» Шедше, покажитеся священникам ( Лук. 17, 14), сказал им в ответ на их просьбу Господь. Что это значит?  Зачем Он посылает их к священникам? Какая тут связь между ответом и просьбой? Чтобы понять смысл этих слов, нужно иметь в виду, что по закону Моисееву священникам по отношению к прокаженным принадлежало право  медицинского освидетельствования  и удостоверения, в силу которого заболевшие разъединялись от здоровых и изгонялись из поселений, а выздоровевшие вновь принимались в общение и возвращались к покинутым домом и семьям. Таким образом,  в настоящем случае повеление Господа, обращенное к прокаженным – «шедшие покажитес священникам» — равнялось прямому исцелению.Это значило то же, что сказать: пусть будет по вашему желанию, вы здоровы; идите теперь к священникам, чтобы получить право вернуться в семью. Но тут же было, несомненно, и некоторое как бы дополнительное испытание их веры. Господь посылает их к священникам, как уже окончательно выздоровевших, а между тем, сила Божия проявилась над ними не вдруг, и  в первый момент они не ощущали не только выздоровления, а пожалуй даже улучшения. Тут требовалось полное, очевидно, и непоколебимое доверие к слову Господа, чтобы не поддаться сомнению. Но  несчастные больные так уже исстрадались, что им не оставалось другого утешения. Обрадованные  возвещенной им милостью и веруя неложному слову Господа, они пошли согласно Его повелению, и бысть идущим им очистишася (Лук 17, 14). Таким образом, вера не посрамила их ожиданий: пока они шли, проказа с них исчезла, и они почувствовали себя вполне здоровыми. Что же мы видим после исцеления прокаженных?  Девять из них пошли дальше, а один, повинуясь влечению переполнивших его чувств, вернулся назад к своему Благодетелю – Христу, и упавши к Его ногам со слезами радости благодарил Его за  оказанную ему милость    « Не десять ли очистишася, да девять где? , — спросил Господь как – бы с упреком, обращенным к отсутствующим; «како не лбретошая возврашиеся дати славу Богу токмо  иноплеменник сей» (Лук. 17, 17-18).

В самом деле, чем объяснить такой неблагодарный поступок?  Неужели ни сердце, ни совесть не подсказали им естественного долга благодарности к своему  Благодетелю, — долгу, которому повинуются даже бессловесные твари?  Посмотрите, например, как домашние животные и даже иногда  хищные звери привязываются к тому, кто их кормит, или помогает им в нужде и опасности! Очевидно эти неблагодарные иудеи, которые не сочли нужным даже выразить простую признательность исцелившему их Господу. принадлежали к типу мелких и низких себялюбцев, для которых личное благо составляло главную заповедь жизни и мерило всех отношений. Все остальное, что не подходит под эту мерку. Для них кажется чем – то малозначащим, без чего можно и обойтись. Для таких людей нужно именно тяжкое горе или несчастье; только оно может их образумить   и разбудить в них лучшие чувства. В самом деле мы не замечаем ничего предосудительного и худого в этих девяти иудеях, пока они  бедствовали в проказе; напротив. Мы видели у них и товарищеское согласие, и смирение и веру. Но лишь стоило им выздороветь – и они на первых же порах заявляют себя черной неблагодарностью. Что было с ними дальше, мы, конечно не знаем, но думается, что кто не умеет быть благодарным, оттого трудно ждать что- нибудь доброго.

Проверьте теперь ваше впечатление, оставленное в вас сегодняшним евангельским рассказом. Я уверен, что оно у всех у вас окажется одинаковым Мы чувствуем невольное расположение и сочувствие, близкое к уважению к саморянину, и наоборот по отношению к девяти остальным исцеленным явное нерасположение, что –то вроде стыда или досады; как будто они оскорбили лучшие и святые чувства, присущие человеческому сердцу.

Но ведь судить о других и притом  со стороны очень не трудно;  оттого – то мы, вероятно, так и злоупотребляем этой легкостью. А лучше спросим сами себя, сверимся с собственной совестью: не походим ли мы на этих девять неблагодарных, исцеленных Спасителем. И если мы будем только искренни и беспристрастны, то должны будем признаться, что и мы сами часто поступаем подобно им.

Уж мы ли не окружены со всех сторон благодеяниями Божиими, которым нет ни счета, н и меры. Если бы Господь хоть на мгновение покинул нас Свои м Отеческим попечением, отнял от нас Свою благодеющую руку – что бы от нас осталось?  В самом деле посмотрим на себя и кругом себя, кверху и книзу, обернитесь назад, на свое прошлое, подумайте о предстоящем  вам будущем, разве не все от начала до конца, от великого до малого даровано Богом для нашего блага. И  еще более того обещано впредь в блаженной вечности. К сожалению мы начинаем ценить все блага, которыми пользуемся только тогда, когда их лишаемся. «Что имеем не храним, потерявши плачем», говорит одна замечательная верная пословица. Возьмем для примера, что хотите – первое, что придет на ум. Ну, хоть глаза. Ценим ли мы этот благородный и нежный орган, в котором, как в зеркале отражается весь видимый нами мир и который служит нам  источником стольких наслаждений?  Совсем нет. Мы пользуемся своими глазами даже не замечая того, что обладаем драгоценнейшим даром, который нельзя променять ни какие миллионы. А предположите,. что вы их лишились, и мир Божий на веки погрузился бы для вас в беспросветную тьму. Тогда только вы поймете, какое счастье быть зрячим и будете удивляться и сожалеть, что не понимали этого раньше. То же самое можно сказать и про все остальное. Возьмите хоть слух, руки, ноги, вообще здоровье, а еще общее – самое бытие – и вы скажете , что каждый из нас есть  счастливейший богач, хотя бы и без денег. А кто же дал нам, поддерживает и ранит, если не Бог, единый Творец и Виновник всего сущего? Нечего говорить уже вам про еще высшие благодеяния, явленные Богом в деле нашего искупления; нечего говорить про то, как Сын Божий Сам добровольно  умалил свою Божественную славу, принял  на себя зрак раба и  пролил Свою пречистую Кровь, чтобы спасти нас от вечной смерти. Пред этой страшной тайной и величием любви Божией – цепенеет от изумления самый совершенный ум человеческий. Хватит ли всей нашей жизни и  настоящей и будущей, чтобы достойно отблагодарить Благодетеля Бога за все Его  безграничные милости.

А где же и в чем проявляется наша благодарность? Не в том ли, что иной один раз в неделю  придет в церковь и простоит службу, да и то часто без всякого внимания? А домашняя молитва в наше время кажется и вовсе выходит их употребления; утром некогда, надо спешить на службу, вечером тоже не до молитвы – человек слишком устал от дневных трудов и его клонит ко сну. Не все христиан молятся даже перед столом и после стола, как будто пища не есть дар Божий, которым поддерживается наша жизнь и силы. Так ли мы должны платить Богу за все Его благодеяния?…Что же удивительного, что Бог не редко отнимает от нас Свои милости и посещает нас разными скорбями, потому что в счастии мы забываемся так же, как и девять неблагодарных, исцеленных Спасителем. Неужели  нам нужны непременно вразумительные меры и без них мы не умеем  навыкнуть необходимому долгу благодарности?

Итак, хотя христианам и не совсем удобно учиться у самарянина – но добрым укором никогда не следует гнушаться, где бы он не встретился. Оставим неблагодарных исцеленных, пусть они идут от Христа, куда хотят. А мы последуем за этим благодарным самарянином и  подобно ему, падем к ногам Христовым с горячими слезами благодарности за все явленные нам от Него милости! К этому побуждает нас и св.апостол Павел своим наставлением: « О всем благодарите» (Сол.5,18).

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.