Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице (1)

О различном качестве почвы душ человеческих, воспринимающих семя Слова Божия.

В сегодняшнем евангельском чтении все мы слышали притчу Господа о сеятеле и семени, которую Он сказал своим ученикам. Вышел сеятель сеять. И вот одно зерно упало при дороге и было поклевано птицами; другое упало на каменистую почву и засохло, третье упало в сорную землю и было заглушено сорною травою; а четвертое упало на хорошую почву, давшее обильный плод. Это притча, т.е. евангельский рассказ, где говорится об одном, а нужно понимать другое. Смысл этого  рассказа объяснил Сам Господь, сказавши, что семя есть Слово Божие, которое хочет вложить в нас  и веру, и  совесть, и благочестие. А от  того, как мы принимаем Слово Божие, какую почву для него представляем, происходит то, что иногда оно совсем не входит в душу, или взошедши глохнет, или же разрастается в великое доброе дерево – в какого либо великого молитвенника, подвижника, например Серафима Саровского.

«Семя, упавшее при  пути,- сказал Спаситель,- Это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали  и не спаслись»(Лук.8,12) Итак. Отец лжи – диавол, вот кто прежде всего мешает плодоносному и  спасительному в нас действию Слова Божия. Он похищает у нас Слово Божие. Он , вземля от человека Слово Божие, наполняет его душу  всякими сквернами  и увлекает его различными чувственными  страстными представлениями. Поступая так, он делает свое дело, ибо от начала он человекоубийца есть. В самом деле, кто погубил наших прородителей, убедив их нарушить Богом данную заповедь? Человекоубийца – диавол.   Диавол искушал нашего Спасителя, погубил Иуду, заставил ап. Петра трижды отречься от Христа и только искреннее слезное покаяние и молитва Господа спасли великого апостола от отчаяния. Так было прежде, так  наблюдается и теперь. Его злобные действия ясно замечали на себе все  внимательные к своим душевным движениям истинные последователи Христа, все подвижники Христовы. Читайте, например, дневник известного о. Иоанна Кронштадского, и вполне убедитесь в этом. Да понаблюдайте внимательно за собою. Бывают минуты, когда является желание помолиться пламенно, усердно. Вы чувствуете, как неземная радость наполняет ваше сердце; оно полно умиления. С чувством глубокого смирения преклоняете свои колена пред пречистом ликом Спасителя и Божией Матери. Но проходит минута, и вы начинаете сознавать, как что- то  холодное и тяжелое надвигается на вашу душу; радостного настроения, охватившего вас в начале молитвы как не бывало, мысли рассеялись. Что это значит? Откуда такой холод? Несомненно от диавола.  Это он ледянит вашу душу, он отвлекает от Бога ваше сердце. Почему же такую  силу  имеет влияние на нас диавола? От нашего легкомыслия, рассеяния, беспечности. Ведь у многих душа, что дорога, проездной путь.  Как на дороге в ней снуют одно за другим, встречаются, сталкиваются, перегоняют друг друга разные суетные мысли, всякие желания похоти . страсти.  Человек совсем не разбирается в них и отдается всем им.. Человек не сознает, что чаще всего в нашей душе проходят такие желания и помышления, с которыми нужно бы бороться. Он не понимает также, что по временам в душу человеческую Господь ниспосылает такие добрые веяния, которые следовало бы всячески охранять и несогласное с ними  бесповоротно гнать из души. Человек не знает часто главного, что должен был бы знать – не знает самого себя, что в нем есть,   что его тянет туда, или сюда; почему он сказал то, или другое, почему  сейчас он поступил именно так , а не иначе. Но раз в духовном отношении он идет куда погонит его ветер, вихрь его  мыслей, чувств и желаний, он ведь открыт для всякого греха и благодаря разным приманкам может незаметно для себя затянуться в греховную жизнь до потери образа Божия. А то даже и до потери образа человеческого. Так действительно случается с человеком не дающим себе отчета в своих словах, желаниях и поступках. Не напрасно Спаситель и св. апостоы и св. подвижники призывают нас к тому, чтобы мы зорко наблюдали за собой и строго сверяли свои желания и действия с законом Божиим. Трудна эта работа: вникать в свою душу, замечать и умело направлять к желанной доброй цели происходящее в ней. Куда легче жить так, как живется, без всякой цели. Но такая душевная работа обязательна для каждого христианина. Потому что только тогда мы можем идти вперед по пути добродетели. С успехом отражать козни диавола,  когда тщательно изучим себя, когда для нас будет ясно не только то, что именно в нашей душе есть или произошло греховного, но и то, как это  греховное заманивает нас, соблазняет, стремится вызвать наше сочувствие к себе.

« А зерно, падшее на камень. ,- сказал Спаситель,- это те, которые с радостью принимают слово, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время  искушения отпадают» (Лук. 8,13)

Наше малодушие и боязливость, проявляемые нами во время напастей – вот что еще препятствует спасительному действию в нас Слова Божия.  Как носящий в себе образ и подобие Божие, человек восторгается услышав Слово Божие, но как падший, как данник греха, он  часто не может отдаться Слову Божию всем сердцем. Мы слишком любим мир и то. что в мире. Поэтому, когда постигают нас скорби, когда нужно пострадать Евангелия ради, мы соблазняемся начинаем роптать на Бога, доходим до отчаяния. Как же быть? Как же вести себя в годину напастей? Во — первых подражать примеру праведного Иова, который, узнав о потери своего богатства, о смерти своих любимых детей, не только  не поколебался в своей вере, но безропотно принял и перенес постигшее его несчастие. Господь дал, Господь и взял, как угодно было Господу, так и сделалось, да будет  имя Господне благословенно ( Иов. 1.21)

А на совет  убитой горем  своей жены произнести хулу на Бога, отвечал:   «Ты говоришь как безумная. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злое не будем переносить ?» (Иов. 2, 10). Во —  вторых надо подражать христианским подвижникам, которые за Христа, за Слово Божие с радостию претерпели все скорби  и неприятности жизни, помня, что  всякая скорбь посылается от Бога для нашей же пользы: или для очищения наших грехов, что всего дороже должно быть для человека, или чтобы возвести человека на высшую ступень добродетельной жизни, и через то удостоить его высшего блаженства.

А семя, падшее в терние, это те, которые слушают слово, но заботами, богатством, и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лук. 8, 14)  Итак, житейская суета, житейские заботы, вопросы о личном обеспечении, желание всякими правдами, а больше конечно, неправдами, скопить побольше денег,  любовь к удовольствиям мирским, — вот, что препятствует еще, по учению Спасителя плодотворному действию в нас Слову Божия.

Итак, притча Спасителя о сеятеле имеет отношение ко всем нам: каждый из нас слушает евангельское слово, Слово Божие и так, или иначе воспринимает его. Христос  похваляет только глубокое восприятие Божественного Слова, которое , укоренившись в сердце человека растет при всех искушения и несчастиях и дает обильный плод – добродетельную жизнь, подобно тому, как и каждый земледелец бывает доволен доброю почвою, приносящую обильный урожай,

Вот и сейчас, братья и сестры, во имя Христа, во имя Божие только что  совершился во время церковной службы посев в ваши души словами  апостольского чтения, Евангелия, словами песнопений бросались в вашу душу святые семена Божией воли. Что же, вырастет ли что-либо из этих семян? Не ждет ли Господь доброго плода в нас от  этого сеяния? Перед уходом из храма подумаем минутку, что мы отсюда уносим. Шевельнулась ли в душе добрая мысль, защемило ли болью совесть, захотелось ли  хоть на минутку после слова Божия жить лучше, чище, праведнее?…Нет? Так где же мы были во время посева? Тогда значит, в то время когда Христос – Сеятель проходил невидимо мимо нас в храме, мы затворили наглухо двери души  и ни одно зерно не попало в душу.  Неужели есть и между нами такие, у которых не только сердце, но даже уши не приемлют Слова Божия?  Думаю, что таких немного. В притче Господней даже камень принял семя, хотя поверхностно. Но принях и дал хоть слабый росток. Но если нет между нами таких, кто совершенно отверг семя Слова Божия, то подумаем дальше, что будет с нашим посевом завтра, сегодня?

Вот  семя принято. Куда мы пойдем с ним? Если на разгул , гуляние, пустые суетные беседы,  то ведь там затопчут его люди пустыми словами, песнями. Заглушит его сорная трава злых впечатлений, от которых не спасешься. Если  мы пойдем домой и будем отдыхать, пить, есть, не думая о  посеве, то и тогда  не погибнет ли семя?

Праздность для духа то же, что засуха для поля. Если даже семя запало в сердце,  то и тогда его убьет бездействие.

Чтобы для нас не погибло то, что церковь посеяла сегодня, тотчас после святой службы, взбороним душу нашу, вспоминая слышанное в церкви. Укрепим корни молодого посева размышлениями и скорее приложим полученные нами в храме наставления к жизни, к делу.

В противном случае,  тогда что же для нас воля Христа Бога нашего вообще? Зачем же мы  ходим в храм? Слушаем Слово Божие? Зачем же называемся христианами? Подумаем об этом, друзья, и не будем пренебрежительно топтать посев  воскресный, и, зная, что препятствует плодотворному действию в нас духовному семени – Слову Божию, будем избегать всего этого.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.