Поучение в неделю 28-ю по Пятидесятнице

Для преуспеяния в христианской добродетельной жизни полезно частое приобщение Св. Христовых Таин

Ныне мы слышали из евангелия притчу Христа о том, как некий человек устроил вечерю, пригласив гостей, но званные отказались; одни потому, что обязались, по выражению апостола, куплями житейскими, предались заботам о благах мира сего, другие  предались наслаждениям жизни и дом поэтому наполнился незваными , собранными со всех улиц.

Не зовет ли и ныне нас добрый Домохозяин Господь наш Иисус Христос на свою вечерю?  Ведь после совершения Господом Тайной вечери с учениками эта божественная вечеря совершается теперь уже повсеместно по всей вселенной за каждой литургией «Со страхом Божиим и верою приступите», зовет Господь всех христиан через Своих служителей к приобщению этой вечери, к приобщению Св. Тела и Крови  Христовой.

Причащения иногда даже боятся. На совет причаститься не в пост, вам с изумлением иногда ответят:» Я не болен, не собираюсь умирать». И даже, когда болен человек, от него отдаляют  живительную чашу: « Ведь он еще не так плох, к чему пугать его!»

«Пугать» соединением с Христом? Откуда такие дикие понятия, позорные для христианина?  Почему вообще некоторые из христиан или вовсе не приобщаются, или приобщаются, но очень редко? Что за причина этого?

Это происходит от различных причин и во первых от  неведения силы Св. Таин. Известно, что чего не знаем, того и не желаем. Не имея понятия о вещи, и не желаешь ее. Не один младенец не воздыхал еще о богатстве, не просил чинов. Почему же? Потому что младенцы ни о богатстве, ни о чинах не имеют понятия. Этим и объясняется и холодность некоторых христиан к принятию Св. Таин. Не получив надлежащего понятия о силе и важности Св. Таин, они остаются равнодушными к животворящим снедям небесной трапезы. Пусть же эти люди постараются приобрести ясное, полное, основанное на собственном опыте понятие о жизни, о свете, о сладости пречистого Тела Христова, научатся вкусить, научаться почувствовать сколь благ Господь ( Пс. 33,9), предлагающий себя в снедь верным, и они станут охотно приступать к таинственной трапезе Искупителя.

Впрочем, есть христиане, которые понимают важность святого причастия, но остаются холодными к принятию его.  Почему же? По привычке к худой жизни. Это христиане, преданные лености, или озабоченные суетами жизни, или впавшие в распутство. Преданные лености страшатся подвига поста, , потребного для приготовления к принятию Св. Таин. Слишком озабоченные суетами жизни не находят удобного времени для молитвы, обыкновенно предшествующей святому причастию. Преданные рассеянной греховной жизни, не терпят перемен в пище, и питии и в провождении времени. Этим людям несносно отсутствие и на несколько дней от обычного, в навык уже обратившегося, животного образа жизни;  им тягостно приучить чрево к воздержанию, язык – к молчанию, руки – к участию крестного знамения, ноги – к молитвенному коленопреклонению, ум – к богомыслию, совесть – к очищению себя покаянием, что, как известно, необходимо для достойного принятия Св. Таин. Вот как  худая жизнь отводит от причастия.

Но в дело уклонения от Св. Таин  вмешивается и  сатана,
зная, что ему нет места там, где Христос, он отводит от причастия и таких людей, которые имеют понятие о важности частого приобщения Св. Таин и досуг, и склонность к принятию их. Таковой отвод производит враг спасения нашего то мыслию, что мы недавно приобщались, то мнимым нашем недостоинством принять Св. Тайны, то нечаянно встретившимися печалями, или радостями,  развлекающими и рассеивающими человека. Лукавый все употребляет для погибели нашей: не только бесстрашие, но и благоговение, не только гордость, но и смирение, не только порок, но и добродетель, не только печаль, но и радость. Велики и страшны козни сатаны!

Впрочем ничто бы не смогло удержать нас от принятия Пречистых Таин Христовых: ни не досуги, ни козни сатаны, если бы мы горели пламенной любовью ко  Христу Спасителю. Любовь побеждает все препятствия. Пример этому  — христиане апостольского времени. Сколько было тогда затруднений к причастию. Но затруднения эти оказывались ничтожными пред силою любви к сладчайшему Искупителю.  Известно, что первенствующие христиане большею частию стекались к трапезе Господней в глухую полночь, в места самые сокровенные и опасные. Иначе и быть не должно,  ибо искренняя любовь к Богу алчет, жаждет пречистых, бессмертных, обожающих нас Таин Христовых.

Впрочем, от чего бы не происходило уклонение от принятия Св. Таин, следствия этого уклонения  страшны: это – холодность к небесным благам, равнодушие к ближним, недостаток духовной радости, избыток страстей, утрата Духа Св., отчуждение от жизни Божией. Рассмотрите внимательно тех, которые вовсе не приобщаются Св. Таин! Вы увидите еще в этой жизни ад в душах их. Там всегда какая – то пустота, беспокойство, там страсти упорные, там грех не в грех, совесть не в совесть, там любовь минутная. Вражда всегдашняя. Там порок жив, а добродетель мертва; если там и бывает добродетель, о не по любви к добродетели, а по расчетам, по разным корыстным видам, из лицемерия. Что же будет с такими душами за гробом?  Ужасно и подумать. Чтобы вы не сочли приговора о таких душах произвольным, вспомните слова Иисуса Христа: «Аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. 6,53), т.е. удаляющиеся от причастия  жизни духовной, чужды жизни вечной, чужды блаженства

Да сохранит нас Господь Бог от ужасных последствий уклонения от трапезы Господней. Не будем же уклоняться от приступания к Источнику бессмертному, к источнику жизни вечной. Будем чаще прикладывать уста к чаше Господней и вкушать хлеб жизни.  Человек умирает без воды и хлеба. Для души нашей нет жизни без приобщения Св. Таин Тела и Крови Христовых. Господь всех верующих  зовет принять участие в приготовленной для них вечери. Зовет  к приготовленной для них духовной трапезе.  Не будем уклоняться от нее, будем чаще приводить к ней и детей своих; Св. Тело и  Кровь Христовы будут попалять в них все злое и делать их души восприимчивыми ко всему доброму.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.