Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице (3)

Не следует откладывать нужнейшее дело – заботу о душе, потому что время обманчиво

«Смотрите поступайте осторожно не как неразумные, но как мудрые. Доожа временем, потому что время лукаво» (Ефес. 5,15).

Эти слова апостола Павла о том, что надо дорожить временем, еще более станут грозными, если мы остановим внимание не ныне слышанной нами евангельской притче о богаче, надеявшемся на долгую жизнь. Богач этот, собрав хороший урожай начал мечтать о том, как он построит огромные житницы. Соберет туда весь хлеб, и будет наслаждаться жизнию и ее  благами: «И скажу душей моей – так думал он, — душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.» Но Бог сказал ему: « Безумный. В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лук.12, 19 – 20).

Апостол  учит: берегите время, тому же учит и Спаситель в этой притче: знайте, что наша жизнь может прекратиться каждую минуту.

И как, в самом деле, не беречь  времени когда так мало дано его нам, когда мы не знаем, сколько еще его осталось у нас!

Да, мало времени! Когда оно у нас впереди, кажется, что много, много. Но посмотрите назад! Как быстро прошло оно.  Давно ли, кажется, было время, когда нынешние старики были  молоды,  молодежь была малыми детьми. Не успеваешь оглянуться – изменился возраст, прошла большая часть жизни.  Все как будто надеешься, что – то сделать потом,  все ждешь времени, когда начнешь жить по – новому, по – иному примешься за все.  Старики знают, что так быстро проходит и все время.

Но и то счастье, что время хоть и коротко, но в наших руках. А сколько умирает раньше, чем могли бы ожидать. Кажется, долго еще жить человеку, вся жизнь у него впереди.  Но Бог по иному смотрит на то, кому надо жить, и смерть неожиданно уносит не тех, кому надлежало бы умирать по нашему суждению.

Берегите время, учит поэтому апостол. Дни лукавы, :они обманывают. Все кажется, еще успеем сделать, все важное, большое. А пока можно употребить время и на мелочи и на пустое. Так и идут день за днем. Но так лукавы и обманчивы эти дни. Прошел день – его уже не воротишь ничем; так и другой день, и третий и т.д. После же оказывается, так жаль потерянного времени.  Кто молод, тот еще не так чувствует это. С возрастом все больше начинает человек понимать, сколько можно сделать в эти потерянные дни и годы. Но еще хуже то,  что, теряя на мелочи и пустяки время, мы тем самым приобретаем привычку проводить и дальнейшие дни в такой же пустоте. Как часто даже взрослые рассуждают: « Пусть молодежь, пока она молода, поживет не дорожа временем. Придет пора – образумятся». Хорошо, если придет. А если «в сию ночь» по выражению евангельской притчи, вообще же гораздо раньше наших ожиданий человеку сократятся дни его. Да и труднее будет позже изменять свою жизнь. Не даром говорят:  « каков в колыбельке, таков и в могилку».  Пока душа молода, ей легко прислушаться к новому голосу и  переменить свои навыки. А каково взрослому, окрепшему человеку начинать жизнь поновому.

И это одинаково в делах житейских и в делах спасения. Всю жизнь  мы надеемся, что вот придет время, когда мы начнем новую жизнь. А пока продолжаем в  этой надежде на будущее по прежнему отдаваться земным заботам. Приходит старость, а  все еще кажется, что смерть далеко, что много еще в наших руках дней. До последнего часа лукавят они и обманно обнадеживают нас. Помня это лукавство, и должны мы не терять времени, пользоваться теми днями, какие сейчас в наших руках. И в трудах и в добрых делах одинаково  мы любим откладывать до будущего. « Не пойду сегодня  в храм, — говорит один- пойду в следующий праздник.»  А время обмануло – исполнить обещание не удалось. Надо сделать что —  либо. « Завтра сделаю», — говорит другой. А на завтра оказались свои заботы: у каждого дня довольно своей заботы, по слову Господа, довольно и своих трудов. Оттого и бывает так жаль прошлого: загубленных дней не воротишь ничем… Не откладывай на «завтра», что можно сделать сегодня, говорят в обычной жизни. Тем страшнее откладывать на долгое время такое дело, которое нужнее всех – заботу о самой душе.  Придет время, когда никакие заботы не будут нужны нам: после смерти не понадобятся нам ни деньги, ни здоровье, ни почет, ни слава. Ничто из того, что  интересует нас здесь на земле; а душа останется с нами.  Что, если, откладывая на далекие дни, мы так ничего и не сделаем для нее?  Не окажемся ли мы неразумными?

Нет, будем благоразумны. будем помнить, что короток человеческий век, и потому нельзя надеяться на будущее.  На каждом шагу пусть напоминает нам быстротекущее время, что пора теперь же, среда других дел, наравне с ними, думать и о том деле, ради которого Господь Бог послал нас на землю,  и, о котором мы должны будем дать ответ пред Ним тогда, когда все остальное будет для нас не нужно. И старые и молодые, будем дорожить теми днями, которые еще оставлены нам Господом. Будем трудиться над делом спасения нашей души.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.