Поучение в неделю 1-ю по Пятидесятнице, неделю «Всех святых»

Нежелание стремиться к совершенству, к святости есть отказ от христианского звания.

В нашем общественном быту установилось обыкновение чествовать дни памяти великих людей. Конечно, никогда нелишне оживлять в памяти  светлые образы людей, отмеченных печатью таланта, гения или вообще чем-либо выдающихся над нашей обычной тусклой действительностью. От них веет какой-то бодрящей силой, они  как бы зовут за собой, манят на подражание.  Но для того, чтобы подражать таланту, гению,  недостаточно одного желания Талантливость, гениальность есть особый дар небес, искра Божия, прирожденное свойство;  таланты, гении родятся, но ими не делаются; да родятся они очень редко, чуть ли не веками,

Как бы взамен и в вознаграждение такой неравномерности, существует особая для всех одинаковая и всем доступная область людского призвания, где каждый из нас не только может, но даже обязан стремится к высшим ступеням совершенства. Это область веры и нравственности. Здесь ни для кого не существует ни преград, ни ограничений, Будите убо вы совершени, яко же Отец ваш небесный совершен есть (МФ.5,48), заповедал Господь своим последователям, заповедал всем без различия талантов, склонностей , природных дарований.

И как велик, как дивно прекрасен человек,  если он хотя от части в меру своих ограниченных сил достиг этого заповеданного ему Господом совершенства. В таком человеке вы чувствуете как бы  просвечивающие черты Самого Божества, живое отражение свойств Божиих. Таких людей мы сами же называем святыми по подобию всесвятейшего Бога и самое их изображение окружаем особым сиянием как бы лучами божественного света, который исходит из тайников их духа…И если мы  чествуем своих вожаков, гениев в области мысли или  искусства и преклоняемся пред их творческою мощью, то с каким благоговением должны мы хранить, чтить память этих поистине угодников Божиих, как  величает их наша Церковь.

И вот сегодняшний, т.е. первый воскресный день после праздника сошествия Св. Духа на  апостолов Церковь и посвящает  ежегодно памяти, чествованию всех святых. А именно этот день  — потому, что после грехопадения первого человека совершенствоваться в нравственном отношении, уподобляться Богу,  становиться святым  стало возможным для людей  только при помощи Св. Духа, посланного в мир  Богом отцем ради     искупительной крестной жертвы Сына Божия.

И  как, повторяю, нам ни чествовать святых угодников Божиих! Ведь они, так сказать,  на своих плечах выносят и поддерживают   первозданное достоинство  человека,  каким он должен быть по намерению Творца. Своими личными  подвигами, своим живым примером они проторили нам прямой путь к небу, указали способы и средства борьбы с грехом. Как луна сияет отраженным светом солнца, так и они блистают  отражением Божества и освещают нам жизненный путь среди греховной ночи, которая отовсюду обложила нас своим мраком. В нашей жизни так всю перепуталось и перемешалось: свет со тьмой, правда с неправдой, добро со злом, всюду: фальшь, ложь, злоба, позорные сделки с совестью, всюду себялюбие, эгоизм, преследование только своих личных материальных интересов, что измученная  нравственно чуткая душа не знает, как жить, вести себя, где  твердая почва, на чем остановиться,  на что опереться, чтобы  эта мутная волна не захлестнула с головой?

Но раскройте жития святых ;  прочитайте из них одно, другое, третье , прочитайте внимательно,  надлежащею  вдумчивостью и перед вами откроются такие сокровища духовной красоты и силы, вы увидите такие подвиги беззаветной веры, чисто героического терпения и  самоотверженной любви, о которой современная сутолока жизни  не дает и приблизительного понятия. Вот как следует жить, невольно скажете вы, вот у кого надо учиться. И счастлив тот, у кого эта мысль перейдет в действительную решимость; кто сумеет по  достоинству оценить эти чудные красоты духа и возьмет их за образец для неуклонного руководства жизни!

Но что препятствует нам сделать это? Ведь для того,  чтобы идти следом по стопам святых, которых мы ныне чествуем, не требуется никаких исключительных дарований, это совсем не то, что подражать талантам, гениям, для чего нужно обладать особо одаренной природой.

В конце — концов весь вопрос не сводится ли к тому, действительно ли мы хотим им следовать и  вместе с ними наследовать их вечную славу, или только лицемерим и в сущности вполне довольны той не особенно высокого  нравственного  качества жизни, которой большинство из нас живет?  Но это было бы до слез обидно; это все равно, что  отказаться от  своего человеческого достоинства и призвания христианского…

Нет, этого невозможно допустить. Скорее мы просто боимся тех трудностей и неизбежных лишений, с которыми  сопряжен каждый наш шаг к самосовершенствованию, мы боимся  постоянной духовной работы над собой, необходимой при стремлении к совершенству. Ведь  нужно заново  перевоспитать свой характер, отказаться от многих укоренившихся привычек, Надо постоянно следить не только за своими поступками, чувствами, желаниями, не допускать чтобы к ним примешивалась какая — либо  греховная нечистота. Надо прививать себе такие евангельские черты, как смирение. кротость, незлобие, бескорыстную любовь к  ближнему, которым противоречит весь дух нашего времени…

Но ведь чтобы иметь успех в даже в небольшом каком- нибудь деле, нужны труд и борьба; как же можно обойтись без них в таком важном деле как наше спасение, стремление к нравственному совершенству, получение вечного блаженства в царстве небесном? При том не забудьте, что те же святые, если мы твердо решимся следовать их жизненным урокам, всегда с радостью поддержат нас в трудную минуту и своими молитвами испросят нам благодатную помощь Божию. А с нею разве есть что невозможное?

Надеясь на эту помощь свыше, не убоимся ни каких трудов и лишений, которые соединены со стремлением к нравственной чистоте, совершенству святости. Будем твердо помнить, что к этому всех нас  зовет Сам Христос, что в этом заключается вся цель, смысл и красота нашей жизни. А кто ищет в жизни других целей, а не духовного совершенства, для кого все интересы и задачи бытия не идут выше  обыденных мелких, земных расчетов, тот, значит, отказывается не только от своего христианского звания, но и от своего истинного человеческого достоинства.

За молитвы чествуемых ныне нами  всех святых угодников Божиих да осенит Спаситель — Христос сердца всех нас Своею Божественною благодатию и  пробудит в наших  душах стремление к добродетельной жизни, к совершенству, к святости. Ибо для того Он и приходил на землю чтобы спасти нас, т.е. извлечь нас из болота суеты, греха и страстей и  сделать нас небесными человеками опять достойными Его чадами, предназначенными к вечной неизреченной  блаженной жизни в общении с Ним в Его небесном царстве.

Аминь

 

 2.   О важности изучения жизни святых угодников Божиих.

 

Полезно знать и по временам припоминать жизнь добрых родных, добрых учителей, друзей и благодетелей, пример и жизнь  которых гораздо лучше учит нас чем слово. Еще полезнее изучать и как можно чаще, припоминать жизнь святых угодников Божиих. Ибо что такое жизнь святых? Это ряд опытных уроков благочестия, объясняющих нам самую важную истину,  ту именно, как мы можем служить Богу и благоугождать Ему во всяком возрасте, состоянии и звании. Человек, обыкновенно, везде и во всем любит находить препятствия для подвигов благочестия. Наша юность, например, твердит нам, что будет еще время позаботиться о благочестии, что лета юности нежной и беззаботной, игривой не способны к трудам поста и молитвы: и вот мчится  юность в вихре страстей и мирских удовольствий!

Наступает зрелый возраст: человек под предлогом многочисленных занятий и обязанностей домашних и общественных  опять отказывается служить Богу, —  и святая молитва опять в стороне, для подвигов благочестия опять как будто еще не время. Но вот незаметно  является и старость. Теперь, казалось бы уже и можно расстаться со всеми благами и удовольствиями мира. На краю могилы какие для человека удовольствия? Что ближе к могиле, как не мысль о вечности? А при такой мысли, как не обратиться к делу благочестия! Но что бывает на деле? Не часто ли болезненная старость так бывает близорука, что не видит своей могилы или, по крайней мере, добровольно  смежает тусклые очи свои, чтобы не видеть ее? Не часто ли она вздыхает не о небе, а о потере сил телесных и чтобы оправдать себя пред Богом и людьми указывает на свои немощи, которые требуют покоя и мешают трудиться для благочестия? И так проходит время, а там смерть, и воя целая земная жизнь как будто лишена была удобства для святых подвигов!…А  бедность и богатство…чего — чего они не говорят человеку, чтобы только отвлечь его от подвигов благочестия! Бедный то и дело жалуется на то, что у него едва — едва  достает времени только на приобретение насущного хлеба. Богатый самим делом  оправдывает слово Спасителя: «Не удобь богатый внидет в ццарствие небесное» (Мф. 19.23) «Пространные врата и широкий путь вводят в пагубу» (Мф 7.13)             

   Все подобные предлоги к увольнению себя от подвигов благочестия не редко одобряются умом и приемлются сердцем; но если вникнем в жизнеописания святых угодников Божиих, все эти предлоги исчезают, как тьма перед светом. Там увидим, что не только зрелый возраст, не только старость, но и самая юность, почти детство не препятствовало людям благоугождать Богу: св. Урван благоугодил Богу 12 — ти лет от роду, св. Вера послужила Христу 12-ти лет, Надежда 10-ти, Любовь 9-и лет  (Сен 4, 17). Там увидим, что ни бедность, ни богатство, ни знатная, ни уничиженная доля не мешала человеку служить Богу. Не беден ли был, например, преп. Павел Фивейский? Он не имел даже одежды, а покрывался листьями древесными, он жил один в пустыне, без всякого пособия человеческого ( Янв. 15), — и этому бедняку бедность не мешала быть богатым верою и добрыми делами. А много ли на свете таких богачей, какова была св. Мелания Римлянка? Она имела богатство не только в Риме, где родилась, но и в Сицилии и в Испании, и в Галлии, и в Британии, и  богатство ее состояло не из домов только, но и из обширных лесов, полей и про. И проч. ( Дек. 31). Но богатство не увлекло ее от Бога » на страну далече «: она с богом жила, с Богом почила, с Богом и  блаженствует теперь.

Не мало найдется в истории святых благоверных князей и княгинь, святителей и  вельмож, которым ни знатность рода, ни сан, ни  богатство не препятствовали служить Богу:  прекрасные они были граждане на земле,  прекрасные теперь  граждане и на небе. Были и такие мужи которые на земле имели самую смиренную долю, а на небе заняли высокую степень блаженства; например преп. Спиридон был просфорник (Ок.31), преп. Марк копал могилы (Дек. 29), св. Вонифатий отправлял должность слуги (Дек19). Словом увидим, что никакое состояние не препятствовало служить Богу и преуспевать в делах благочестия.

Что такое жизнь святых? Это ряд опытных доказательств того, что все завещанное нам Спасителем и Его апостолами, только для плоти нашей, ленивой на доброе дело, представляется тяжким бременем, будто бы превышающим силы человека, а для истинных учеников Христовых это, как сказал Христос Спаситель:» Иго благое и бремя легкое » (Мф.11,30). В этих подвигах они находили для себя отраду и наслаждение. Одни, например, с радостию исполняли слово Спасителя: » не печытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся( МФ.6,25). Таков например, был преп. Павел Фивейский. Другие со всею любовью исполняли завещание Спасителя,  «будите милосердны» — таковы св. Филарет милостивый (Дек.1), св.Иоанн милостивый (Ноябрь 12), св. Павлин Милостивый ( Янв. 23) и проч. Третьи строго исполняли слова » блаженни плачущие» (Мф.5,4): таков был Арсений , таков Феофил (8 мая, 29 окт.), не осушавшие глаз своих отслез, Словом трудно найти хотя бы одну какую либо заповедь Христову, которой бы не исполнил тот или другой св. муж. Значит повторим еще, закон Христов — «иго благое и бремя легкое», и только для ленивой плоти нашей он нередко кажется бременем тяжким, невыносимым.

Что такое жизнь святых? Это ряд опытных убеждений хранить православную веру, Читая историю христианских мучеников и исповедников, с изумлением видишь, каких великих пожертвований и страшных мучений стоило им утверждение и распространение православной веры на земле. Чего с ними не делали, и чего они не претерпели? То вешали их за руки , привязав к ногам тяжелый камень (св. Анастасия янв. 22). То  строгали тело раскаленным железом, обливали их кипящею серою и смолою (св. Климент .янв. 23). То  сдирали кожу (св. Ермий, май 31), то резали члены тела по суставам ( св. Иаков персиян , нояб. 27). Но кто исчислит все роды мучений, которым подвергались мученики за веру Христову? И как после этого грустно видеть человека, который исповедует православную веру так холодно, что не хочет совершить ни малейшего подвига для нее, и даже готов  переменить или ровнять ее с другою какою-нибудь  верою!

Что такое жизнь святых?  Это ряд примеров, что и святые, как люди, имеющие одинаковую с ними природу не чужды были и  слабостей и немощей человеческих, которые они врачевали глубоким покоянием, строгим постом и горячею молитвою, что и самые праведники  седмижды на день падают, но седмижды и встают от падения.  Отсюда сколько опять назидательных уроков для христианина. Это не обыкновенный рассказ человеческий, в котором всегда можно встретить преувеличение в ту или другую сторону — в сторону добродетели или порока. Но священные истории, в истории жизни св. угодников Божиих не так: эдесь каждому воздается свое. Не умолчено в священной истории, например,  преступление св. царя Давида; не умолчены упреки, которые не раз слышал св. апостол Петр от Спасителя; не умолчена  неуместная просьба сынов Заведеевых. Точно также безпристрастна и история св. угодников Божиих, живших после земной жизни Иисуса Христа: в ней нередко с добродетелями их указываются и слабости, а это и показывает, что пером писателей водила чистая безпристрастная истина. Тут во вторых урок: «мнятся стояти, да блюдется да не падет», как говорится в слове Божием (1 Кор. 10,12 ). Если и великие  столпы церкви падали, хотя и восставали от падения, то кто же из нас, слабых людей может поручиться за себя? Тут наконец назидание — никогда не отчаяваться в своем спасении и всегда надеяться на милосердие Божие к кающемуся грешнику…

Что такое жизнь святых? Это вообще — богатая сокровищница, из которой всякий может брать все, что нужно для  преуспевания его в жизни духовной, и что  сообразно с его силами, возрастом, званием и состоянием. Это  — богатая трапеза  отрадных и спасительных истин,  которою с великою пользою  и чистым наслаждением может питаться душа верующего. Это — обильный источник живой воды, текущей в жизнь вечную, которой  жаждет благочестивое сердце. Не забудем наконец, что все святые  наши усердные молитвенники и сильные хадатаи пред Богом.

В виду всего сказанного мною сейчас о важности изучения жизни св. угодников Божиих невольно  припоминается наставление апостола, которое никогда не должно быть нами забыто и исполняемо: » поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на  скончание жительства, подражайте вере их».(Евр. 13.7)

Аминь.

 

             3.Чему учит нас жизнь святых.

 

Священная церковь вспоминает ныне всех святых от века благоугодивших  Богу,  вспоминает вслед за сошествием Святого Духа, ибо все святые были святы благодатию Св. Духа. Дух  Божий, нисшедший на апостолов, не пребыл в них одних, но через них  излился на всю вселенную и оживил  мертвенное от греха лице ее. Как с наступлением весны  дух жизни проходит по всем тварям,  оживляет все способное жить и одевает землю травами, и цветами и всякого рода растениями, так было и от пришедствия всеживительного Духа Божия. Все уверовавшие исполнились Св. Духом через  Божественные таинства, Начали жить духом, созревать духовно, приносить  плод духовности,  который по словам апостола  есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,  вера, кротость, воздержание (Гал. 5,22). Каждый уподоблялся древу благолиственному и многоплодному и все в совокупности составляли великий сад Божий — рай духовный, который водворяется ныне на небесах.

Его то вспоминая ныне, св. Церковь предлагает нашему  верующему  созерцанию в урок и подражание.

Итак оставьте землю, вознеситесь  умом на небо  — в рай Божий , селение святых и наслаждайтесь красотою его. Вот  вера Авраама, вот терпение Иовлево, вот  кротость Давидова, вот чистота Иосифа.  Там ревностные Петры, любвиобильные Иоанны, мужественные Павлы, правдивые Иаковы. Здесь мученики, девственники, пустынножители,  постники, странноприимцы,  милостивые, Христа ради юродивые, пастыри, учителя просветители. Подходите ко всякому цветку и древу впивайте аромат их размышлением и сочувствием и не  отходите  пока не насытитесь соревнованием. Вот сад для прохлады и отдохновения верующим! По праздничным дням вы  ищете, где подышать свежим воздухом. Хорошо вы делаете это для тела. Но прежде всего не забывайте прохлаждать, освежать ваши души  мысленным хождение по раю небесному; а еще было бы лучше, если бы вы устроились так, что ходя  по горестной земле телом, сердцем и умом не выходили бы из рая небесного.

Обходя же мыслью рай небесный , действуйте не как праздные зрители, а как добрые домохозяева. Праздный зритель только наслаждается, а домохозяин, наслаждаясь, всегда держит в мысли как бы и у себя завести что — либо подобное тому, что видит у других.

Так обходя  созерцанием  рай небесный, порывайтесь и у себя завести подобный же рай. Для того сойдите мысленно с неба и войдите в себя. Ваше сердце предназначено к тому, чтобы быть раем, садом, полным цветов и плодовых деревьев — духовных. Надо сделать, чтобы оно действительно стало таковым. Ростки всего доброго, хорошего есть у всякого в сердце, но эти ростки дикие, Надо привить их. Берите прививки в небесном раю и прививайте… Вера ли нужна, берите  у святых, блаженствующих в раю, веру; чистота ли  — берите чистоту; терпение — берите терпение;  одним словом берите всякую добродетель и прививайте у себя в сердце. И станет ваше сердце весь рай небесный в малом виде —  и исполнится над вами Слово Божие:  се царствие Божие внутрь вас есть.(Лук. 17.21)

Но вам известно, конечно, из того же Слова Божия, что Царствие Божие «нудится», т.е. с трудом добывается. Потрудитесь и вы. В пример для себя возьмите опять  прививку деревьев. Когда  прививают дерево, то надрез делают на нем и вкладывают внутрь  заимствованный прививок;  место прививки затем обвязывают плотно кругом, чтобы там внутри незримо совершалось срощение заимствованного со своим. То же делайте вы и с сердцем. Бог, создав человека, украсил его  всякого рода добродетелями: верою, послушанием, смирением милосердием, кротостью, братолюбием, боголюбием, всем хорошим и добрым. Когда пал человек, согрешил, — пришел  враг и против всякой добродетели посеял свое злое в нашей природе и привил против веры — неверие;  против смирения — гордость;  против братолюбия — ненависть; против боголюбия — тваролюбие и проч. И  стали все ростки сердца нашего исполнены смешанных, нечистых  соков, не могущих давать вкусных добрых плодов в духовном отношении. Вот почему необходимо прививать  нам себя, чтобы исправить испорченные соки. Как прививать? Так же, как прививают деревья.  Там отрезывают верхушки деревца или ветви, —  отрезывайте и вы дикие ростки сердца самоотвержением и  самопротивлением. Там врезывают   заимсвенный прививок — врезывайте и вы заповедные добрые качества в сердце самопринуждением. Там обвивают прививок чтобы невидимо и спокойно совершалось  срощение, —  обвивайте и вы себя попечительными  учреждениями Церкви — усердным хождением в храм Божий, домашней молитвой, чтением Слова Божия, не один раз в год , как это обыкновенно делается, а  более частым, благоговейным  причащением Тела и Крови Христовой и т.д, чтобы под прикрытием и влиянием этих попечительных учреждений  Церкви  незримо для вас самих совершалось срощение  желаемых  добродетелей с вашим сердцем. Другими словами вот  что сделайте. Противтесь гневу,  принуждайте себя на кротость и   привьете кротость;  противтесь гордости, принуждайте себя  на смирение и привьете смирение;  страдающий распутством, пьянством пусть понуждают себя на воздержание, чистоту и привьете трезвость и во всем воздержанность и т.п. Так противтесь всякому злу и принуждая себя на  всякое добро, среди молитвенных и освятительных правил Церкви,  зло одно за другим вы будете отсекать, а на место его прививать и возращать доброе. И явится сердце ваше садом, исполненным всякого рода добродетелями, или одним деревом  многоветвистым и многоплодным,  которое потом и взято будет  в рай небесный на украшение и восполнение его.

Дорогие братья и сестры! Всех нас Господь зовет в рай к вечному, ни с чем несравнимому блаженству со всеми святыми. память которых празднуем сегодня. И все божественные силы, необходимые для истинной христианской жизни, подаются нам через Церковь, у нас под руками.  Неужели мы настолько погрязли в мирской  суете, во грехе, в страстях, что не влечет нас к себе чистота, святость, духовная красота, блаженство святых, что не хотим потрудиться для достижения царства небесного? Нет, начнем труд, и, начавши не будем ослабевать. И те, которые вошли туда, не подобострастны ли были нам? Не то же ли они носили тело? Не на этой ли скорбной и соблазнительной на грех земле жили? Не в тех ли обстоятельствах находились они, как и мы? Но вот они населяют рай, мы же что? Смотреть только будем, какие другие предваряют нас? Скажите: трудно. Да есть труд, но и плод каков? Трудимся же , работая суете и тлению. Не лучше ли этот труд переменить на труд, приводящий в жизнь вечную. Ведь здесь мы в преддверии жизни, настоящая жизнь там. Надо готовиться к ней и  готовиться по тамошним образцам, каковых мы имеем в святых угодниках Божиих. Смотрите, подражайте им,  учитесь у них, как надо жить здесь на земле, чтобы получить и  тот же конец, т.е.  наследовать вечную , блаженную жизнь на небе.

Аминь

 

4. Все, совершенное Христом для нашего спасения не спасет нас без нашего труда и усилия в деле  очищения себя от грехов и страстей.

Ныне у нас неделя  всех святых, потому и в чтении апостольском слышали мы о святых, Слышали  мы во- первых о силе веры их, что  все великое делали они на земле именно только благодаря силе своей веры. Потом слышали мы об их трудах, скорбях, лишениях, претерпенных ими по вере ради царства небесного Велики и многообразны были эти подвиги и чудеса, совершаемые ими через веру. Вера в их руках была сильным оружием против всего  неприязненного человеку: что для другого было не мыслимо, непостижимо никаким образом, то для них было легко исполнимо. Сильные со злом внешним они через веру сильны были и в победе над самими собою. Они легко без  ропота, без гнева переносили и поругания и побои и темничные заключения. Ища благ небесных, тесного соединения с Господом. Они добровольно оставляли все приятное в мире, добровольно облекались в самую убогую одежду и  предпочитали всю жизнь скитаться в пустынях, горах,  пропастях. А как они кончали свою жизнь? Одни из них, говорит апостол, побиты камнями, другие распилены на двое, третьи умерли от меча —  словом нет такого лишения в мире, такого рода смерти, которого они не испытали бы.

Для чего Св. Церковь указывает на все это, предлагает это нашему вниманию.?  А для того , чтобы мы, имея пред глазами, говорит апостол Павел,  такое множество примеров самоотвержения,  такой сильной веры, отложили всякую гордость и запинающий грех,  с терпением шли  на  предлежащий нам подвиг, взирая в то же время на Начальника и  Совершителя нашего спасения    Иисуса (Евр. 11,33 — 12, 2).

Вот  главная цель и апостола Павла и Св. Церкви, с которой они указывают нам на подвиги святых., Чтобы и нас побудить к посильным подвигам для царства небесного.

Но время ли для этого побуждения? Кто нибудь скажет: теперь не великий пост, чтобы напоминать о трудах и подвигах?

Но оглянись , христианская душа , назад , на пройденные тобою празднества и спасительные воспоминания и ты поймешь всю необходимость такого понуждения со стороны Св. Церкви.

Еще так недавно мы вспоминали великие события из жизни Спасителя — Его  страдания, смерть, воскресение, вознесение и ниспослание апостолам от Отца, Духа Св. Скажите, что все эти события внушают нам? Они говорят о том, что дело спасения нашего совершено  вполне — Спаситель за грехи наши пострадал и умер. Воскресши, Он ад разрушил, смерть победил, диавола посрамил, отверз нам двери в царство небесное. Вознесшись на небо, Он пошел к Отцу приготовить место нам, пошел вечно  ходатайствовать и умолять Своими страданиями за нас. А ниспославши от Отца Духа Св., он дал нам  всесильного помощника к   усвоению содеянного Им спасения, послал в Нем силу к исполнению учения Его , к обновлению, к перерождению, без которого никто не может войти в царство Его. Этот Дух Св., ниспосланный апостолам жив и действует в Церкви, преподан и нам в таинствах крещения и миропомазания, об нисхождении его на нас мы прошлое воскресенье — в день Св. Троицы молились здесь коленопреклоненно в храме. Итак все сделано для нашего спасения; остается нам призванным ко спасению приступить к усвоению этого спасения. Вот к этому — то подвигу и призывает нас Св. Церковь в нынешний день по окончании всех великих церковных праздников Пасхи и Пятидесятницы. А чтобы мы видели, что необходимо для усвоения нами совершенного Иисусом Христом нашего спасения, она указывает нам на всех святых. Как они веровали , так и мы должны веровать; как они подвизались , так старайся подвизаться и всякий.  Дело спасения даром никому не дается. Нужно употребить много усилий и собственных трудов: без нас Господь не спасет нас.  Оружие не спасет  воина, без его трудов, без его умения воспользоваться им, как следует:  так и жертва, принесенная Христом, Его крестною смертию Своему Отцу и Дух  Св., ниспосланный на нас, без нас, без наших усилий, стараний не спасут нас.

Дело , совершенное Спасителем походит на то, как если бы кто рассыпал много драгоценностей и  предлагал их взять желающим. Очевидно, на пользу эти драгоценности послужили бы тем, которые потрудились бы прийти взять их и употребить их на дело. А если  бы отказались, посмотрели на них и ушли, или , хотя и взяли бы, но сейчас же их бросили. Тогда, очевидно, пользы не будет никакой. Так и дело спасения. Оно совершенно в наших руках; мы к нему призваны через крещение и постоянно призываемся через проповедь, благовестие Слова Божия. Но если мы будем только слышать этот призыв , а сами нисколько не  двигнемся для усвоения его, не только не будем исполнять условий для этого , даже  не постараемся узнать  как и что нужно для этого, очевидно спасение само не придет к нам и  близь источника спасения мы останемся неспасенными.

Или предположите, что вы посажены за роскошную трапезу, где всего много, где все так близко и доступно; но  по гордости ли, по упорству ли, или еще почему либо, вы не захотите  вкусить этих кушаньев, не дотронитесь до них. Скажите, что пользы будет от того, что вы так близко сидели к изысканным кушаньям? Таковы именно все те христиане, которые слышат Слово Божие, взирают на эту сладчайшую духовную пищу, понимают хорошо достоинство ее, но по беспечности, по гордости ли, или еще почему,- только не  питаются ею,- не исполняют Слово Божия, не живут по его указанию; которые празднуют  великие христианские праздники, но не входят в дух их, не участвуют сердцем в них , у которых душа, сердце, ум остаются голодными, не насыщенными среди этого моря  благости, разлитого в Церкви Христовой.

Что призванным ко спасению нужно много трудиться  для этого спасения это видно из примера апостолов. Они были очевидцами всей жизни Спасителя, слышателями Его Божественного учения, свидетелями Его воскресения, наконец, и Дух Св. сошел на них. Но что же? После всего этого они пошли и стали заниматься одними житейскими делами?  Или стали заботиться о временном спокойствии своем? Нет. Они  взялись за труд и труд великий — Созидать спасение свое и других, распространять повсюду свет Христов. И спустя немного времени после сошествия на них Св. Духа наложили на себя пост — постились и молились, чтобы Дух Св. жил в них, чтобы Он действовал в них и был им истинным могущественным помощником в их подвиге. Итак трудились они всю жизнь — каждый до своей мученической кончины.

Вот и у нас по установлению Св. Церкви после дня всех святых начинается пост; уже это одно показывает, что и нам  после молитв о ниспослании нам Св. Духа нужно взяться за борьбу прежде всего с самим собою, со своими греховными навыками, привычками и эта борьба должна  продолжаться как и у апостолов всю жизнь до конца дней наших.

Итак дадим себе отчет в том, какое употребление мы делаем из всего, что приобретено нашим Спасителем Христом? Христос для нашего спасения воскрес, а мы воскресаем ли душой от смерти греховной для жизни чистой и святой? Спаситель отверз рай, посрамил диавола, а мы то ли имеем в виду главным образом в жизни, чтобы не подпасть сетям диавольским, чтобы по смерти придти в рай сладости? Господь вознесся на небо, а мы туда ли прежде всего устремляем мысли свои? Нам ниспослан Дух освятитель, а мы о том ли прежде всего молимся, чтобы Дух Св. действительно  жил в нас, более и более очищал нас от всего нечистого, чтобы умудрял нас, просвещая и укрепляя на подвиги спасения нашего? Каждый ли из нас серьезно озабочен этим? Пусть совесть каждого подскажет ему ответ на этот вопрос. Во всяком случае будем твердо помнить, что  нерадение о своем спасении все мы оскорбляем Духа Св. данного нам в помощь и заступление. Не будем же  нерадивы духовно и беспечны в серьезном деле своего спасения, которое будто бы может придти к нам  без особых усилий и забот с нашей стороны, как бы само собою. Вспомним о всех святых, по природе таких же немощных, как и мы, но силою Духа Св. победивших все козни вражии и взошедших на высшие, доступные человеку на земле, ступени веры и благочестия, высшие ступени приближения к Богу.  Вспомним о гневе Божием грядущем на всякого оскорбителя Духа Св. — вспомним обо всем этом и будем жить по духу а не по плоти, служить не греху, а Богу, не разрушать, а созидать то спасение, которое принес на землю Христос.

Чувствуя же свою немощь, будем усердно молить Господа: Господи, услыши нас немощных, оживотвори умерших духовно, помоги нам сохранить Духа Св. , да послужит он нам на спасение, а не к осуждению. Господи, аз яко человек согреших, Ты же Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моей.

Аминь

Протоиерей Михаил Ивановский, Рождественский храм Зачатьевского монастыря в Москве. Рукописи 1930-1942 гг.