Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице (5)

Любовь к Христу должна вызываться в глубине человеческого духа чрез размышление о его Божественной красоте, совершенстве и святости.

Нужно откровенно признаться, что большинство из нас, современных христиан или мало любят Христа, или равнодушны к Нему. Одна из причин этого равнодушия и малой любви ко Христу в том простом обстоятельстве, что мы не видим Христа, не видим Его нашими телесными глазами В этом отношении современники земной жизни Господа были конечно в лучшем положении. Они  могли лицезреть Спасителя – видеть дивные черты Его внешнего облика, одухотворенные Его  божественною кротостию, слышать  Его дышащий любовию и милосердием голос.

Но внешнее лицезрение Христа Спасителя не есть единственное начало любви ко Христу. С тех пор, как вознесся Господь от нас на небо, обычным путем любви к нему может и должен быть как раз обратный путь. Любовь к Спасителю должна вызываться в сокровенной глубине человеческого духа через размышление об Его Божественной красоте, совершенстве и святости. Правда сначала такая любовь, конечно, должна быть несколько отвлеченной и потому неспособной сразу захватить всего человека с душой и телом его. Но и при таком начале любви полнота ее, живость и всеобъемлемость не исключаются и должны явиться позже, когда именно явится живое, ясное, духовное  лицезрение Христа; а это последнее непременно должно наступить при любви ко Христу, потому что неложно обетование Спасителя, который сказал: имеяй заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя, а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. (Иоан. 14, 21) Пример такого именно возникновения и завершения любви мы имеем в лице св. ап.  Павла. Апостол Павел был сначала гонителем Христа и первых христиан. Он не видел Христа своими глазами, но, имея дело с гонимыми им христианами, он, сам того не замечая и даже не желая, ознакомился вс высотой и совершенством Христова учения и  Христовой личности, дивно проявлявшихся в учении и мучениях гонимых христиан. В силу этого он незаметно почувствовал ко Христу невольное сердечное расположение и влечение. И когда Христос явился ап. Павлу Сам на пути его в Дамаск, какая безмерная и прочная любовь охватила с этой поры дивного апостола. Судите сами о ней из его собственных слов: ни смерь, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы….ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем. (Рим. 8, 38-39)

Значит можно полюбить Христа Спасителя и не видя очами Его телесного образа, но лишь имея в своей душе духовный его облик, украшенный такими Божественными совершенствами, как необъятная ясность ума, безмерная любовь, неописуемая кротость, дивное смирение, бесконечное терпение и т.п. Этот духовный облик Христа дан нам в Евангелии и вообще в новозаветном священном Писании. Этот облик всегда стремились иметь в своей душе все лучшие, святые и праведные христиане всех веков. Он,  именно, возбуждал в них первые движения любви ко Христу; он  приближал их и к лицезрению Христа уже здесь на земле.

А Евангелие, рисующее нам духовный облик Христа, всегда у нас под руками, всегда открыто для нас.

Да Евангелие – это книга  жизни, путиводитель спасения, одно из главных средств увидеть Христа, полюбить Его и достигнуть непосредственного общения с Ним. Поэтому, всякий, ищущий истинной жизни, должен иметь Евангелие и читать его К величайшему сожалению Евангелие в наше время или вовсе не читается или читается механически.  Первое очень печально, второе очень вредно. Кто не читает Христова Евангелия, тот не видит и не может видеть чудного лика Христа, начертанного там с Божественною простотою и совершенством. Кто читает Евангелие механически, не отдавая себе разумного и сердечного отчета в глубоком, жизненном и спасительном смысле евангельских сказаний, тот лишает себя самой возможности и способности когда либо понять, и  почувствовать жизненный смысл Божественного образа Спасителя; для того евангельские слова постепенно становятся очень знакомыми, но безжизненными и бессодержательными, привычными слуху и языку и через то вовсе неспособными пробуждать,  возрождать и питать ум и сердце святыми  мыслями и чувствами.

Нет, чтение или слышание Евангелия может быть плодотворным только тогда, когда наше отношение к Евангелию, как боговдохновенному  изображению живого образа воплощенного Сына Божия – Христа Спасителя, будет вдумчивым, сердечным, благоговейным..

Да, Евангелия – это книга жизни, путеводитель спасения, одно из  главных средств увидеть Христа, полюбить Его и достигнуть непосредственного общения с Ним . Поэтому, всякий, ищущий истинной жизни должен иметь Евангелие и читать его..

И есть особые положения и состояния, переживаемые многими, когда душа человека бывает особенно подготовлена к спасительному и  плодотворному чтению Евагелия, когда она без труда и напряжения способна уловить в Евангелии живой, непреодолимо влекущий к себе, образ Христа и тем  положить начало своей любви к Нему. Это по большей части состояния душевного потрясения и сердечных ран; состояние разрыва земных сердечных связей, болезненно сознаваемого одиночества, сиротства, беспомощности, тоски, горьких слез  Все, пораженные в самое сердце злом и бедствиями жизни, измученные душой, исстрадавшиеся, истомившиеся, придавленные бременем нужд и забот, не видящие нигде духовного просвета – возьмите и раскройте скорее Евангелие.  Оно написано главным образом для вас. Вы уже с первых страниц найдете там то, что для вас нужнее всего: найдете неземное дивное, животворнейшее утешение, увидите вместе с тем и чудный, душу умиротворяющий образ Христа – Утешителя. Прекрасный кроткий, всех объемлющий своею неизмеримою любовию Христа, едва вы раскроете Евангелие – тотчас же согреет и умиротворит ваши души сладостным, ободряющим, радостным призывом: « Приидите ко Мне вси труждающиися и обременнии, и Аз упокою вы.  Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко ест»ь (Мф. 11, 29-30).

Увлеченный временным благополучием, погрузившийся в вихрь легкомысленного веселья, преданный страстям не поймет не усвоит живого поразительного смысла этих неземных слов. Но угнетенный, печальный, придавленный, льющий горькие слезы, запечатлеет их навсегда в своем сердце, запечатлеет и чудный образ Того, из чьих уст они вечно будут литься для страждущего человечества.

И кто хотя раз найдет в Евангелии целительное средство для изболевшегося сердца, кто хотя на миг почувствует животворное действие евангельского Христа, тот уже всегда будет носить живое зерно любви к Нему. Это зерно может и  не развиться, не разрастись, напротив, со временем затеряться, заглохнуть, но оно не исчезнет совсем из души до смерти, и от самого человека зависит возрастить его до обильных плодов, или бесплодно заглушить …»

 

 

А заглушить его могут те терния, о которых вы слышали из сегодняшнего евангельского чтения – это заботы века сего, обольщение богатства, наслаждения житейские, вообще все то, что мешает нам жить во Христе, сделать Его сосредоточием своей мысли, своих желаний. Чтобы эти терния не заглушили зародившегося в нашей душе зерна любви ко Христу, необходимо выжигать и выпалывать зародыши терний, чтобы они не росли;  необходимо пробиваться своей душой к Свету – Христу.

Терний не бывает на глубоко вспаханном поле. Терние не заглушит растение на огороде, если его часто полют. И душу можно вспахивать святым покаянием, размышлением о суетности земных благ,  памятью о смерти о будущей вечной блаженной жизни со Христом всех истинных христиан. Нужно чаще сосредотачиваться душой своей на Христе, наполнять ее святыми мыслями,  образами и чувствами. Тогда плевелам не будет места. Тогда зерно любви ко Христу, посеянное в нашей душе чтением или слушанием Евангелия, созреет и принесет обильный плод. Наша любовь ко Христу воспламенится ярким пламенем и в этой любви мы найдем для своей души свет, покой, мир, радость, блаженство.                

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.