Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице (2)

О причине бесплодности посева среди людей семени.

Иисус Христос не всегда одинаковым способом излагал Свое Божественное  учение. Рассуждая со своими учениками, как людьми более подготовленными и нравственно развитыми, Он прямо и открыто высказывал им тайны царствия Божия. А беседуя с народом, неспособным, к отвлеченному мышлению, Он то же учение, те же самые истины высказывал при помощи общепонятных  образов в форме притчей. Одна из таких притчей и составляет предмет нынешнего евангельского чтения.

Притча сама по себе, как вы знаете, очень проста несложна и  вполне общепонятна, и мы не станем ее повторять. Но Господь в виду ее особой важности присоединил и Свое объяснение.

Проследим это объяснение и мы увидим, что притча имеет полное  применение ко всем временам, не исключая нашего.

Семя есть Слово Божие (Лук.8, 11), , так начал Господь объяснение своей притчи. Если семя есть Слово Божие, то нива оэначает ничто другое, как человеческое сердце.  Сеятель ближайшим и преимущественным образом есть, конечно, Сам Господь Иисус Христос, возвестивший Свое  Божественное учение, а затем вообще все люди,  поставленные Богом для возвещения Его слова; таковы в  Ветхом Завете – все патриархи и пророки, возвещавшие народу откровения от Бога, а в Новом Завете —  все вообще пастыри и  учителя Церкви, которые посредством Таинств и богослужений продолжают благовестие Христово и сеют в сердцах верующих небесное семя Слова Божия. Таким образом нет недостатка  ни в сеятелях, ни  в семени, и Божественное  семя, несмотря на века, не теряет своей силы. Почему же Божественное семя нередко пропадает без плода и пользы? Причина, очевидно, кроется в той почве, на которую падает Слово Божия. Эту  причину  с полной ясностью и разъясняет  нынешняя притча. В ней приведены для образца четыре различных случая., указывающих особенности при засеве нивы, и только в одном из этих случаев посеянное семя дало обильный урожай.

В первом случае семя паде при  пути (Лук  8,5),т.е.около дороги Случилось то, что обыкновенно и бывает с придорожным посевом. С одной стороны его стали затаптывать прохожие, с другой стороны посеянное семя не могло войти глубоко в плотную землю и было расклевано птицами, и, таким образом, посеянное семя пропало.

В духовном смысле, в применении к Слову Божиему и человеческому сердцу, здесь разумеются все те, которые внимают Слову Божию поверхностно и легкомысленно и не способны глубоко проникаться его спасительными уроками. Это те, про которых обыкновенно говорят, что у них сердце похоже на  постоялый двор или на большую дорогу. Как на дороге постоянно меняются лица прохожих, так и у них одно впечатление    сменяет другое, другое – третье,  и т.д. Их чувства мелки, привязанности непрочны, благие намерения не  идут далее праздных мечтаний. Слово только скользит по поверхности их сердец и сейчас же вытесняется оттуда противоположными впечатлениями житейской суеты и мелких будничных  интересов.

«И приходит диавол и вземлет слово от сердца их». (Лук.8 12).,- говорит про них Господь. Действительно такое легкомысленное и шаткое состояние сердца представляют самую удобную почву для нашего коварного врага – диавола. Если  сердце человека не ограждено страхом Божиим и открыто для  всяких посторонних воздействий, диавол незаметным образом  выкрадывает из него неглубокие засевы Божественного Слова и подменивает их греховными семенами мирских влечений и пристрастий. Подобные печальные примеры можно наблюдать в жизни постоянно; они, наверное, случались и с нами Возьмите любое из евангельских наставлений Господа. Господь говорит:  «Блажени кроции,яко тии наследят землю» (Мф.5,5). Несомненно,  каждый из нас по временам глубоко задумывался над этими словами Спасителя и, быть может, давал себе слово быть кротким и избегать раздражительности и гнева. Но надолго ли хватало у нас этой решимости? При первом же оскорблении и обиде диавол поднимает в душе целую бурю самолюбия – и евангельский завет исчезает бесследно. Подобных случаев можно бы привести бесконечное множество. Но,  чтобы не задерживать вашего внимания, обратимся опять к притче.

«Другое семя, —  говорит Господь, — паде на камени и  прозяб, усше, зане не имеяше влаги» (Лук. 8,6). Семя попало на каменистую почву: слой земли  был слишком мал, и оно, хотя взошло, но не могло укрепиться корнем и вскоре засохло.То же самое по объяснению Господа, происходит и с Словом Божиим, когда оно попадает в черствое, окаменелое сердце человека .Сначала он как будто с радостью и охотою  принимает слово евангельского благовестия. Слово Божие входит в его сердце, но ему негде там укорениться, в нем нет  достаточно глубокой почвы, именно нет твердой веры и силы воли. Пока жизнь течет ровно и благополучно, семя слова Божия, хотя и слабо, но  держится на  поверхности его сердца. Но случись какая либо превратность, напасть, или невзгода – и благодатное семя сохнет и пропадает, как зерно в засуху.

Как не тяжело, а надо согласиться, что многие из нас могут видеть здесь свой собственный, довольно точный образ и разгадку своей духовной бесплодности.

«Третье семя паде посреди терния, —  говорится далее в притче, —  и возрасте в терние и подави е.» (Лук.8,7). Здесь опять новая причина неурожая. Терния заглушило слабый росток семени, лишило его воздуха и солнечного света и задавило его своими грубыми корнями. Применяя это сравнение к человеческому сердцу, Господь в Своем объяснении указывает на тех людей, которые от печали и богатства и сластьми житейскими ходяще, подавляются и не совершают плода (Лук. 8,14), т.е. другими словами, здесь  разумеются все те, в которых преобладают мирские пристрастия и интересы, которые всю жизнь проводят среди мелочных забот плотоугодия, в погоне за наживой и богатством и не понимают других высших интересов, наслаждений, кроме пустых низменных и лживых обольщений мира. Все это так же заглушает жизнь духа, как терние или вообще сорная трава заглушает ниву. К сожалению и этот последний разряд людей очень часто встречается в наше время, которое недаром называется практически, материальным В этом отношении все состояния и возрасты у нас как бы соперничают друг с другом и стараются не отставать один от другого. Бедный бьется изо всех сил чтобы добыть средства к жизни, причем иной раз и покривит душой. Богатому все кажется мало его богатства, и хочется умножить свое состояние, хотя бы даже и не всегда чистыми  путями. Юноша строит воздушные замки о будущей карьере и удовольствиях жизни. Взрослый семьянин суетится изо дня в день, чтобы упрочить свое служебное положение и обеспечить семью.Старый с затаенным наслаждением вспоминает о своем греховном прошлом и спешит взять от жизни все, что еще осталось на его долю и т.д. Вот оно духовное терние, которое истощает почву души, опутывает и глушит человеческое сердце!. Может ли        среди этих  колючих плевел расти Слово Божие, которое нуждается в духовном свете,просторе? Оттого- то оно у нас так плохо прививается к жизни,часто глохнет на самом раннем  всходе.

«Другое же семя паде на земли блазе, —  так заканчивается притча, —  и прозяб сотвори плод сторицею» (Лук. 8.,8) Наконец то земледелец мог утешиться после стольких огорчений!  Его труд все же не пропал даром. По объяснению Господа здесь  разумеются те из людей, которые добрым сердцем и благим, слышавше Слово, держат и плод творят в терпении (Лук. 8, 15) Слава Богу и у нас не все же одни беспечные и бесплодные души! Хотя и не так часто, но всетаки между нами встречаются люди, глядя на которых пастырю церкви,как сеятелю Слова Божия, остается утешаться и радоваться. Они с раскрытым сердцем внимают каждому слову Божественной истины и хранят его , как драгоценное сокровище. Для них Слово Божие не пустой звук, а действительно жизненное начало, которое видимым образом развивается и крепнет в их сердце. Это христиане не только по одному только привычному  названию, а по всему жизненному складу, по самому строю своих мыслей чувств и упований. У них Слово Божие не расходится с жизнью Их не увлекает внешность жизни. Страх Божий подобно надежной ограде защищает их от мирских обольщений. Они твердо помнят завет Господа: ищите прежде царствия Божия и правды Его(Мф 6,33) И в этих поисках видят всю цель и назначение жизни. Слово Божие постепенно растет и зреет в их сердцах и приносит действительно стократный плод, вполне спелый, готовый для Царствия Божия.

Как жаль, что таких людей у нас мало!Они растут на ниве Божией как редкие колосья. Что было бы,если бы ими  была покрыта вся нива, если бы мы все одинаково зрели верою и добрыми  делами евангельской христианской жизни! Ведь тогда Царство Божие открылось на земле  раньше неба!

«Имеяй уши слышати, да слышит» — , так закончил Свою притчу Господь, Ему же честь и слава со Отцем и Св. Духом.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.