Поучение в неделю 16-ю по Пятидесятнице (1)

Христианин обязан приумножать в себе  полученные им в  таинствах дары благодати Св. Духа.

Обратим наше внимание на то, что  сегодня  читано было из Евангелия и  апостольского чтения и  извлечем для себя из них назидание.

В Евангелии говорилось о талантах, а в апостольском чтении о том  чтобы христианами не тщетно, не напрасно принята была благодарность Божия. Если вдуматься в содержание евангельского и апостольского чтения, то легко можно уразуметь, что  в обоих  чтениях  преподается одно  наставление: нужно дорожить дарами Божиими, преподаваемыми всем и каждому из нас и стараться умножить эти дары, чтобы за  леность и нерадение не подвергнуться вечному наказанию.

Какие это таланты, о которых говорится в евангелии и о какой благости говорит апостол? Талантами названы дары Божии, которые получает всякий человек   от Бога с самым рождением своим, как-то:  здоровье, физические силы, духовные способности и т.п., а благодатию именуются те дары Божии, которые  христианин получает в новом своем рождении духовном в Таинствах: крещения,  миропомазания  и других Таинствах. Остановим сейчас свое внимание на последних дарах Божиих, называемых апостолом благодатию, потому  что о первых я как-то говорил вам ранее. ( или скажу в другой раз) .

Каждый христианин не должен забывать, что благодать даруется ему для того, чтобы он при помощи ее совершал свое спасение, преуспевал в благочестии и наследовал блаженную жизнь вечную, Хотя всякий христианин получает через  Таинства спасительную благодать, но не всякий надлежащим образом пользуется ею. Эта благодать подобно семени может и заглохнуть, но может и расти и принести плод. Если человек  имеет тщательный уход за семенем, поливает его, укрывает его от холода и жара, если он  выпалывает около него растущую  сорную траву,  то семя растет и приносит обильный урожай. А при нерадении о семени, оно не взойдет и не вырастит. Также и спасительная благодать, подаваемая христианину через Таинства, может умножаться, действовать в человеке, произращая в нем духовную жизнь, как видим это на угодниках Божиих, но может она остаться недейственной ни в чем не проявляющейся, как бы ее совсем не было у человека. Проявление благодати Божией в душе и жизни человека называется плодами духа. Это духовные плоды, как  проявление спасительной благодати, подаваемой от Духа Божия, суть по слову ап. Павла следующие: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Но если христианин не заботится об умножении  данной ему благодати, то в нем  начинают  произрастать  семена греха.  Грех принимает господствующее положение, и человек становится рабом греха, рабом своей греховной плоти. Плоды греховной плотской жизни противоположны плодам духа. Там, где действует благодать, обитает любовь, радость и мир. А где господствует грех, там живет ненависть, житейская печаль, зависть, злоба, вражда, ссоры.  Плоды духа: долготерпение, благость, милосердие. А у греха – нетерпимость, ропот, жестокость, мстительность Там, у благодати – вера, а у греха – неверие, сомнение, безбожие. Там – кротость, здесь – раздражительность. Там – воздержание, а у греха – потворство плоти: объедение, сластолюбие, блудодеяние и всякая нечистота.

Апостол, умоляя христиан, обращенных к вере Христовой. чтобы ими не тщетно, не напрасно принята была благодать, говорит, что они т.е. апостолы делают это, как споспешники. (Кор. 6,1). Чьи споспешники? Христовы, Божьи споспешники, как посредники между ними, христианами и Богом. Это значит, что апостол делает увещание христианам от имени Божия; как бы Сам Бог увещает их, чтобы они не тщетно, не напрасно приняли благодать Божию, но чтобы умножили ее.  Это увещание Божие относится не к одним первохристианам, а к христианам всех времен. Если в первые времена христиан Бог увещевал через апостолов,  то в наше время Он  увещает через нас, пастырей церкви, к  которым пасторские права  перешли от апостолов. Друг от  друга принимательно. Что было во времена апостольские, то бывает и ныне. Как там одни слушали проповедь апостольскую, последовали за апостолами, исполняли то, чему они учили верующих, а другие не принимали апостольского свидетельства о Христе, поносили и преследовали апостолов. Так и ныне: одни слушают своих пастырей, следуют за ними, верят им и преуспевают в доброй жизни;  а другие злословят их, стараются возбудить недоверие к ним среди пасомых и таким образом отталкивают этих духовных овец от стада Христова, вверенного духовным пастырям. Итак мы пастыри, как и апостол Павел в свое время, умоляем вас верующих от  имени Христа, чтобы не тщетно, не напрасно была принята вами благодать Божия. Спасайтесь, возлюбленные, спасайтесь при помощи благодати Божией; спасайтесь, пока есть время. Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения!

Но может у некоторых из вас явится желание знать, что же нужно делать, чтобы не тщетно, не напрасно была принята вами благодать Божия? Делайте все то, что повелевает делать Св. Церковь через Слово Свящ. Писания и писаний Св. отцев и учителей Церкви. А они говорят: ни на один день, ни один час, не откладывайте вашего спасения. Теперь же, сегодня же  начинайте его. Начинайте с того, чтобы уклоняться от зла и приучаться творить добро. Это значит: начинайте борьбу со своими грехами, пороками. Замечайте, какая страсть владеет вами; если нет больших заметных пороков, обратите внимание на ваше сердце, на ваши мысли, привычки. Может быть вы раздражительны, нетерпеливы, горделивы, скупы, любите осуждать, может вы завистливы, сластолюбивы и т.п.? Вот с этими душевными пороками, страстями и начинайте борьбу. Не думайте, что все это малые грехи, или грешки, слабости; нет, каждый из них может довести до вечной погибели, если  вознерадите, не постараетесь изгладить их покаянием и борьбой с ними. За гордость . например. Сатана с неба сниспал; зависть сделала Каина братоубийцею; сребролюбие сделало Иуду  христопродавцем; скупость, немилосердие свели в ад того богача, у ворот которого лежал убогий Лазарь. Перед потопом люди ели, пили, женились , выходили замуж, не думали о Боге и предавались греху, не предполагая, что можно погибнуть за это, о чем предупреждал праведный Ной. Но пришел потоп и истребил всех.

Обратите внимание еще и на то, что если у  кого явилось желание начать свое спасение борьбой со своими грехами и своими пороками и если бы он захотел сделать это своими силами, то напрасен  был бы труд его: в деле спасения нужна помощь Божия: «Без мене не можете творити ничегоже» — сказал Господь; а помощь Божия дается тем, кто ее усердно просит. Поэтому для спасения нужна молитва. Хочешь спасти свою душу, хочешь отстать от греха, от порока? Молись Богу, молись усердно, молись дома, ходи на молитвы в церковь. Когда начнешь дело спасения, тогда враг – диавол будет нападать на тебя с особенной силой, будет смущать  твою душу помыслами сомнениями, неверия, наводить на тебя уныние, отчаяние, боязнь, что над тобой другие начнут смеяться, называя тебя ханжой и другими неприятными для тебя  именами. Вооружись на духовного врага молитвою, постом и   частым приобщением Св. Христовых Таин. Что потом нужно тебе делать, благодать Божия через пастырские наставления и, может быть, иногда через внутреннее просвещение и вразумление просветит и вразумит тебя.

Итак, возлюбленные, повторяю в заключение слова апостола, слышанные вами сегодня за литургией: «Как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами; се ныне время благоприятно, се ныне день спасения.».

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.